Сильный слабый пол
Представительниц прекрасной половины человечества принято считать слабым полом. И это справедливо, если брать во внимание только физическую силу. Но силой духа и выносливостью слабые женщины порой превосходят крепких с виду мужчин.
«Зная» это, мудрая природа предусматривает мужское численное превосходство. Традиционно мальчиков появляется больше (51–52% всех новорождённых), а маленьких плакс в розовых пелёнках – чуть меньше. Но такой резерв в реальной жизни быстро исчерпывает себя. Представителям сильного пола гораздо чаще, чем женщинам, грозит криминальная смерть (число убийств в расчёте на 100 тыс. – 28,4 против 8,1). Но и добровольно уходят из жизни, не найдя выхода из трудной жизненной ситуации, мужчины в 5 раз чаще слабых женщин (соответственно 46,4 и 9,1 на 100 тыс. человек). Пристрастие к спиртному также чаще губит мужчин.
Надо признать, что мужская жизнь более рискованна. Однако не только в зрелом возрасте, но и в любом другом, начиная с рождения, уровень мужской смертности более высок. Даже в самом нежном возрасте, до года, когда мальчишек ещё нельзя назвать сорванцами, их жизнь обрывается чаще, чем среди девочек (в расчёте на 1000 малышей – 8,2 против 5,7). Начиная с 20 и до 75 лет фиксируется 2-3-кратная разница в показателях мужской и женской смертности.
Так что, появляясь на свет в меньшинстве, женщины быстро берут реванш. Уже в возрастной группе 30–39 лет на 1000 мужчин приходится 1040 дам. И с годами женский численный перевес нарастает: в 60–69 лет представительниц прекрасной половины человечества в 1,6 раза больше, чем мужчин, в 70 и старше – в 2,7 раза. «Бабий век» длиннее мужского на 12 лет. По прогнозу девчонки, родившиеся в 2020 году, при сохранении нынешнего уровня смертности проживут в среднем 75 лет, мальчишки – 63 года.
За своё долголетие, обусловленное особой жизненной стойкостью, дамы расплачиваются одиночеством на склоне лет. По данным переписи населения 2010 года, в Иркутской области на каждую тысячу женщин (в возрасте 16 лет и старше) приходится 175 вдов и 110 разведённых (разошедшихся), тогда как в мужском мире это явление более редкое (соответственно 33 и 67 на 1000 человек). Представитель сильного пола, в любом возрасте оставаясь желанным женихом, чаще вступает в повторный брак. Из тысячи мужчин 622 – семейные люди, для женщин этот показатель заметно ниже (513).
Издревле женщине уготована роль хранительницы очага. Однако создать семью удаётся не всегда. Но и отсутствие рядом надёжного мужского плеча многих может не остановить в их стремлении испытать счастье материнства. Каждый третий малыш появляется на свет вне зарегистрированного брака. Сознательный папаша, даже не оформив брак с мамой своего ребёнка, может принять участие в официальной регистрации появившегося на свет нового жителя Приангарья. Но почти половина из «незаконнорождённых» младенцев впоследствии регистрируются по заявлению матери, не имея сведений об отце в своём первом документе.
В среднем в течение жизни наша землячка рожает двух детей. Суммарный коэффициент рождаемости составляет 2,012 (по России – 1,777, в Сибирском федеральном округе – 1,902). Таким образом, Приангарье вплотную приблизилось к порогу простого замещения уходящего поколения новорождёнными (чтобы просто сохранить численность населения, данный показатель должен быть на уровне 2,10–2,15).
Самая благодатная пора для рождения детей – молодость, когда будущая мама активна и здорова. Больше всего детей рождается у женщин в возрасте 25–29 лет (34% от числа всех новорождённых), активно помогают улучшить демографическую ситуацию мамы в возрасте 20–24 и 30–34 года. Случаются и очень ранние роды, до совершеннолетия юной мамы, и более поздние, после 40 лет.
Материнская функция отнимает много сил и времени и не способствует продвижению по служебной лестнице. Однако многим дамам это не помешало стать руководителями, правда, руководящая должность у них, как правило, рангом пониже мужской. И достигается эта вершина реже. Из женщин, занятых в экономике, 7,1% являются руководителями, тогда как из мужчин – 8,9%. Однако свойственная им тяга к знаниям и полученное образование позволяют обрести достойный социальный статус. Каждая третья из работающих женщин – специалист высшего и среднего уровня квалификации (у мужчин – 12,4%).
Принято считать, что у безработицы женское лицо. Среди лиц, имеющих официальный статус безработных, действительно с небольшим перевесом преобладают женщины, чаще мужчин прибегающие к помощи специалистов по трудоустройству. Но регулярно проводимые обследования по вопросам занятости показывают, что с учётом всех ищущих работу любыми способами (объявления, знакомства, визиты к работодателям и др.) общий уровень мужской безработицы выше женской (соответственно 8,4% и 8,0%).
Традиционно женскими сферами деятельности являются здравоохранение, образование, культура. Но женщины могут заниматься и вполне мужским трудом. Более 20 тыс. женщин занято на работах с вредными и (или) опасными условиями труда. Если в организациях связи такому риску подвергают своё здоровье лишь 0,6% работниц, то в строительстве и на транспорте – 15–19%, на добывающих предприятиях и в организациях по производству и распределению электроэнергии, газа и воды – 30–31%, в организациях сельского, лесного хозяйства и охоты, на обрабатывающих производствах – 39–41% работающих там женщин. А в целом по перечисленным видам деятельности 13% работниц заняты тяжёлым физическим трудом. Так что Некрасов был прав: «Коня на скаку остановит…».