«Почему застряли на четвёртом этапе?»
Регион может лишиться акций Иркутского аэропорта
Неисполнение соглашения с Минтрансом и Росавиаций, заключённого правительством Иркутской области в 2015 году, может стать поводом к разбирательству о возврате 100 процентов акций предприятия из региональной в федеральную собственность. Об этом депутатов Законодательного Собрания предупредили аудиторы Контрольно-счётной палаты. По договорённостям областных и федеральных властей в августе 2016 года должен был быть назван победитель конкурса на строительство нового аэропортового комплекса в Иркутске.
Заместитель председателя Контрольно-счётной палаты Иркутской области (КСП) Константин Янцер в минувший вторник на заседании комиссии по контрольной деятельности Заксобрания предупредил, что у федералов имеется формальный повод ставить вопрос о возврате в собственность РФ акций АО «Международный аэропорт Иркутск». Сегодня это один из самых эффективных активов, которыми владеет регион. Как отмечают депутаты, на протяжении двух лет компания перечисляет в областной бюджет из прибыли более 300 млн рублей. Такие дивиденды не приносит ни один объект областной собственности.
Напомним, область получила акции аэропорта 7 апреля 2015 года. Это стало возможным после того, как президент РФ 31 декабря 2014 года подписал указ о повышении эффективности авиатранспортного сообщения. Документ стал основанием для передачи правительством Российской Федерации прав собственности не только на аэропорт, но и всю прилегающую к нему территорию, включая взлётно-посадочную полосу.
На тот момент Кремль был готов профинансировать строительство новой полосы и потратить на это из федеральной казны более 20 млрд рублей. В свою очередь, регион вместе с акциями взял на себя обязательства по строительству нового аэровокзала и другой необходимой инфраструктуры, на что планировалось привлечь также около 20 млрд рублей. Обязательства сторон были прописаны в соглашении правительства Иркутской области, Министерства транспорта РФ и Росавиации.
По словам Константина Янцера, Иркутская область серьёзно нарушает условия соглашения. «Согласно заключённому соглашению с Минтрансом, Федеральным агентством воздушного транспорта и правительством Иркутской области, при передаче Иркутской области акций Международного аэропорта Иркутск из федеральной собственности региональные власти взяли на себя обязательства по привлечению инвестиций на условиях государственно-частного партнёрства по мероприятиям на строительство нового аэропортового комплекса», – подчеркнул он.
– Прогнозный план по строительству определён в приложении к соглашению и состоит из девяти этапов, – уточнил Янцер. – Сроки начала реализации определены в месяцах с момента передачи акций общества в областную собственность.
Зампред КСП остановился лишь на основных этапах реализации соглашения. К примеру, к разработке предпроектной документации, привлечению профессиональных консультантов для разработки технических, юридических, экономических решений по строительству нового аэропортового комплекса (пункт четвёртый) Иркутская область должна была приступить в ноябре 2015 года. Седьмой этап – принятие решения о строительстве нового аэропорта на условиях частно-государственного партнёрства – был запланирован на март 2016 года. В августе 2016 года область должна была приступить к реализации восьмого этапа. А значит, объявить конкурс на право заключения соглашения по строительству нового аэропорта, затем выбрать победителя и начать конкретные работы. Ввод комплекса в эксплуатацию был запланирован на апрель 2021 года. Что и должно стать заключительным этапом соглашения с Минтрансом и Росавиацией.
– С учётом изложенного сейчас должен был реализовываться седьмой этап этого плана мероприятий, – сообщил собравшимся Константин Янцер. – Однако, исходя из сведений, имеющихся в открытых источниках информации, правительство Иркутской области приступает лишь к четвёртому этапу плана. Это свидетельствует об отставании от сроков, определённых в соглашении. Несмотря на то что в самом соглашении не определена ответственность сторон за невыполнение взятых на себя обязательств, мы считаем возможным предположить, что в случае расторжения соглашения по инициативе одной из сторон потребуется передача акций из областной собственности в федеральную.
В этой ситуации весьма разумно прозвучал вопрос к докладчику: «Какие, на ваш взгляд, причины того, почему всё затягивается?» На что Янцер заметил: «На наш взгляд, не принято решение, наверное, по дальнейшему ходу строительства объекта». И тут же оговорился, что опирается на информацию из СМИ.
Представить реальную картину происходящего не удалось и официальному источнику из высшего руководства исполнительной власти области. На заседании комиссии присутствовал вице-премьер регионального правительства Виктор Кондрашов, который не был готов дать какие-то внятные комментарии на этот счёт. Ведь предметом исследования аудиторов КСП должен был стать вопрос качества управления акциями, а не строительства нового аэропорта. В его понимании, сфера управления этим активом исчерпывается данными о количестве проведённых в проверяемый период собраний акционеров (их было семь) и заседаний совета директоров (девять).
– Да и не к Виктору Ивановичу этот вопрос, – продолжил депутат Александр Балабанов. – Я почему такой вопрос задаю: есть реальный риск, что аэропорт вернётся в федеральную собственность. Но мы чётко знаем от специалистов, что, встретив сопротивление по передаче аэропорта частному владельцу (вероятно, имеется в виду компания «Новапорт», о сотрудничестве с которой не раз заявлял губернатор Сергей Левченко. – Авт.), могут задействовать запасную схему – вернуть аэропорт в федеральную собственность и там договориться. Такая схема существует.
Виктор Кондрашов, пытаясь включиться в разговор, предположил, что с федеральными властями не так-то просто договориться. Но тут своего коллегу поддержал зампред Законодательного Собрания Геннадий Нестерович: «Аэропорт ни в коем случае нельзя отдавать». По его разумению, этого следует не допустить хотя бы из-за исчисляющихся сотнями миллионов дивидендов, которые область получает от предприятия в бюджет.
– Так почему мы на четвёртом этапе застряли? – повторил он, понимая, что адресует свой вопрос, по сути, в никуда. – Кто на этот вопрос должен ответить? Из-за Заксобрания? Мы никаких решений не принимаем. Что-то тут не то.
Большинство из присутствующих прекрасно понимали, что ответить на него может только губернатор Сергей Левченко. И то, если захочет. Возможно, парламентарии услышат главу области уже на июньской сессии Законодательного Собрания, где будет рассматриваться депутатский запрос фракции ЛДПР, также интересующейся судьбой строительства нового аэропорта.
В контексте
Уже через два дня после обсуждения на заседании комиссии по контрольной деятельности беспокойство членов комиссии по контрольной деятельности должно было усугубиться. Поскольку появились вполне конкретные сигналы в адрес правительства Иркутской области, говорящие о недовольстве федеральных властей политикой региона в отношении организации деятельности аэропортового хозяйства.
Выступая на сессии Законодательного Собрания 18 мая, министр жилищной политики, энергетики и транспорта Артур Сулейменов сообщил о том, что все аэропорты Иркутской области исключены из федеральной программы модернизации. Об этом региональные власти были извещены соответствующим письмом.
Это значит, что Иркутская область не сможет рассчитывать на какое-либо федеральное финансирование реконструкции или строительства аэропортов в Иркутске, Братске, Бодайбо, Усть-Куте, сообщает агентство «Телеинформ». Артур Сулейменов отметил, что по аэропорту Бодайбо у региона есть собственные решения о финансировании реконструкции, о модернизации или строительстве остальных аэропортов регион «может забыть».
Министр уточнил, что в данный момент региональные власти пытаются получить пояснения относительно такого решения федеральных властей и добиться его изменения.