издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Подтвердили эффективность

Проект, который пять лет назад был одобрен инвестиционным советом ПАО «Иркутскэнерго», а три года назад обрёл поставщика оборудования, предполагает замену рабочих колёс на четырёх агрегатах Усть-Илимской ГЭС из шестнадцати. Для модернизации выбрали машины под номерами 2, 4, 10 и 12, имеющие самый низкий коэффициент полезного действия. Поначалу на станции хотели ограничиться только реконструкцией двенадцатой турбины, рабочее колесо которой в семидесятых годах по предложению одного рационализатора выполнили из облицованной нержавейкой низколегированной стали, так что оно страдало от кавитации сильнее других. Но впоследствии из соображений экономической эффективности включили в проект четыре гидроагрегата.

Рабочее колесо для первого из четырёх гидрогенераторов прибыло в Усть-Илимск в апреле 2016 года. Модернизированную машину станционный номер №10 ввели в эксплуатацию два месяца спустя после поставки рабочего колеса. В последующем модернизации подверглись гидроагрегаты № 12 и № 4. Работы по установке рабочего колеса на гидроагрегат № 4 завершились в июне нынешнего года. Обязательным условием окончания ремонтных, монтажных и наладочных работ является проведение приёмо-сдаточных испытаний под нагрузкой с включением в сеть приёмочной комиссией по утверждённой программе, в приёмке принимали участие представители завода – изготовителя оборудования, рассказывает заместитель главного инженера Усть-Илимской ГЭС Андрей Карпачёв. Задачами приёмо-сдаточных испытаний являются определение параметров работы гидроагрегата и его работоспособности, оценка качества выполненных ремонтных работ, а также качества отремонтированного оборудования.

Далее проводятся энергетические испытания абсолютным методом, которые позволяют определить фактическое (абсолютное) значение расхода воды через гидротурбину и её максимальный КПД, при испытаниях использовался отработанный в отечественной практике метод «площадь-скорость», при котором расход гидротурбины определяется интегрированием поля местных скоростей в выбранном створе, измеряемых гидрометрическими вертушками. Оборудование для тестов представляет собой раму примерно с семью десятками гидрометрических вертушек, которые имитируют скорость потока. Её устанавливают в напорный водовод гидроагрегата, после чего агрегат включается в сеть и ступенями изменяется нагрузка. Дискретность изменения нагрузки определяется программой испытаний. В финале агрегат выводят на ту мощность, при которой достигается максимальный коэффициент полезного действия. Для модернизированных машин Усть-Илимской ГЭС он составляет 96,6% вместо существующего в 91-92%.

В рамках договора поставки четырёх рабочих колёс между ПАО «Иркутскэнерго» и ПАО «Силовые машины» энергетические испытания абсолютным методом проводились на одном вводимом в эксплуатацию гидроагрегате – № 10.

Гидроагрегат № 4, который по проекту обновляли третьим по счёту, был введён в работу 26 июня. В настоящее время на станции выполняют модернизацию гидроагрегата № 2, который в проекте стоит последним. Работы на нём продлятся до начала следующего года. По плану ввести его в эксплуатацию должны в феврале. За счёт обновления рабочих колёс четырёх гидроагрегатов ежегодная выработка Усть-Илимской ГЭС увеличится в среднем на 345 млн кВт-ч.

 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры