Между законопроектом и референдумом
Законопроект о возврате прямых выборов мэра Иркутска внесён в Законодательное Собрание Иркутской области. Но в повестке ближайшей сессии не значится. Его лишь готовятся обсуждать фракции в региональном парламенте.
Прямые выборы мэра предложил вернуть губернатор Иркутской области Сергей Левченко. Члены фракции КПРФ Ольга Носенко, Илья Сумароков, Павел Сумароков, Роман Габов, Сергей Бренюк, Андрей Левченко и лидер «Гражданской платформы» Владимир Матиенко 7 апреля внесли инициативу в Заксобрание. Законопроект предполагает внесение изменений в статью 3 закона «Об отдельных вопросах формирования органов местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области». Депутаты предлагают признать утратившей силу часть 11статьи 3: «Глава муниципального образования Иркутской области, наделённого статусом городского округа, на территории которого находится административный центр Иркутской области, избирается представительным органом этого муниципального образования из своего состава сроком на пять лет и возглавляет местную администрацию».
Ещё за неделю до внесения законопроекта в ЗС губернатор заявил «Коммерсанту», что опасается за прохождение инициативы в областном парламенте (законопроект должен набрать большинство голосов. – Авт.), а потому предлагает вынести эту инициативу на областной референдум, совместив его проведение с президентскими выборами.
Проект закона не был включён 17 апреля в повестку заседания комитета ЗС по госстроительству, нет его и в предварительной повестке сессии Законодательного Собрания, которая состоится 19 апреля. В пресс-службе областного парламента уточнили, что по законодательству на подготовку к рассмотрению внесённого в апреле законопроекта отводится 30 дней. Сейчас готовятся заключения на проект закона различными ведомствами, после чего он появится на рассмотрении комитета по госстроительству, а затем на сессии, вероятнее всего, в мае.
Как рассказали «ВСП» в ИРО «Единая Россия», на ближайшем заседании фракции 18 апреля этот вопрос обсуждаться не будет. «Как только появятся все необходимые заключения, вопрос будет обсуждён на профильном комитете, тогда состоится и фракционное обсуждение», – сообщили в ИРО «ЕР».
Вокруг этой статьи в конце 2014 года разгорелись серьёзные споры. Напомним, тогда в парламент инициативу внёс депутат от «ЕР» Андрей Лабыгин. И, хотя это было коллективное решение партии власти, в частности городских «единороссов», основную атаку критики принял на себя, конечно, автор законопроекта Лабыгин. Во второй декаде декабря, когда законопроект рассматривался парламентом области, в Иркутске прошёл сначала пикет, а потом митинг против отмены прямых выборов мэра. Тогда на пикете и митинге было собрано около 200 подписей за сохранение прямых выборов мэра. Около 1120 подписей собрала петиция в сети Интернет. Все подписи горожан были переданы в областной парламент. Фракция КПРФ, а также лидер «Гражданской платформы» выступали против отмены прямых выборов мэра, цитировали пикетчиков. Однако парламент, в самом начале 2015 года получивший ещё одну аналогичную инициативу, но уже от фракции ЛДПР, высказался за отмену прямых выборов. 27 марта 2015 года вступил в должность новый градоначальник, избранный из числа депутатов городского парламента, – Дмитрий Бердников. До этого 12 марта были проведены публичные слушания по изменению Устава города, на которых также было одобрено избрание мэра из состава Думы на срок 5 лет.
В мае 2015 года Владимир Матиенко внёс в парламент законопроект о возврате прямых выборов мэра. Однако его рассмотрение было отложено из-за отсутствия заключения главы области. А позже, в августе 2015 года, сам губернатор Иркутской области Сергей Ерощенко выступил за возврат прямых выборов мэра. Наблюдатели тогда оценили это заявление как пиар-акцию в ходе губернаторской выборной кампании. В свою очередь, и мэр областного центра Дмитрий Бердников поддержал эту инициативу. После того как Сергей Ерощенко проиграл выборы, новый губернатор обратился в Конституционный суд РФ с требованием проверить законность отмены прямых выборов мэра. Конституционный суд подтвердил правомерность отмены, и политики на время взяли паузу. И полторы недели назад КПРФ выступила с очередной попыткой вернуть прямые выборы мэра.
Авторы указывают в пояснительной записке: «В настоящее время главы всех муниципальных образований Иркутской области избираются на муниципальных выборах за исключением мэра города Иркутска, который избирается представительным органом местного самоуправления. Данные исключения введены в конце 2014 года, по своей сути носят политический характер и лишают избирателей крупнейшего муниципального образования региона активного избирательного права, ограничивают право на участие в осуществлении местного самоуправления. Несмотря на то что единственным источником власти в Российской Федерации является народ, фактически в городе Иркутске отсутствуют механизмы учёта мнения народа при формировании исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления».
«Для меня всегда есть только один приоритет — интересы иркутян и Иркутска, – прокомментировал глава Иркутска Дмитрий Бердников. – Мэр должен работать только в интересах города и горожан вне зависимости от того, каким способом он был избран. Этим правилом я руководствуюсь. Именно поэтому считаю, что выносить вопрос, принимать решение о форме выборов главы города должны сами горожане. Вне зависимости от политической конъюнктуры». В Думе Иркутска пока воздерживаются от комментариев законодательной инициативы.
– Я всегда был за идею возвращения прямых выборов мэра города, – сказал координатор ассоциации «Голос» Алексей Петров. – Мне кажется, инициатива о возврате прямых выборов никому не принесёт вреда, в том числе и партии власти. Думаю, к возврату прямых выборов готов и мэр Дмитрий Бердников. До 2020 года он по Уставу является мэром Иркутска. Если в его жизни не случится изменений и он не перейдёт на иную, к примеру, государственную должность, то он способен побороться за кресло мэра в прямом выборном поединке в 2020 году.
Между тем областной референдум – дело крайне трудоёмкое. Эксперты сходятся во мнении, что проведение референдума с вопросом о возврате прямых выборов в Иркутске будет попросту сложно организовать. Во-первых, трудно сформулировать сам вопрос. Согласно закону, на областной референдум могут быть вынесены вопросы о досрочном прекращении или продлении срока полномочий органов госвласти области, о приостановлении осуществления ими своих полномочий, а также о проведении досрочных выборов органов региональной власти либо об отсрочке указанных выборов. Вся область может обсуждать на референдуме вопросы о персональном составе органов госвласти области, об избрании депутатов и должностных лиц, об утверждении, назначении на должность и освобождении от должности должностных лиц, а также о даче согласия на их назначение на должность и освобождение от должности. Кроме того, на референдум могут быть вынесены бюджетные вопросы и вопросы, касающиеся принятия чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения. Вопрос о возврате прямых выборов мэра для областного центра, конечно, может быть вписан в этот перечень. Но есть одна загвоздка – он касается только одного города.
«Сегодня в Иркутской области во всех муниципалитетах прямые выборы, кроме Иркутска, – говорит Алексей Петров. – Как объяснить жителю Усть-Илимска, что он должен пойти на участок, чтобы вернуть прямые выборы в Иркутске? Кроме того, у нас даже на президентских выборах явка ниже, чем требуется для референдума. Если не будет серьёзной, продуманной кампании, референдум просто провалится. По моему мнению, до процедуры референдума лучше вообще не доводить ситуацию». Петров не случайно обратился к «ЕР», поскольку законодательство таково, что в конечном итоге судьба референдума целиком и полностью зависит от фракционного решения парламентских «единороссов».
Согласно закону об областном референдуме с идеей о проведении референдума может выступить инициативная группа (не менее 20 человек) или губернатор Иркутской области (глава области имеет право инициировать референдум только в случае появления вопроса об образовании нового субъекта в составе РФ). После образования инициативной группы она обязана за месяц собрать подписи (2% от числа зарегистрированных на территории области участников референдума), сформулировать вопрос и обратиться в избирательную комиссию для регистрации. Далее проводится проверка документов и подписных листов (достаточно 10% недостоверных подписей или собранных в тех местах, где сбор запрещён, чтобы инициативной группе отказали). Как только ходатайство внесено в облизбирком, в течение пяти дней Заксобрание уведомляет вышестоящие органы об инициативе и в течение 20 дней принимает решение о правомерности представленного вопроса и соответствии его закону. Решение принимается на сессии ЗС большинством голосов от числа избранных депутатов. Поскольку в Иркутской области большинство в парламенте представляют «единороссы», то в конечном итоге они будут принимать решение о судьбе инициативной группы, а также референдума в целом. Только если вопрос на сессии ЗС признан легитимным, облизбирком регистрирует группу.
Но даже если все эти этапы пройдены, остаётся самое сложное – убедить людей прийти голосовать. Референдум признаётся состоявшимся, когда в нём приняло участие более половины внесённых в списки жителей области.
Наблюдатели уже высказали мнение, что этот пиар-ход со стороны КПРФ необходим, чтобы за счёт референдума повысить явку на президентских выборах. Но сколько это будет стоить области? Депутат Заксобрания Алексей Козюра отметил, что регион существует в условиях дефицитного бюджета. «Региональный референдум – вещь достаточно затратная, и если уж мы отказываем людям в капитальном ремонте некоторых социальных объектов, говоря о проблемах регионального бюджета, то следовало бы и тут экономнее распорядиться народными деньгами», – считает Козюра.