Здравствуй, читатель
Очень часто в дискуссии (бывал грешен и сам) в качестве примера политического лицемерия приводится фраза из манифеста императора Александра I: «...Крестьяне, верный Наш народ, да получит мзду свою от Бога...» – как иллюстрация того, что народ, вынесший на себе войну с Наполеоном и победивший, получил лишь тёплое пожелание.
Пришла пора реабилитировать Александра Благословенного.
Манифест «О утверждении крестов для духовенства, а для воинства, дворянства и купечества медалей и о разных льготах и милостях» от 30 августа 1814 года предусматривал массу льгот и прощений:
«Объявляем всенародно. Долговременное отсутствие из отечественной страны наводило сердцу Нашему тяжёлую скорбь, которая при всех успехах и благополучных делах не преставала Нам сопутствовать…
Между тем в ознаменование тех взаимных чувствований, на любви, благодарности и благополучии основанных, которые Мы днесь вкушаем, и в сохранение памяти беспримерного единодушия и ревности, увенчанных от руки Всевышнего толь знаменитыми происшествиями, возжелали Мы учредить и постановить следующее:
…6. Почтенное мещанство и крестьяне, которые трудолюбием своим извлекают из земли первоначальную для всех пищу, из среды коих исходит воин на защиту Отечества, и которые в самое грозное время самолютейшей войны показали дух православия, верности и мужества, едва ли когда имевший пример в бытописаниях; крестьяне, верный Наш народ, да получит мзду свою от Бога. Мы же в отраду понесённых ими трудов и претерпений извещаем, что как войски Наши из запасов достаточно пополнены, так, что состоят ныне в сугубом против того числе людей, в каком состояли при начале войны, то не токмо на нынешний год, но уповательно и на предбудущий или более останутся они без набора рекрут. Между тем Мы предполагаем и ожидаем несомненно, что они в наставшее после жестокой брани мирное и спокойное время, пребывая верны долгу и званию своему, умножат прилежание своё к сельским трудам и ремесленным промыслам и тем исправят нанесённые неприятелем разорения. Господи! Молю Тя, да сбудутся с ними словеса Пророка Твоего Давида: «Бразды Твоя упоятся и жита Твоя умножатся; поля Твоя исполнятся тука, овцы будут многоплодны и волове Твои толсти; удолия умножат пшеницу, пустыни возвеселятся и холмы радостью препояшутся. Тако да взыщет их милость Твоя». Со стороны же человеческого попечения в удовлетворение всякой нужде и недостатку их, Правительство о казённых крестьянах приложит старание доставлять им всевозможные пособия; что ж принадлежит до помещичьих крестьян, то Мы уверены, что забота Наша о их благосостоянии предупредится попечением о них господ их. Существующая издавна между ими Русским нравам и добродетелям свойственная связь, прежде и ныне многими опытами взаимного их друг к другу усердия и общей к Отечеству любви ознаменованная, не оставляет в Нас ни малого сомнения, что, с одной стороны, помещики отеческою о них, яко о чадах своих, заботою, а с другой, они, яко усердные домочадцы, исполнением сыновних обязанностей и долга приведут себя в то счастливое состояние, в каком процветают добронравные и благополучные семейства.
7. Наконец сколь ни велики были в толь огромную и тяжкую войну Государственные расходы, однакож Мы при толико радостном и благополучном окончании дел не можем удержаться от поспешения изъявить народу Нашему не исходящую никогда из мыслей Наших готовность ко всевозможному тягостей его облегчению; почему и даруем ему разные льготы и милости, в нижеследующих статьях состоящие:
1) Обращая внимание Наше на потерю в людях от нашествия неприятельского и признавая по справедливости платёж за убылых людей тем паче тягостным, что случилось сие в первый год новой ревизии, Повелеваем во всей Империи сделать новую перепись народа, о чём Государственному Совету и заготовить к подписанию Нашему указ.
2) Из подушной подати с крестьян и поселян казённого ведомства разных наименований, равно и с крестьян удельных и помещичьих, все недоимки, по 1 Генваря 1813 года остающиеся в недоборе и поныне невзысканные, равно и штрафы по оным, наложенные по Манифесту 1811 года Маия 15 дня, простить и более не взыскивать.
3) Таковые же недоимки из оброчной подати с казённых крестьян и поселян разных именований не взыскивать.
4) Недоимки и штрафы с торгующих крестьян за производство торгов и промыслов, купечеству присвоенных, по Манифесту Февраля 11 и Указу 29 Декабря 1812 года без установленных свидетельств, за весь 1812 и 1813 год простить, и все следствия и дела, по оным производимые, уничтожить.
5) Все недоимки в процентном сборе с помещичьих доходов, по добровольному их объявлению, учреждённом Манифестом 11 Февраля 1812 года, и по сие число не внесённые за 1812, 1813 и 1814 годы, равно и штрафы за неподачу объявлений в срок, сложить, и производящиеся по сему Дела предать забвению.
6) В тех Губерниях и уездах, кои наиболее претерпели от нашествия неприятеля и от бывшей в Новороссийском краю заразительной болезни, не взыскивать и за 1813 год недоимки подушного сбора с крестьян казённых и помещичьих, с мещан и вольных, также процентных денег с купеческого капитала.
7) Недоимка в сборе единовременной, Манифестом 11 Февраля 1812 года учреждённой, пошлины с чаю, в пределах Империи уже находившегося, яко тягость, главнейше падающая на Московское разорённое неприятелем купечество, слагается и уничтожается.
8) Всякого рода взыскания по делам казённым или уголовным, долее десяти лет продолжающиеся и кои в течении такового времени не кончены, оставить; и если по подобным делам где содержится кто в тюрьме, то немедленно освободить.
9) Взыскания по казённым недоимкам с умерших, падающие на их наследников, уничтожаются и предаются забвению.
10) Людей, по казённым долгам более пяти лет в тюрьме содержащихся и заплатить не могущих, простить и освободить.
Мы надеемся, и что частные люди при толь общем и радостном торжестве, последуя примеру Нашему, уступят из взысканий своих к облегчению и освобождению тех, кои в темницах за неуплату им долгов страдают.
11) Начеты казённые и другие такие же упущения и утраты, ежели они неумышленны и простираются не более двух тысяч рублей, простить.
12) Положенные по делам штрафы, кои до сего времени не взысканы, уничтожить.
13) Содержащихся под стражею в пошлинных в казну деньгах по истцовым делам, если где таковые окажутся, простить и освободить.
14) По корчемным и соляным делам содержащихся под стражею всех освободить, по учинённым об них приговорам исполнения не делать, и всякие по сим делам взыскания и начатые следствия оставить.
15) Всякого рода и звания военным людям, крестьянам и прочим обывателям, отлучившимся из Отечества, жилищ и команд их самовольно, Даруем прощение, буде пребывающие внутри России возвратятся от сего числа в течение года, а из иностранных земель в течение двух лет.
16) Всех находящихся ныне под следствием и судом по разным местам чиновников и всякого звания людей по делам, не заключающим в себе смертоубийства, разбоя и грабежа, учинить от суда и следствия свободными.
17) Преступников, содержащихся ныне под стражею и осуждённых уже к торговой казни и ссылке в каторжную работу, освободив от казни, сослать токмо в работу; кои же осуждены к телесному наказанию с отсылкою на поселение или в крепостную работу, таковых послать без наказания.
18) Распространяем Всемилостивейшее прощение на всех вообще, соделавших по сей день преступления, не подвергающие их по законам лишению жизни, хотя бы за безгласностью и следствий об оных начато ещё не было.
19) Напоследок в главнейшем и почти всецелом числе верноподданных Нам народов к сожалению находим Мы некоторое, но к утешению, весьма малое число заблудших людей, из которых иные от страха и угроз неприятельских, иные от соблазна и обольщений, иные же от развратных нравов и худости сердца, забыв священный долг любви к Отечеству и вообще к добродетели, пристали к неправой, Богу и людям ненавистной стороне злонамеренного врага; сих, по мере вины их, правосудие долженствовало бы наказать; но Мы при толь благополучном и радостном всего света торжестве, уступая гласу вопиющего в Нас милосердия, даруем им без всякого изъятия всеобщее прощение…»
И, кстати, читайте газеты!