Какая молодость без творчества!
В середине прошлого столетия «Восточка» активно поддерживала поиск новых талантов в литературе и искусстве
«Одним из замечательных свойств советской литературы – самой передовой и идейной литературы в мире – является то, что она непрерывно пополняется новыми именами молодых, талантливых писателей». Такими словами начиналась статья под названием «О молодых писателях», опубликованная в «Восточно-Сибирской правде» 28 сентября далёкого теперь от нас 1950 года. Её автор – уже тогда один из авторитетных представителей областной писательской организации, а впоследствии глава всего Союза писателей страны Георгий Марков.
Публикация предшествовала созыву первой не только в послевоенное время, но и вообще в истории литературной жизни Прибайкалья конференции молодых писателей. По решению обкома партии и бюро творческой организации она состоялась в мае 1951 года и собрала свыше 70 участников из городов и районов Прибайкалья, а также из соседних Якутии и Бурятии. Для руководства секциями на таком представительном собрании молодых авторских сил из Москвы приехали старейшая писательница, член правления СП СССР Лидия Сейфуллина и поэты Марк Лисянский и Георгий Горностаев. На месте к ним присоединились иркутские писатели зрелого поколения – Константин Седых, Иван Молчанов-Сибирский, Георгий Марков, Иннокентий Луговской, Агния Кузнецова, Анатолий Ольхон, Гавриил Кунгуров.
В день открытия конференции «Восточка» вышла с передовицей «За высокую идейность и мастерство, молодые писатели!» Высказанная ею надежда на то, что конференция будет способствовать не только выявлению, но и росту творческих талантов, оправдалась сполна. Из будущих известных прозаиков и поэтов на ней «засветились» имена Франца Таурина, Леонида Огневского, Владимира Козловского, Игнатия Дворецкого, Валентины Мариной, Виктора Киселёва, Марка Сергеева…
«Дерзайте, творите!»
Прошли годы. Казалось бы, удачный опыт проведения в Иркутске конференции молодых «старателей» литературного творчества предан забвению. Но нет. В один из таких же майских дней, но уже 1959 года по совместной инициативе на этот раз обкома комсомола и руководства писательской организации в областном Доме политпросвещения открылось… совещание молодых поэтов и прозаиков. Так почему-то организаторы назвали это собрание, хотя по форме и содержанию оно ничем не отличалось от конференции. Те же секции – прозы и поэзии, те же опытные наставники, те же открытые и требовательные разговор и оценки.
Конечно, главная газета области и на этот раз не осталась в стороне от такого неординарного события в культурной жизни. Под аншлагом «Дерзайте, творите!» она представила читателям подборку произведений нескольких участников совещания, сопроводив её врезкой: «Все эти люди разных профессий: В. Алексеев – инженер, В. Баранова – студентка пединститута,
Г. Волович – сотрудник многотиражной газеты. Они всегда в гуще жизни. У строителей железной дороги Тайшет – Абакан, у тружеников сельского хозяйства учится С. Куняев мужественной простоте. Недавно пришедший из рядов Советской Армии С. Иоффе немало задушевных строк посвятил солдатской службе».
И вот такие стихи читаем в этой подборке.
На службу собираясь, мы гадали:
«Получим карабин иль автомат?»
А нам по мокрой тряпке дали,
Велели мыть и чистить всё подряд…
Не в первый день,
не в первый месяц даже
Нам довелось ту истину открыть,
Что две науки здесь постигнет
каждый:
Науку – воевать, науку – жить.
Сергей Иоффе
Спроси, тебе расскажут матери,
как шли деревни на гумно
и до утра зерно лопатили,
сырое, тёплое зерно.
Мякина улетела на поле,
а хлеб, тяжёлый от забот,
бил по плечам литыми каплями,
и каплями катился пот…
Станислав Куняев
Совещание длилось три дня. Были рассмотрены рукописи около 30 начинающих литераторов. В секции прозы спор разгорелся при обсуждении юмористических рассказов студента Иркутского госуниверситета Александра Вампилова. Как писал в «Восточке» руководитель литобъединения при областном отделении Союза писателей Виктор Киселёв, «его опыты признаны успешными: острые замыслы, сложные ситуации, хлёсткие фразы – всё это обусловливает удачу рассказов». В то же время автору был дан настоятельный совет «больше набираться жизненного опыта, наблюдений…».
Вообще, мысль о том, что талант, которым наделён человек, без знания жизни не даст желаемого результата, более того – желаемый результат может быть достигнут лишь при наличии высокой культуры, кропотливой работы над собой, рефреном звучала на совещании. Так, в секции поэзии в целом положительную оценку получили стихи процитированного выше Станислава Куняева. Однако пока на его творчестве сильно сказывается влияние других поэтов. Как пример приводились стихи «Марш-бросок», в которых легко обнаруживаются интонации и приёмы солдатских виршей Киплинга, а часто встречающаяся неряшливость вместе с вычурностями, по мнению обсуждавших, «делают отдельные строфы бессмысленными и даже неграмотными»…
По итогам совещания при всех выявленных недостатках, кроме Вампилова и Куняева, «благословение» на дальнейшие шаги в творчестве получили другие начинающие литераторы. У поэтов это Светлана Кузнецова из Бодайбо, уже упомянутые Валерий Алексеев из Ангарска и Сергей Иоффе, а также Алла Стародубова, Владимир Гусенков, Виктор Соколов. Среди прозаиков – Елена Ячменева из Братска, Анатолий Тириков из посёлка Усть-Ордынский, журналист Леонид Красовский, геолог Дмитрий Сергеев… По меньшей мере у половины из них уже через год-два вышли первые книги.
Молодость плюс творчество, плюс современность
Но если и дальше строго придерживаться хронологии, то надо сказать, что также не позже этого срока – в апреле 1961 года – была созвана… да, именно не совещание, а опять конференция молодых творческих сил области. Да и как иначе можно было назвать мероприятие, на которое решили пригласить не только молодых писателей, но и художников, актёров, режиссёров и даже тех, кто пишет музыку и снимает кино?
Кстати, тогда же у конференции, впоследствии признанной уникальным явлением в культурной жизни страны, появился свой девиз, который потом стал её названием: «Молодость, творчество, современность». История умалчивает, кому принадлежит это удачное словосочетание. Хотя, конечно, кем-то и где-то оно было впервые произнесено. Не исключено, что устами одного человека – скажем, к тому времени набравшегося организаторского опыта и щедрого на разные полезные инициативы поэта Марка Сергеева. А возможно, название было создано коллективно…
Конференция открылась пленарным заседанием в областном драматическом театре, потому что другого зала для размещения увеличившегося количества участников не нашлось. У пробующих свои силы литераторов верховодили Франц Таурин и Марк Сергеев, к которым присоединились москвичи – прозаик Ариадна Громова и поэт Марк Соболь. У молодых артистов и режиссёров – председатель областного отделения Всероссийского театрального общества Василий Лещев, у художников – тоже руководитель отделения творческого союза Виталий Рогаль, у самодеятельных композиторов – директор областного Дома народного творчества Георгий Люрис, у кинодокументалистов – главный редактор Восточно-Сибирской студии кинохроники Александр Розин.
Будущие живописцы, графики, скульпторы специально к конференции подготовили выставку. В числе других на ней свои работы показала тогда ещё студентка художественного училища Галина Новикова. И так получилось, что их увидел к тому времени сотрудник редакции газеты «Советская молодёжь» Александр Вампилов и под псевдонимом «А. Валентинов» опубликовал заметку-раздумье под названием «Быть похожим на себя…». «Галина Новикова ещё студентка, – писал он, – но творчество уже началось. Началось в ученье, в сомнениях, в поисках верного пути, сюжета, штрихов, красок, света, композиции – в поисках самого себя…» И далее: «Поднимает, влечёт за собой традиция, огромное, могучее наследие старых мастеров. Влечёт и подавляет. Толкает вперёд и встаёт поперёк дороги. Надо быть похожим… на себя».
Конечно, с такой смелой по тому времени мыслью, что наследие старых мастеров не только «влечёт», но и «подавляет», не только «толкает вперёд», но и «встаёт поперек дороги», не мог согласиться руководитель секции художников. И Виталий Рогаль через «Восточно-Сибирскую правду» адресовал молодёжной газете вопрос: «О каком «грузе» классиков может идти речь?» И тут же сам в категорической форме ответил на него: «Произведения мастеров не мешают, а помогают безусловно талантливому автору в её поисках…»
А в итоге имя Галины Новиковой оказалось в списке тех, кто был отмечен первой в своей творческой жизни почётной наградой – дипломом лауреата конференции, как и имена ряда других впоследствии известных людей в искусстве и литературе.
«Не конференция, а настоящее движение талантов»
Следующая конференция прошла тоже в апреле, но уже 1964 года. Эту трёхлетнюю паузу заполнили события, связанные с ещё одним уникальным в масштабах страны явлением – рождением и деятельностью в Иркутске объединения молодых писателей и художников, названного ТОМом (Творческое объединение молодых). Инициаторами его создания выступили участники предыдущих совещания и конференции Александр Вампилов, Юлий Файбышенко, Вячеслав Шугаев, Сергей Иоффе, Юрий Скоп, Глеб Пакулов, Владимир Пинигин и другие.
Именно благодаря активности членов ТОМа и редакции газеты «Советская молодёжь», на базе которой он фактически существовал, удалось провести заблаговременную и, можно сказать, широкоохватную подготовку к очередной конференции «Молодость, творчество, современность». Особенно полезными оказались поездки бригад творческой молодёжи по маршрутам Иркутск – Братск, Иркутск – Киренск, Иркутск – Слюдянка – Байкальск, Иркутск – Зима – Тайшет. Они не только помогли выявить немало новых талантов, но и дали толчок к их объединению на местах. Не случайно кто-то тогда сказал: «Это не конференция, а настоящее движение талантов»…
Дню открытия конференции обе областные газеты по традиции посвятили специальные страницы. Так, «Молодёжка», отведя ей весь разворот очередного номера, первую полосу открыла яркой эмблемой и словами: «Начинает работу конференция творческой молодежи области. Её девиз – «Молодость, творчество, современность». Её символ – горячее сердце». А «Восточно-Сибирская правда», напомнив о «прекрасном призвании творческой молодёжи – служить своим талантом народу», опубликовала рассказ Владимира Жемчужникова «Орнамент», статью руководителя литературного объединения при редакции газеты «Иркутский университет» Ростислава Смирнова, очерк об операторе Восточно-Сибирской студии кинохроники Михаиле Колесникове, стихи учителей из Куйтунского района – Г. Кольцова «Просека» и В. Смирнова «Помоги, весна!».
По заведённой традиции на «подмогу» нашим писателям из Москвы прибыли авторитетные гости – поэты Александр Межиров, Марк Соболь, Владимир Корнилов, прозаик Борис Костюковский. С их участием жюри обеих литературных секций из многих произведений выделили повесть Геннадия Машкина «Синее море, белый теплоход», рассказы Альберта Гурулёва, стихи Михаила Трофимова, Виктории Ярмицкой, Людмилы Бендер…
Также по традиции открылась и выставка молодых художников, но на этот раз к ним добавились молодые архитекторы и фотографы. Здесь интересными работами заявили о себе Николай Протасов, Юрий Селиверстов, Аркадий Гутерзон, Александр Шипицын, Вячеслав Шичков…
На секции музыки ярко прозвучали хоровые и вокальные произведения преподавателя Иркутского педагогического института Юрия Филлера, хормейстера Леонида Пащенко, военного дирижёра Николая Земцова…
У кинодокументалистов, кроме выпускника ВГИКа Михаила Колесникова, свои первые работы представили на суд жюри ещё недавно ходившие в ассистентах, а теперь самостоятельно ведущие съёмки молодые операторы Восточно-Сибирской студии кинохроники Александр Громодзинский, Борис Винокур, Евгений Корзун, Александр Непомнящих, Иркутской студии телевидения – Юрий Четин, Владимир Зубчанинов…
Третья, но посчитали четвёртой…
Обратите внимание: все первые сборы молодых, талантливых, современных проходили не только исключительно весной как примета того, что будут отменные творческие всходы, но и строго через два-три года. Вот и очередная, третья конференция состоялась в марте 1966 года. Да, она была третьей, однако в историю вошла четвёртой. Почему? Потому что идеологи и организаторы набиравшего мощь «движения талантов» всё-таки посчитали, что совещание 1959 года по всем параметрам – это та же конференция. «Ставшие традиционными в Иркутске конференции «Молодость, творчество, современность»… творческие союзы собирают молодёжь уже в четвёртый раз», – писал в «Восточно-Сибирской правде» 24 марта 1966 года Марк Сергеев, ставший к тому времени ответственным секретарём областного отделения Союза писателей РСФСР.
Об этом же, хотя повод был другой, он напомнил и после окончания конференции. «Нынешняя, четвёртая конференция, – цитирую его статью в номере за 17 апреля, – имела одну особенность. Если на первых трёх собиралась творческая молодёжь, уже как-то проявившая себя в литературе, даже обсуждались произведения авторов первых книжек, то в этот раз мы пригласили известных нам авторов только из далёких районов… Иркутян же и ангарчан (конференция проходила в Ангарске. – В.Х.), имеющих первые книги да и хорошо известных по многочисленным выступлениям в печати, мы попросили принять активное участие уже в качестве рецензентов, своего рода учителей…»
И в подтверждение Марк Сергеев привёл список этих «своего рода учителей»: Вячеслав Шугаев, Дмитрий Сергеев, Юрий Самсонов, Геннадий Машкин, Сергей Иоффе, Леонид Красовский, Алла Стародубова, Валерий Алексеев, Виктория Ярмицкая, Иннокентий Новокрещённых…
Кстати, в списке не упоминались Александр Вампилов и Валентин Распутин, потому что они находились в то время за пределами области. Зато в следующей, пятой конференции, которая состоялась в 1968 году и снова в Ангарске, они участвовали уже как члены жюри.
* * *
Так ещё сами недавно авторы первых книг, заметных произведений изобразительного, музыкального, сценического и других видов искусства становились наставниками тех, кто делал начальные шаги в творческой жизни. И эта закономерность, своего рода эстафета преемственности, прослеживалась на протяжении всей почти полувековой истории конференций «Молодость, творчество, современность».
Последняя, 17 конференция состоялась в 2004 году. Потом по какой-то причине было принято решение проводить под этим же названием не конференции, а конкурсы. Первый такой конкурс прошёл в 2008 году, второй, приуроченный к 75-летию образования Иркутской области, – в 2012-м. А вот к 80-летию образования области о нём забыли…
А самое главное: конкурс это конкурс, на нём публично оглашаются лишь результаты. Другое дело – конференция, где открыто, в присутствии самих участников, а также членов жюри, консультантов, рецензентов анализируются, обсуждаются и оцениваются представленные работы. А это как раз то, что наиболее важно для молодых творческих людей!
И правильно, что областное отделение Союза писателей России запланировало уже в следующем году снова провести конференцию под легендарным названием «Молодость, творчество, современность». Всё-таки нельзя предавать забвению то, что не одно десятилетие способствовало росту талантов…