издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Небезопасное озеленение

Высадка деревьев в городе должна согласовываться с собственниками коммуникаций

  • Автор: Елена Постнова

Осень – пора формовочной обрезки деревьев. Работы планируют как городские дендрологи, так и коммунальщики, в границах ответственности которых находятся зелёные насаждения. Нередко вид спиленных веток вызывает огорчение и даже гнев горожан. «Сибирский энергетик» выяснил, когда лучше спилить дерево ради безопасности и куда обращаться с вопросами по содержанию городских лесов.

Зелёная арифметика

Деревья в Иркутске обрабатываются продолжительный период. Весной и осенью ведутся работы по формовочной и омолаживающей обрезке деревьев с укорачиванием их крон, прочисткой от сухих и аварийных ветвей. Летом – санитарная обрезка деревьев. В этот период подрезают ветки вдоль тротуаров для обеспечения прохода и видимости, меняют крону у растений рядом с балконами – если ветки норовят залезть в дом. В летний период дендрологи убирают и прикорневую поросль в скверах и парках: внизу образуется просвет, который обеспечивает безопасное движение. Верхние ветви стараются не трогать: они укрывают прохожих от палящего солнца.

Основная часть работ выпадает на весну-осень. Весной этого года была проведена формовочная обрезка свыше 1000 деревьев и кустарников в парках, скверах и во дворах. «Только от жителей на обрезку деревьев к нам поступило более двух тысяч заявок, – рассказывает заместитель начальника управления Ольга Григорьева. – Но выделенный бюджет позволил нам выполнить работу лишь на 1000 деревьев весной».

Летом проводили санитарную обрезку. В этот летний сезон было обработано более 4000 насаждений по скверам, паркам, бульварам, улицам, в том числе на бульваре Гагарина, о. Юность, в сквере Кирова, сквере 300-летия Иркутска, сквере Волконского и так далее. Кроме того, на осень запланировано выполнить работы по формовочной обрезке свыше 1700 штук деревьев и кустарников и сносу сухих и аварийных деревьев.

Помимо 2000 заявок на подрезку деревьев в этом году от жителей города поступило ещё около полутора тысяч заявок на снос аварийных и сухих деревьев. Не секрет, что зелёный фонд в Иркутске старый. Хрупкость с виду могучих, а на деле отживших свой век деревьев видна после каждого штормового ветра. Ни одно лето в областном центре не обошлось без новости, что ветер повалил аварийное дерево.

«Зелёный фонд Иркутска сформирован в основном из посадок, выполненных в 1950–1960 годах. Безусловно, требуется частичная их замена на новые деревья. Сейчас высаживают липу, ясень, дуб, вяз, различные кустарники и т.д. Осенью по городским улицам запланирована посадка около 350 деревьев и кустарников», – рассказала Ольга Григорьева.

Ограниченный бюджет заставляет городских экологов привлекать к заботе о городских лесах сторонние организации. Например, в последние годы налаживаются в этом направлении отношения с управляющими компаниями. Безусловно, те неохотно берут на себя дополнительные обязанности и расходы. Но жильцы домов, рядом с которыми растут деревья, не дают расслабиться. Управляющие компании регулярно формируют списки деревьев, которые числятся в обращениях жителей. Коммунальщики обязаны согласовывать все работы с зелёными насаждениями с городской администрацией. Таково законодательство.

Но бывает и такое: жильцы просят позаботиться о дереве управляющую компанию, но, как только узнают, что оплата работ будет из фонда дома, отказываются от своих просьб. Обрезка взрослого дерева – удовольствие недешёвое. Чтобы подобраться к ветвям, необходимо подогнать машины с люлькой, оплатить работу водителя, дендролога или, на худой конец, дворника. По данным мэрии, формовочная обрезка была проведена более чем на 1000 деревьев и кустарников на сумму 1,123 млн рублей.

По словам Ольги Григорьевой, часть работ жильцы могут провести самостоятельно, без бумажной волокиты и сбора средств. Для этого достаточно позвонить экологам в администрацию города. Это касается в первую очередь низкорослых кустарников. «Мы объясняем, что ветку нужно спиливать, а не обламывать, место спила закрасить. Порубочные остатки утилизировать, а не бросить под деревом. Бывает, что к нам согласовать работы обращаются старшие по дому. Они самостоятельно находят исполнителей, не прибегая к услугам управляющих компаний. Важно, чтобы дерево после обрезки не погибло», – рассказала Ольга Григорьева.

Неправильная обрезка, которая привела к гибели растения, преследуется по закону, грозит административным штрафом. Варварское спиливание утаить невозможно: городские экологи проводят регулярные рейды, на телефон мэрии сообщают неравнодушные прохожие.

Дерево проводит ток

Подрезка деревьев на улице Трудовой в Иркутске в этом году вызвала недоумение не только у простых горожан, но и у городских экологов. Крону берёз укоротили значительно, в социальных сетях иркутяне возмущались, кто так не пощадил деревья. Когда начали разбираться, выяснилось, что обрезали растения специалисты «Южных электрических сетей» (филиал ИЭСК). И по закону они могли берёзы обрубить «под самый корешок».

Дело в том, что за зелёными насаждениями вдоль коммуникаций – линий электропередачи, телефонных линий, интернет-кабелей – и под ними следят ресурсоснабжающие организации, собственники коммуникаций. В Иркутске такой порядок даже дополнительно был регламентирован решением Думы в 2004 году. Более того, высадка деревьев в городе должна согласовываться с собственниками коммуникаций. Так было всегда.

«Мы провели исторический экскурс: всегда посадка деревьев под линиями электропередач была запрещена. Так было и в 1953 году, и в 1939-м. Деревья на Трудовой высаживались намного позже, чем была протянута линия электропередач. И посадку деревьев с энергетиками никто не согласовывал. Значит, берёзы здесь вообще находятся незаконно», – рассказал специалист «Южных электрических сетей» Максим Пруцков.

Каждая коммуникация имеет свою охранную зону, параметры которой объясняются техникой безопасности. Пренебрежение ею может стоить здоровья и жизни горожан. «Это не пафосные слова, а правда жизни», – предупреждают энергетики.

«Высота и расположение кроны древесно-кустарниковой растительности рядом с линиями электропередач регламентируются «Правилами технической эксплуатации электрических сетей Российской Федерации» и составляют 4 метра от уровня земли, – рассказывает специалист «Южных электрических сетей» Максим Пруцков. – Деревья большей высоты представляют угрозу жизни и здоровью граждан, имуществу юридических и физических лиц». Например, во время сильного ветра ветви могут задеть провода, оборвать их, что приведёт к обесточиванию потребителей. К тому же оголённый провод может быть особенно опасен для животных или детей.

Нынешним летом собственниками линий проведена обрезка около 2 тыс. деревьев, мешающих электрическим проводам, работе световых опор и интернет-кабелям.

Специалисты ИЭСК ежегодно подрезают ветви на деревьях, которые растут вблизи воздушных линий электропередач. И каждый год энергетики встречают непонимание со стороны горожан. Когда работы проводятся во дворах, часто возмущаются родители, чьи дети там гуляют.

«Родители хотят, чтобы во дворе была зелень, дети дышали свежим воздухом. Мы их прекрасно понимаем. Но дерево, расположенное рядом с проводами и стоящее рядом с детской площадкой, несёт опасность», – предупредил Максим Пруцков. Если ветка заденет провод, ток пройдёт через дерево в землю. Возникнет так называемое «шаговое напряжение». Электрический ток распространится в радиусе восьми метров – по корневой системе – даже при отсутствии дождя. И пострадать может человек, который просто проходит рядом.

«В школе учат, что дерево не проводит ток, который в розетках. Но это правило распространяется только на сети низкого напряжения. Все провода, которые проходят на улице, – сети высокого напряжения. К сожалению, про опасность приходится объяснять каждый раз, когда проводим работы. На самом деле, очень часто горожане пытаются препятствовать подрезке деревьев», – добавляет Максим Пруцков.

Наука посадить дерево

Не только подрезка, но и высадка деревьев должна проводиться при согласовании с коммунальщиками. Инженерные сети на улице проходят не только по воздуху. Кабели проложены и под землёй. Так что недостаточно поднять голову, проверить наличие проводов и тем самым выбрать место для посадки деревьев.

Как рассказала Ольга Григорьева, городские экологи охотно идут навстречу общественникам, которые желают озеленить улицу. Дендрологи объясняют, где, что и когда лучше высаживать. Согласовывают работы с собственниками сетей, которые проходят на данном участке. Например, активисты ТОС «Рубин» благоустроили свой двор на Лермонтова по науке. И они теперь могут не волноваться, что их озеленение потревожат коммунальщики или владельцы других сетей.

«Сегодня в городе в рамках программы «Благоустройство городской среды» проводится большая работа с деревьями. Каждый день специалисты управления решают, в каких дворах необходимо посадить растения, какие насаждения аварийные – их необходимо ликвидировать. Призываю всех горожан: если видите активность во дворе – ходят специалисты, обследуют деревья, подойдите к ним, обсудите судьбу двора, принимайте активное участие в озеленении города», – добавила Ольга Григорьева.

Этого же мнения придерживаются и энергетики. «В Иркутске мы стараемся отслеживать все адреса, где провод может задевать дерево. Но, если иркутяне или жители других населённых пунктов видят, что ветки касаются провода, тем более если рядом находится детская площадка, о данном факте необходимо сообщить в Единую диспетчерскую службу по номеру 112. А диспетчер передаст информацию в нужный филиал», – добавил Максим Пруцков.

 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры