«Мой путь в школе, моё место в школе»
Анастасия Кузнецова мечтала стать учительницей практически с детства и другую профессию для себя не рассматривала. Учёба в педагогическом университете, практика, первая в жизни линейка в роли классного руководителя её не разочаровали, а лишь уверили в правильности выбранного пути. Мы поговорили с молодой учительницей начальных классов иркутской школы № 24 о том, почему она отправилась работать именно в эту школу, какие предметы – её самые любимые, в чём она видит миссию учителя и какие качества детям, по её мнению, должен прививать педагог.
Анастасия Кузнецова ещё не вполне привыкла к формально-торжественному обращению «Анастасия Анатольевна», хотя коллеги и дети обращаются к ней именно так.
– Другую профессию, кроме учителя младших классов, я даже не рассматривала. Огромную роль в этом сыграла и моя первая учительница Наталья Мелентьевна Подольских, педагог иркутской школы № 77. Ну а образцом для подражания стала моя бабушка Светлана Константиновна Лебедева, тоже учитель начальных классов школы № 77. Она всю жизнь проработала в школе, таких людей называют Учителем с большой буквы. Она для меня не просто бабушка, а наставник, на которого я хочу быть похожей в профессии. Отучившись первую смену, я приходила в её класс и занималась с ребятишками образовательными играми. Бабушка позволяла делать это на физкультминутках. Я выступала в роли вожатого, друга, помогала в выполнении домашнего задания, когда дети обращались. Детей я любила всегда и хотела работать именно с детьми. Окончив школу, подала документы только на одно направление в педуниверситет. Меня интересовало исключительно отделение начального образования педагогического факультета. Студенческая жизнь была насыщенной и яркой. Хотя я была готова к тому, что в педагогическом институте жизнь будет так бурлить. Не во всех вузах настолько интересно и комфортно учиться. Никакие минусы я назвать не могу, только положительные стороны. Практика была каждый год с первого курса, на третьем и четвёртом курсах практика была активной – настоящая возможность испробовать себя в роли учителя. Я долго и ответственно готовилась. Дети освоили материал, и я поняла, что им было очень интересно. И учитель, в чьём классе я вела уроки, отметил мои организаторские способности и коммуникативные навыки. Тогда я окончательно уверилась в том, что это действительно моё, я не ошиблась.
Даже материальный вопрос нисколько не волновал Анастасию.
– Если ставить на весы зарплату и любимое дело, то надо выбирать второе, – твёрдо говорит она. – Мой путь в школе, моё место в школе. Надеюсь, я не разочаруюсь в профессии. И во мне не разочаруются дети, родители, мои коллеги по школе.
Я осознаю всю серьёзность и ответственность того, что я буду делать, как влияет учитель на жизнь ученика. От того, как я буду учить детей, многое зависит в их жизни.
Вакансий учителей начальных классов в Иркутске довольно много, но Анастасия сразу остановила свой выбор на школе № 24. 11 класс она окончила именно здесь. Поэтому сразу приняла приглашение директора после получения диплома работать в этой школе. Начальный блок школы № 24 считается одним из лучших и сильнейших в городе, здесь прекрасный педагогический состав.
– Коллеги меня приняли тепло. Надеюсь, что я смогу стать частью этого дружелюбного, общительного, самого лучшего коллектива. Буду стараться. Хочу посмотреть, как работают профессионалы, походить к ним на уроки, рассчитываю сделать важные для себя заметки. Без опыта и без помощи старших товарищей никуда. Родители детей тоже приняли меня по-доброму, мы встречались в конце мая на первом собрании. Недоверия не было. Накануне своего 1 сентября в роли учительницы я очень волновалась, понимая, что моя детская мечта осуществится завтра. Но этот день оправдал все мои ожидания.
Анастасия Кузнецова выстроила в голове идеальную картинку своей работы – все дети спокойные, руки на парте держат полочкой, глазки у них горят, они ни на что не отвлекаются и настроены на учёбу. Её любимые уроки – литературное чтение и русский язык. И первый урок порадовал тем, как хорошо дети знают героев детских сказок и книг.
Молодой педагог настроена и на активную и насыщенную внеклассную жизнь – походы на выставки, в музеи, театры.
– Вам не кажется, что вы идеалистка?
– Пока я идеалистка, да. Но сегодня мой настрой на работу – в ожидании чуда.
– А в чём вы видите миссию и предназначение работы учителя?
– Вы сейчас, наверное, думаете, что я должна говорить об основных предметах. Это важно, без знаний никуда. Но если ученик успешно освоил программу, а в душе остаётся чёрствым, то это неправильно. Дети должны вырастать милосердными, любить то, что их окружает. Мне кажется, учитель должен уметь воспитать доброжелательных людей, которые любят свою родину. Учитель должен научить детей контактировать не только в формате «учитель – ученик», но и в формате «ученик – ученик». Взаимодействие в социуме – основная задача детей. Я должна адаптировать их к нестандартным условиям, которые появятся в средней школе. Я хочу с раннего детства воспитывать в них любовь не только к школе, но и к учителям, уважительное отношение друг к другу. Моральные и нравственные качества формируются в начальной школе. И воспитать эти качества – задача учителя.