«Грустный ослик» вернулся в Талакан
Пассажирский Ан-148, летевший в Иркутск, совершил аварийную посадку в Якутии
Ан-148-100-Е авиакомпании «Ангара», выполнявший 30 сентября рейс из Талакана в Иркутск, совершил аварийную посадку в аэропорту вылета. Причиной стала неисправность двигателя. На видео, опубликованном одним из пассажиров, видно пламя, вырывающееся из правого мотора. В пресс-службе группы компаний «Истлэнд», в состав которой входит «Ангара», подчёркивают, что пожара не было. В том, что произошло на борту, разбирается комиссия, созданная Саха (Якутским) Межрегиональным территориальным управлением Росавиации.
Ближнемагистральный Ан-148, серийное производство которого началось в Харькове и Воронеже в 2009 году, считается весьма надёжной машиной. У пользователей специализированных форумов он получил ласковое прозвище «грустный ослик» из-за своего внешнего вида. Единственная катастрофа за время его эксплуатации произошла 5 марта 2011 года: в Белгородской области разбился самолёт, экипаж которого отрабатывал режим экстренного снижения во время лётных испытаний перед передачей заказчику. Комиссия Министерства промышленности и торговли РФ, расследовавшая причины произошедшего, пришла к выводу, что пилоты непреднамеренно превысили скорость полёта на 110 км/ч от предельной расчётной. Это вызвало флаттер – низкочастотные колебания конструкции, приведший к разрушению «Аннушки» в воздухе. В результате катастрофы погибли все шесть членов экипажа – четверо россиян и двое граждан Мьянмы.
В то же время технические неисправности стали причиной трёх инцидентов с Ан-148. Один из них, в частности, произошёл 10 сентября 2017 года: экипаж самолёта, выполнявшего рейс из Кирова в Симферополь, принял решение пойти на вынужденную посадку в Саратове после отказа правого двигателя из-за падения давления масла. Двадцать дней спустя Ан-148-100Е (модификация, рассчитанная на перевозку 70–85 человек на расстояние до 4400 км) авиакомпании «Ангара» сел в Талакане из-за неисправности правого мотора, вызванной, однако, иными причинами.
Данная машина, носящая бортовой номер RA-61711, была выпущена Воронежским акционерным самолётостроительным обществом и совершила первый полёт 4 октября 2011 года. По данным интернет-сайта www.russianplanes.net, первоначально самолёт предназначался для авиакомпании «Полёт», был окрашен в её цвета и назван в честь заслуженного лётчика-испытателя Юрия Зубрицкого, который, к слову, управлял разбившимся в Белгородской области Ан-148-100Е. Однако впоследствии по соглашению между двумя перевозчиками его передали «Ангаре». Иркутская авиакомпания эксплуатирует его с 8 ноября 2012 года.
Самолёт, которому практически исполнилось шесть лет, 30 сентября выполнял регулярный рейс из аэропорта «Талакан», расположенного в 105 км от якутского посёлка Витим вблизи Талаканского нефтегазоконденсатного месторождения, в Иркутск. На его борту находились четыре члена экипажа и 74 пассажира. В то время, когда он набирал высоту после взлёта, правый двигатель выбросил струю пламени. «Возгорания не было, – подчеркнули в пресс-службе группы компаний «Истлэнд» в разговоре с корреспондентом «ВСП». – Это кратковременный выброс пламени, который для пожара не характерен». Снятый на телефон видеоролик, который на популярном сервисе www.youtube.com опубликовал пользователь Анатолий Аннаев, это подтверждает. В нём видно, что из сопла двигателя вырывается огонь, который затухает по мере снижения самолёта. «Грустный ослик», вернувшийся в аэропорт вылета, безопасно сел в Талакане через 20 минут после взлёта. Экипаж выполнил все полагающиеся в случае аварийной посадки действия в строгом соответствии с руководством по лётной эксплуатации. Самолёт остался в аэропорту вылета, всех пассажиров в этот же день доставил в Иркутск другой борт «Ангары».
«Что именно произошло на борту, устанавливает созданная сегодня комиссия, – сообщили корреспонденту «ВСП» в пресс-службе «Истлэнда» в день вёрстки номера, 2 октября. – Пока о причинах инцидента сказать нечего». Комиссия была сформирована под патронажем Саха (Якутского) Межрегионального территориального управления воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта, в зоне деятельности которого произошёл инцидент. В её состав включены сотрудники ведомства и специалисты «Ангары». Восточно-Сибирское следственное управление на транспорте Следственного комитета РФ, со своей стороны, сообщает о том, что в Якутии проводится доследственная проверка. «В настоящее время проводятся мероприятия, направленные на установление причин и обстоятельств произошедшего, – сказано в его пресс-релизе. – По результатам проверки будет принято процессуальное решение».