Слово об Иннокентии Луговском
«Да вы ещё и поэт! Это кстати! Хотите писать агитстихи и фельетоны в выездных газетах? Хорошо, завтра же в путь, в Забайкалье, на Дарасунский золотокомбинат. Там у нас издаётся газета, выходят листовки, плакаты… Получайте удостоверение, командировочные. Зачисляем вас в штат…»
Так впоследствии описывал своё появление в 1933 году в Иркутске и разговор с редактором тогда краевой газеты «Восточно-Сибирская правда» один из «золотой сотни» её авторов – поэт и журналист Иннокентий Степанович Луговской.
А родился он в 1904 году в Забайкалье, и его биография началась с партизанского отряда, куда он пришёл сменить отца – крестьянина-казака, первого в их селе председателя совдепа, расстрелянного карателями. Потом были комсомольская юность, увлечение поэзией и журналистикой. Своё первое стихотворение увидел напечатанным в газете «Забайкальский крестьянин» в 19 лет, оно называлось «В избе-читальне». А через год его, селькора, умевшего писать ещё и зарисовки и корреспонденции, зачислили в штат редакции.
В Иркутск он приехал после службы в армии на Дальнем Востоке и работы литсотрудником в краевой газете «Тихоокеанская звезда». И вот его агитстихи в «Восточке» из той первой командировки.
О плохом хозяйственнике:
Дела-делишки у Михайлы:
Где нужен молот –
Шлёт вам кайлы…
Завхоз ошибся столько раз!
Не по ошибке ль он у нас?
О краснобае:
Хорошо пускаешь слово.
Хорошо ты говоришь.
Что ни слово – всё готово.
А на деле – с маслом шиш.
О бракоделах:
Афанасьева строгала.
Что строгала – не видала.
Не поймёт сама, что вышло —
То ли палка, то ли дышло.
И, надо же, он проработал в газете восемь лет – до самого начала Великой Отечественной войны! Читаю заполненную им в феврале 1938 года анкету из личного дела, хранящегося в Иркутском государственном архиве новейшей истории: «Место постоянной работы и должность: Иркутск, редакция газеты «Восточно-Сибирская правда», репортёр».
Иннокентий Луговской – репортёр! Скажи об этом кому-нибудь из иркутской пишущей братии в 1960–1970-е годы – не поверили бы! А между тем ещё в 1934 году увидели свет два его сборника: один – очерков, другой – стихов. Первый назывался «Праздник колхозной радости», второй – «Просека». И вскоре после этого его, как и Елену Викторовну Жилкину, принимают кандидатом в члены Союза писателей СССР, у них даже номера билетов, подписанных самим Горьким, близки – 896-й и 901-й.
В июле 1941 года Луговского снова призывают в армию. Служил в родном Забайкалье – в редакциях газет «Суворовский натиск» и «Вперёд, к победе!», где печатал зарисовки, очерки, стихи, вёл отделы сатиры и юмора, литературные консультации для пробующих перо бойцов и офицеров. В войну издал третий (второй – «Россыпи» – вышел до этого) поэтический сборник – «Из полевой сумки». Всего за свою жизнь, а умер он в 1982 году, Иннокентий Степанович стал автором более 30 книг.
«Черпать материал из самой жизни, каждый день и час быть в гуще событий и людей. Не отсюда ли, – писала о Луговском по случаю собственного полувекового юбилея «Восточно-Сибирская правда», – взял он и навсегда привнёс в своё поэтическое творчество боевую журналистскую хватку, любовь к живому факту, точность слова и ясность мысли? И сейчас, через десятки лет, Иннокентий Степанович с той же оперативностью, с тем же душевным жаром откликается на любой «социальный заказ» времени. Его стихи, прозаические миниатюры, заметки о книгах занимают в нашей газете особое место – в них слышится читателям голос друга и наставника».