«Мы всё летаем в облаках»
Круглый стол «О деловом климате в Иркутской области», который состоялся на площадке Законодательного Собрания, ещё раз показал, что бизнес и власть в регионе существуют в параллельных реальностях. Иногда они соприкасаются, и тогда происходит какая-то реакция. Правда, на этом круглом столе дискуссии не получилось. Очевидно, ни одна из сторон всерьёз и не рассчитывала быть услышанной.
Точку зрения правительства о состоянии делового климата в регионе представлял заместитель министра экономического развития региона Владимир Гордеев. По его данным, нам есть чем гордиться: снижается административное давление на бизнес. Обозначены подходы к реализации проектов в сфере государственно-частного партнёрства. Первым проектом должно стать строительство радиологического корпуса онкоцентра.
А ещё начинают работать некие «целевые модели по упрощению ведения бизнеса», спущенные с федерального центра, которым составлено 11 дорожных карт. Они тоже должны помочь устранить административные барьеры в конкретных областях – «получении разрешения на строительство», «регистрации права собственности», «постановке объектов на кадастровый учёт», «поддержке малого и среднего предпринимательства», «присоединении к сетям» и так далее. В итоге к 2021 году срок постановки объектов на кадастровый учёт должен снизиться до 30 дней, регистрация права собственности будет занимать 7 дней, получение разрешения на строительство – 80 дней, подключение к электросетям – 90 дней, к сетям водоснабжения – 40 дней.
Но, когда дело дошло до конкретных вопросов, докладчик сбился. Например, минэкономразвития не может однозначно сказать, в чём выражается поддержка правительства по подключению к сетям электроснабжения и почему на это даётся именно 90 дней. За реализацию этой целевой модели отвечает министерство жилищной политики.
– Поэтому лучше к ним обратиться, – предложил Гордеев.
– Но их здесь нет, поэтому вы должны нам ответить, – рассудила вице-спикер ЗС Наталья Дикусарова, которая вела круглый стол. – Минэконом является точкой сбора всей информации, а не министерство ЖКХ, поэтому вы нам должны дать ответ. Вы же специалисты универсального профиля. Поэтому извините, но такой ответ не принимается.
К сожалению, другого ответа от министерства экономического развития добиться не удалось.
Зато выяснилось, что минэкономразвития вполне серьёзно считает, будто улучшению делового климата в регионе способствует плотная сеть так называемых институтов развития. В частности, это АО «Корпорация развития Иркутской области» и созданные с её участием Агентство инвестиционного развития, Фонд развития промышленности, Фонд микрокредитования.
Кроме того, работают территория опережающего развития в Усолье-Сибирском и ОЭЗ «Ворота Байкала».
– В этом году мы планируем форсировать события в Байкальске, – сообщил Гордеев единственную припасённую новость. – Либо мы в этом году начинаем реализацию проекта, либо правительство ставит вопрос о его целесообразности.
Проведён аудит всех шести зарегистрированных резидентов. По словам замминистра, с теми из них, кто не желает работать, соглашения будут расторгнуты. На сегодняшний день правительство заявляет о семи новых претендентах на право вхождения в «Ворота Байкала». На рассмотрение во время осенней сессии планируется вынести вопрос о выделении средств на строительство сетей в Байкальске.
Когда глава Иркутской области, выступая на федеральных телеканалах, рассказывает об успехах КРИО и других институтов развития, это звучит впечатляюще. Главным образом потому, что московским журналистам нечего возразить губернатору, ведь они не знают, как эти институты работают на практике. Но дома-то другое дело. Здесь всегда есть специалисты, которые знают больше, чем сказано в официальном докладе. Например, председателю комитета по собственности и экономической политике ЗС Ольге Носенко само выражение «институты развития», наверное, уже оскомину набило. Ведь их работу депутаты обсуждают практически на каждом заседании комитета.
– Четвёртый год мы слышим о тех инструментах поддержки бизнеса, которые вы перечислили, – взяла слово Ольга Носенко. – Но никто ни разу не рассказал нам о каких-то результатах деятельности этих структур. Я несколько раз безрезультатно пыталась через своих представителей пройти путь от подачи заявки до получения кредита. Чем занимается Агентство инвестиционного развития, кроме организации различных поездок, непонятно. Ни одного соглашения, заключённого по результатам этих поездок, тоже не видно.
Ольга Носенко раскритиковала работу туристической сферы и отметила, что нет в регионе ни нормальной инфраструктуры, ни гостиниц высокого класса.
– Как правительство думает участвовать в этом процессе, может быть, в форме государственно-частного партнёрства? – поинтересовалась Ольга Носенко. – Как нам сделать регион привлекательным для туристов, не вынуждая их селиться в курятниках, за которые нужно платить, как за пятизвёздочные отели?
Владимир Гордеев предпочёл не заметить критику в адрес институтов развития и сразу сосредоточился на туризме. Тем более что ответ у минэко есть, и он очень простой. Иркутская область не участвовала и никогда не будет участвовать в строительстве всяких там гостиниц.
– Иркутская область может участвовать в строительстве сетей, дорог, как это делается в экономической зоне «Ворота Байкала», – отметил Гордеев.
Следует уточнить, что и там правительство пока ничего не делает, а только собирается уже много лет. Это тянется так долго, что федеральный центр намерен ставить вопрос ребром, как и признался в самом начале замминистра.
После этого Владимир Гордеев сообщил, что строительство «каких-либо объектов, в том числе туристических» на прибрежной территории Байкала вообще запрещено. «Исключение составляет зона «Ворота Байкала», – припечатал чиновник, чем и поставил точку на теме туризма.
Ольга Носенко не удовлетворилась ответом и попыталась вернуть собеседника не тему институтов развития.
– Когда будут разработаны регламенты для этих структур, сколько там человек работает, какую зарплату они получают? – сыпала вопросами председатель комитета по собственности.
– Вопросы с бородой, – констатировала Наталья Дикусарова и поспешила разрядить ситуацию. Она-то знает, что на этой ноте разговор обычно накаляется. Очевидно, были причины предполагать, что и на этот раз ответы не будут получены. Поэтому вице-спикер рассказала, что недавно к депутатам обратился предприниматель из Иркутского района, который хочет получить заём в Фонде микрокредитования. Парламентарии намерены на конкретном примере проследить, как работает фонд, насколько легко предпринимателю с хорошей кредитной историей оказаться в числе заёмщиков.
– Отследим на конкретном примере, как работает система, – пообещала Наталья Дикусарова. – Потом его пригласим и обсудим возникшие сложности или, наоборот, положительный опыт.
– Мне бы хотелось рассказать о деловом климате, в котором работает наша компания, специализирующаяся на оказании инжиниринговых услуг, – взял слово руководитель АО «ИркутскНИИхиммаш» Анатолий Кузнецов. Институт занимается проектированием промышленных объектов, экспертизой промышленной безопасности, изготовлением оборудования, в том числе трубопроводных систем высокого давления.
Кузнецов раскритиковал действующую систему тендеров и отметил, что крупный заказ средний бизнес может получить только в вертикально-интегрированных структурах. Однако тут предприятие попадает в ловушку, потому что оплата за выполненную работу падает на счета подрядчика лишь спустя 90–120 дней. Всё это приводит к задержкам выплаты зарплаты, налогов и прочих обязательных платежей. При этом средств на развитие науки просто не остаётся.
– Если так будет продолжаться дальше, инжиниринговые услуги скоро будут оказывать только зарубежные фирмы, – пообещал Кузнецов. – У нас вертикально-интегрированные предприятия – это высшая каста, что ли? Почему там специалисты получают зарплату вовремя, а мы вынуждены ждать свои деньги по полгода. А пока есть задолженность по зарплате и налогам, никакую помощь или кредит от государства получить невозможно. Получается замкнутый круг.
– У тех, кто работает с крупным бизнесом, есть проблемы, – признал Владимир Гордеев. – Это касается не только Иркутской области.
– Вы постоянно рассказываете, как губернатор заключает соглашения с «Роснефтью», «Газпромом», другими вертикально-интегрированными компаниями, – обратилась Ольга Носенко к заместителю министра. – Что конкретно в этих соглашениях прописано? Учитываются ли интересы конкретных предприятий, работающих в нашем регионе?
Окончание на 06 стр. èèè
Окончание. Начало на стр. 03
Владимир Гордеев признал, что губернатор не обсуждает с крупными структурами интересы среднего и мелкого бизнеса региона, который мог бы выполнять подряды для российских гигантов на территории Иркутской области.
– Крупные компании осуществляют закупки товаров и услуг не по 223-му и не по 24-му ФЗ, а по собственному регламенту, – отметил Владимир Гордеев. – Им до нашего законодательства сугубо фиолетово. Есть проблема по отложенным платежам, но её нужно решать на федеральном уровне.
– Вопрос Ольги Николаевны не просто так задан, – поддержала коллегу Наталья Дикусарова и напомнила, что депутаты уже озвучивали свой интерес к содержанию соглашений с крупными компаниями, которые заключаются на уровне правительства области. Такие документы не должны ограничиваться темой социального партнёрства, экономическое взаимодействие с региональным бизнесом не менее интересно.
Уполномоченный по правам предпринимателей в Иркутской области Алексей Москаленко отметил, что в регионе, впрочем, как и в РФ в целом, доступность кредитных средств очень низкая. Никакие институты развития не в силах повлиять на эту ситуацию. Омбудсмен не согласился с минэко, которое заявляет о снижении административной нагрузки на бизнес. Институт уполномоченного в этом году тоже проводил опросы, и они показали, что 66% респондентов отмечают рост административного давления, 32% считают, что оно не изменилась, и только 2% говорят о снижении.
А ещё бизнес волнуют снос павильонов и предстоящее принятие налога на имущество с кадастровой стоимостью. Главная задача – определить налоговую нагрузку, которая не задавит окончательно малый и средний бизнес.
– Мы долго с ним работаем, но видим, что правительство области хочет только пополнить бюджет при помощи этого налога, – в сто первый раз поднял тему Москаленко. – Это похвально, конечно. Но нельзя этим обосновывать максимальную ставку налога в 2%, которая перераспределит нагрузку с крупного бизнеса, ради которого закон и вводился, на мелкий, который под этой ставкой умрёт. Не надо нас сравнивать с западными регионами, которые ввели большие ставки. Наш бизнес находится в неравных условиях по сравнению с центром. Предлагаю применить ставку 0,2% и посмотреть динамику. Поднять-то её никогда не поздно.
Исполнительного директора «Агропромышленного союза Иркутской области» Павла Соболева больше всего интересовал деловой климат в сельском хозяйстве. Судя по его выступлению, Иркутская область – зона рискованного земледелия в прямом и переносном смысле слова. Хотя все отчёты правительства свидетельствуют о небывалом подъёме сельского хозяйства, а губернатор говорит об освоении целины.
– Мы всё где-то в облаках летаем, какие-то проекты разрабатываем, создаём структуры, в которые закачиваются бюджетные деньги, – констатировал Соболев. – Они содержатся за счёт налогоплательщиков, и кто вам вообще дал право неэффективно использовать бюджетные деньги? Все эти проекты напоминают маниловщину.
Точки зрения правительства и самих сельхозтоваропроизводителей не совпадают даже в простых и конкретных вещах. Например, представители минэко говорят о том, что в регионе огромное количество сельскохозяйственных земель, которые даром никому не нужны. Павел Соболев рассказывает о предпринимателях, которые не могут получить землю.
Кредитные средства для сельхозтоваропроизводителя также недоступны, финансовые инструменты, созданные в области, на селе не работают.
– Государство не так давно заявило о льготных кредитах под 5% годовых, региону обещали миллиард с копейками, – напомнил Соболев. – И что вы думаете? Четыре сельхозпредприятия получили эти льготные кредиты. Ведь 23 миллиарда рублей было выделено по России. Но все они осели где-то там, на западных склонах. До Сибири деньги не дошли.
Наталья Дикусарова подтвердила, что тема льготных кредитов отработана в регионе из рук вон плохо и пообещала, что депутаты займутся ею дополнительно. Остаётся надеяться, что эта работа принесёт конкретные результаты, а сказанные слова не «осядут где-то на западных склонах», как федеральные кредиты, и дойдут до адресата.