Нож, труба и топор
Известный борец стал жертвой чужих разборок
В минувшее воскресенье в посёлке Усть-Ордынский был неожиданно дан ответ на один из основных философских вопросов современности из разряда «Если кит станет бороться со слоном, кто кого заборет?» Ответ был дан на его частный случай: «Кто победит в драке – каратист или боксёр?» Как каратист разойдётся с боксёром – тема туманная, а вот драка каратиста с несколькими борцами закончилась неожиданно – четверо участников этих боёв без правил, по двое с каждой стороны, госпитализированы с ножевыми ранениями и черепно-мозговыми травмами. Особую интригу этой истории придаёт то, что профессиональные спортсмены в реальной жизни выясняли отношения с помощью подручных средств – того, что в протоколах называется «тупыми предметами» и «холодным оружием». Но широкую, практически мировую известность эта бытовая разборка получила потому, что в ней принимал участие и пострадал знаменитый бурятский мастер по вольной борьбе Александр Богомоев, «большая надежда маленькой Усть-Орды», всеобщий любимец и несправедливо несостоявшийся участник Олимпиады в Рио.
Вечером в субботу, 22 апреля, в местном кафе «Шоно», что по-бурятски значит «Волк», усть-ордынские спортсмены-борцы праздновали завершение детского турнира по вольной борьбе «Сила традиций». Уже под утро на бытовой почве возник конфликт между депутатом районной Думы Анатолием Асалхановым, отдыхавшим в семейном кругу, и тренером по вольной борьбе Баиром Ильиным, с которым в компании находился известный борец Александр Богомоев. В результате возникшей драки все трое получили травмы головы и ножевые ранения.
Воскресное утро для дежурной части отдела полиции МО «Эхирит-Булагатский» началось с серии удивительных телефонных сообщений – с восьми до девяти часов из районной больницы № 2 через каждые пятнадцать–двадцать минут звонили и сообщали словно сводки с полей сражений – сначала о том, что в приёмный покой поступил некий гражданин Р. с закрытой черепно-мозговой травмой, сотрясением головного мозга и мелкими травмами верхней части тела, затем о том, что обратился Анатолий Асалханов, депутат районной Думы, с теми же травмами и резаными ранами верхней части обеих ног. Потом сообщили, что в критическом состоянии доставлен Баир Ильин, тренер по вольной борьбе спорткомплекса имени Алексеева, с несколькими ножевыми ранениями – в живот и в грудную клетку с правой стороны.
Самую большую сенсацию принесла очередная телефонограмма из той же больницы уже под вечер – в пять часов сообщили, что мать привезла в больницу действующего члена российской сборной по вольной борьбе Александра Богомоева. Он был также с сотрясением головного мозга и тупой травмой живота.
– Нам стало известно, что по месту жительства Асалханова, перед его домом на улице Первой Северной, произошла массовая драка. Сотрудники следственно-оперативной группы выехали на место происшествия и опросили свидетелей – членов семьи Асалханова и его соседей. Чуть позже Асалханов также дал показания. Он утверждает, что находился дома с двумя своими знакомыми, Р. и ещё одним, когда на них напали. Среди нападавших были Ильин, Богомоев и ещё несколько человек, – скупо комментирует ситуацию врио начальника полиции МО МВД «Эхирит-Булагатский» Александр Земляков. – На сегодняшний день все участники конфликта установлены, действия каждого определены. Поскольку Асалханов депутат и спецсубъект, решение по этому делу будет принимать Следственный комитет.
Практически сразу полиции стало известно главное – собственно, это и не было тайной в посёлке: случившееся стало следствием давнего и даже многолетнего личного конфликта между Ильиным и Асалхановым, а Александр Богомоев просто оказался не в том месте и не в то время. Целенаправленно причинять ему вред никто не хотел, он фактически оказался пострадавшим в чужих разборках, вступившись за своего друга. Однако удалось выяснить, что именно с Богомоева началась активная фаза противостояния в «Шоно» – по некоторым данным, когда около пяти часов утра компания Асалханова приехала в кафе, едва ли не на входе они столкнулись с Богомоевым. Произошли словесная перепалка и даже лёгкий спарринг, после чего Асалханов с друзьями вошли внутрь и расселись за столики. И тут к ним подошёл агрессивно настроенный Ильин.
Что случилось дальше – сейчас выясняет следствие, но менее чем через два часа первые пострадавшие начали поступать в приёмный покой больницы № 2.
Версия депутата-каратиста
Оба борца ещё не дали никаких показаний сотрудникам полиции, а вот Анатолий Асалханов не только сообщил свою версию произошедшего следствию, но и неожиданно согласился поговорить с корреспондентом «ВСП» прямо в палате травматологического отделения. На всякий случай уточним, что изложенное ниже – только точка зрения одной из сторон конфликта и не может считаться установленной истиной.
По словам Асалханова, его конфликт с Баиром Ильиным не столько личный, сколько случился из-за «третьих лиц». В Усть-Ордынском депутат Асалханов, будучи председателем комитета по природным ресурсам, некоторое время назад пресёк незаконную рубку леса. Как выяснилось, главой «чёрных лесорубов» был местный предприниматель Д., кроме прочих своих достоинств оказавшийся одним из спонсоров команды по вольной борьбе посёлка Усть-Ордынский. Спонсор обратился к тренеру борцов с просьбой как-то разрешить это недоразумение.
– С Ильиным у нас и до этого отношения были натянутые, но без конфликтов, он своими делами занимался, я своими. А тут Ильин начал приезжать ко мне и просить за Д., чтобы я оставил его в покое. Я отказался договариваться, – утверждает Анатолий Асалханов.
Последний раз Ильин подошёл с предложением отступиться от лесозаготовителя Д. вечером того самого дня, 22 апреля, в кафе «Лига», где Асалханов начал праздновать с друзьями и семьёй день рождения ребёнка своего друга. Депутат вновь отказался. А около четырёх часов ночи компания решила перебраться в ночной рестобар «Шоно».
– Мы столкнулись с парнем, он начал со мной грубо разговаривать, я извинился, но он продолжил выяснять отношения и в конце сказал в виде претензии что-то вроде: «Ты с Салимом не договорился». А «Салим» – это прозвище Ильина, – Анатолий отказывается уточнять, кто был этот парень, но, по словам некоторых свидетелей, это и был Богомоев. – Подбежали ещё несколько людей, произошла потасовка, но мы разошлись. И вдруг я вижу, что ко мне с топором бежит Ильин. Друг потащил меня в другой зал, сказал, что лучше уйти через кухню.
По версии Асалханова, борец догнал его и ударил обухом по спине. Он упал, но подоспели друзья, заперли дверь и держали её, пока нападающая сторона рубила её с другой стороны. Асалханов утверждает, что это могут подтвердить не только сотрудники кафе, но и в дежурной части полиции – он позвонил, представился и сообщил о нападении и угрозах. Когда полиция подъехала к кафе, агрессоры быстро ретировались. Но, как оказалось, это была только тактическая перегруппировка.
После этого Асалханов с женой Светланой и двумя друзьями приехал домой и успел только войти в прихожую, когда случилось то, что закончилось массовым поступлением новых пациентов в больницу № 2. Владислав, сосед Асалханова, так описывает пейзаж перед домом депутата в то раннее утро:
– Это было в седьмом часу. Я вышел – туалет-то на улице – и услышал со стороны дома Анатолия шум, крик и гам. Я подошёл на угол и увидел несколько автомобилей, стоявших на дороге напротив дома. Перед воротами толпилось больше пятнадцати человек – агрессивные ребята спортивного телосложения с палками и битами, они кричали и ломились в калитку. Я медленно, чтобы не обратить на себя их внимание, пошёл домой, чтобы вызвать полицию. Когда вернулся, толпы уже не было, стояла «скорая помощь».
Анатолий про это рассказывает уклончиво, «проглатывая» некоторые детали: что сразу следом за ними вломился Баир Ильин. Однако в некоторых показаниях упоминается, что первым в дом Асалханова вошёл Александр Богомоев и именно в этот момент он получил свои травмы – депутат схватил попавшийся под руку обрезок трубы и ударил его по голове и в живот. Богомоев упал, и вот тогда уже следом ворвался Ильин с ножом в одной руке и уже близко знакомым Асалханову топором – в другой.
Светлана, жена Анатолия, уточняет некоторые детали. В тот день они праздновали сразу два праздника – новоселье друзей и год, исполнившийся их, друзей, ребёнку. Сначала сидели в «Лиге», потом перебрались в «Шоно». Она подтверждает, что там Ильин напал на её мужа с топором и они сразу поехали домой.
– У нас тётя, Алевтина Архиповна, живёт напротив, она потом рассказала, что несколько машин приехало ещё до нас, они стояли и сигналили, потом отъехали немного от дома. Преследования от кафе я не заметила, – вспоминает Светлана. – Мы не успели зайти, как следом заскочил Ильин…
– Ильин выкрикивал угрозы, попытался ударить меня топором сверху – я выбил топор, и мы стали бороться за нож, тянули его каждый на себя, – Анатолий показывает, как они выворачивали друг другу пальцы, как руки сорвались и обратным движением борец воткнул нож себе в живот. После этого Ильин провёл борцовский приём «проход в ноги», а Асалханов сверху ударил три раза вырванным ножом противника в спину. Тот вырвался, выбежал из дома и побежал вглубь двора, там упал, его забрали двое приехавших с ним парней и вытащили за пределы ограды.
Тревожное утро. Итоги
Реанимационное отделение находится через стену от приёмного покоя, поэтому далеко нести раненого Ильина не пришлось. В истории болезни зафиксировано, что он поступил в 7.40 утра – телефонограмма в полицию чуть запоздала. Баир Ильин был без сознания, с низким давлением вследствие большой кровопотери. У него обнаружили три проникающих ножевых ранения в правое лёгкое и ещё одно – в живот, этот удар повредил почку.
– На своё счастье, он попал в пересменку – в восемь часов утренняя бригада меняет ночную дежурную бригаду. Когда поступил Ильин, в связи с тяжестью его состояния обе смены остались спасать ему жизнь. Была проведена противошоковая терапия, ему восполнили кровопотерю аппаратом для реперфузии крови «Селсейвер», он был экстренно прооперирован. Пришёл в сознание, через сутки Ильин находился в тяжёлом, но стабильном состоянии, – неспешно вспоминает стремительные события того утра главный врач больницы Алексей Анганаев.
– Сейчас все говорят только о пострадавших и забывают о врачах. А я считаю, что наши сотрудники совершили маленький подвиг. Заведующий хирургическим отделением Анатолий Бардаханов, заведующий реанимацией Станислав Барбаев, анестезиолог Сергей Дмитриев, молодой специалист, приехавший по программе «Земский доктор», и врач Юлия Хабалова спасли Баиру Ильину жизнь.
Анатолий Асалханов, весь в порезах, ушибах и ссадинах, обратился в больницу после восьми часов утра – он приехал с женой сам. У него диагностировали закрытую черепно-мозговую травму, сотрясение головного мозга и глубокие порезы обоих бёдер около восьми сантиметров каждый. Его госпитализировали в отделение травматологии, и в тот же день он написал заявление в полицию, потребовав, чтобы ему предоставили охрану. У его палаты поставили круглосуточный пост с двумя сотрудниками полиции. Однако, как заверяет главврач Анганаев, пациент из депутата получился не обременительный – он не требует к себе особого отношения, беспокойств персоналу не доставляет и даже охотно питается больничной едой:
– Он сам – парень деревенский. А кормят у нас вкусно, – с улыбкой комментирует Алексей Юрьевич. – Чувствует себя он хорошо, через неделю снимем швы и выпишем домой.
В этот же день, в воскресенье, после четырёх часов дня был доставлен Богомоев – с ушибами, признаками сотрясения головного мозга и тупой травмой живота. У него начинался перитонит, он находился в состоянии болевого шока, но в больницу ехать не хотел – его привезла мама. Дежурная бригада в тот день была готова к любым неожиданностям, поэтому Александру быстро провели диагностику, определили кровь в животе, диагностировали разрыв селезёнки и провели операцию по её удалению. Всю неделю он наблюдался в палате реанимации, чувствовал себя удовлетворительно, скоро начал самостоятельный приём пищи.
– Эта травма может иметь неблагоприятный исход для его спортивной карьеры? – с тревогой спросили репортёры «ВСП», но Алексей Анганаев не мог сказать ничего утешительного:
– Я не компетентен в спортивной медицине, – сразу оговорился он, но, в общем, добавил: – Селезёнка – орган кроветворный, необходимый при больших физических нагрузках. Большой спорт – большие нагрузки, а значит, большие требования к здоровью. А тут целого органа нет. В какой-то момент резервы организма, необходимые спортсменам, могут не включиться. Будем надеяться на лучшее, хотя понятно, что и не каждый здоровый человек становится чемпионом.
– К Богомоеву у меня претензий нет. И про него я говорить не буду. Он парень адекватный и здравый. Я его знаю и плохо про него говорить не хочу. Я подожду, какие показания он будет давать, – объясняет пробелы в своей истории Анатолий Асалханов. Также он признал, что у него есть чёрный пояс по боям без правил, кроме того он является кандидатом в мастера спорта по дзюдо и самбо. А за трубу и нож схватился исключительно в шоковом состоянии – из боязни за безопасность своей семьи. «Некоторые говорят, что я лежу под охраной, как будто я арестован. Вы напишите, что охрана мне положена, как депутату», – несколько обиженно попросил он на прощание.
25 апреля Баира Ильина реанимобилем «Медицины катастроф» перевезли в Иркутскую областную клиническую больницу. Возможно, ему предстоит ещё одна операция. На следующий день так же и туда же был перевезён на восстановительное лечение Александр Богомоев. Оба они ещё не дали никаких показаний сотрудникам полиции. Как прокомментировали в пресс-службе Следственного управления СК РФ по Иркутской области, сейчас проводится доследственная проверка и решается вопрос о возбуждении уголовного дела.