издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Сергей Серебренников: «Хочу, чтобы Братск был таким, каким его задумали первостроители»

В редакции газеты «Восточно-Сибирская правда» побывал мэр Братска Сергей Серебренников. Зачем северной столице кредитный рейтинг, для чего там развивают промышленный туризм, какие вопросы и как решает администрация города с областным правительством – читайте в нашем материале.

Александр Гимельштейн, главный редактор:

– Уважаемые коллеги, у нас в гостях Сергей Серебренников, мэр города Братска. Человек хорошо известный, знакомый нам в течение многих лет. В редакцию «Восточки» он приехал прямо из «Серого дома», после чего уезжает в аэропорт. Но, полагаю, времени у нас для беседы достаточно. Сергей Васильевич, вам слово.

– Александр Владимирович, уважаемые коллеги, спасибо вам – областному изданию, областным журналистам – за внимание к нашему городу. И мне, конечно, интересно, с чем это связано.

Александр Гимельштейн:

– Нам очень интересна жизнь северного города.

Наталья Мичурина, шеф-редактор:

– А как же статус Братска как экономической столицы, северной столицы?

– Мы не претендуем на статус столицы, но сегодня, общаясь с губернатором (встреча прошла 20 февраля. – Ред.), я сказал, что Братск – город-труженик. 20–25% регионального валового продукта производится в Братске, это объективные показатели. Я открыт для общения, готов ответить на любые вопросы.

Анна Павлова, обозреватель:

– Сейчас активно обсуждается тема концессий, в том числе по Братскому водоканалу. Вы сторонник этой модели? Будет ли она в итоге принята для города?

– Надеюсь, что она будет принята. Есть позиция Правительства РФ, согласно которой в коммунальной отрасли не должно быть неэффективных муниципальных компаний, а «Водоканал» на данный момент – убыточное муниципальное предприятие. Сейчас мы разработали совместно с «Водоканалом» дорожную карту, по осуществлению концессии необходимо подготовить большой объём документации. Концессионер будет определён по итогам конкурсных процедур.

Мы не от хорошей жизни идём на этот шаг, а потому, что муниципалитет не может вкладываться в предприятие в тех объёмах, которые требуются. Речь идёт о многомиллионных инвестициях. Сегодня мы оздоравливаем «Водоканал», оптимизируем экономику, наводим там порядок. Потребуется поднятие тарифа, это непопулярная, но обязательная мера: если мы не сделаем предприятие экономически привлекательным, никакой концессионер туда не зайдёт. Соглашение предполагает, что в течение 5–10 лет он будет вкладываться в предприятие, а потом возвращает свои средства. Именно поэтому срок соглашения должен составлять от 20 лет и более. Мы к этому вопросу подходим основательно и максимально открыто.

– По вашему мнению, концессия в случае с муниципальным хозяйством лучше, чем продажа?

– Конечно, смысл концессии в том, что имущество остаётся муниципальным, а мы имеем право при нарушении соглашения концессионером расторгнуть договор.

Юлия Ли, корреспондент:

– Недавно появилась информация о том, что генеральный директор «Водоканала» покидает свой пост. Насколько она соответствует действительности? Есть и вопрос по работе с городской Думой, насколько я понимаю, там существуют напряжённые точки.

– Широкий вопрос – от «Водоканала» до Думы. С Думой у нас абсолютно рабочие, конструктивные отношения. Мы часто спорим, но двухлетний опыт показал, что мы находим возможность наши позиции сближать и принимать выверенные, правильные решения. Хочу подчеркнуть, что наш братский городской парламент – единственный в области среди муниципальных, где представлено максимальное количество политических партий: «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР, «Справедливая Россия», в Думе работает также один представитель от партии «Родина». Предыдущие выборы в парламент проходили по смешанной системе – половина депутатов была выбрана по одномандатным округам, вторая половина – по партийным спискам. Следующие выборы пройдут по одномандатным округам, горожане эту идею поддержали, потому что они хотят видеть конкретного депутата, а не партию, которая на конференции выбирает, кто будет её представителем.

Что касается «Водоканала». Я начал свою работу в Братске в декабре 2013 года в должности заместителя губернатора, а 1 апреля 2014 года «Водоканал» из ООО вместе с имуществом и людьми вновь перешёл в муниципальную собственность. После выборов мэра мы начали вплотную заниматься «Водоканалом», там оказалось большое количество обременений, долгов. Именно поэтому я пригласил Михаила Яковлевича Лихотникова, который возглавлял «Водоканал» Нижнего Новгорода и вывел его из предбанкротного состояния. Он проработал у нас почти год и многое сделал, но по семейным обстоятельствам был вынужден уехать. Недавно мы назначили на эту должность его заместителя Михаила Владимировича Гаруса.

Егор Щербаков, корреспондент:

– Сергей Васильевич, выступая перед депутатами городской Думы, вы говорили о том, что планируете восстановить кредитный рейтинг Братска. В каком направлении движется эта работа?

– Думаю, что во втором квартале 2017 года мы получим кредитный рейтинг. У нас есть для этого все необходимые основания и показатели. Наш бюджет сложный, но стабильный.

– Получение кредитного рейтинга, как правило, говорит о том, что впереди программа заимствования ресурсов. В какие сферы планируется привлекать деньги, с помощью каких инструментов?

– Кредитный рейтинг свидетельствует о прозрачности управления муниципальными финансами, кроме того, это важный имиджевый инструмент. Я не исключаю возможность заимствований, но только в целях реструктуризации долговых обязательств или инвестиций привлечённых ресурсов в развитие города. Сейчас бюджет города составляет 6 миллиардов рублей, собственные доходы – 2 миллиарда рублей. Этих денег недостаточно даже на содержание городских учреждений, спорт, культуру и выплату зарплаты. Денег на развитие нет совсем. Хотя Братск – город-донор, мы производим 200 миллиардов регионального валового продукта. Во все уровни бюджета платим почти 13 миллиардов рублей налогов, но в городе остаётся всего 2 миллиарда рублей.

На сегодняшний день долг бюджета составляет 800 миллионов рублей, и больше его наращивать мы не можем. А потребность в ресурсах есть, сегодня я передал губернатору целый ряд писем и просьб по областному дорожному фонду, по детскому саду, перинатальному центру.

Георгий Кузнецов, обозреватель:

– Согласно докладу Министерства природных ресурсов России за 2015 год о состоянии и защите окружающей среды (более позднего документа нет), к сожалению, Братск остаётся в перечне городов с очень серьёзным уровнем загрязнения атмосферы. Что можете сказать о защите окружающей среды в настоящий момент, какова динамика, куда планируете двигаться?

– Конечно, Братск – крупный промышленный центр, где располагается целый ряд производств. Так получилось, что при строительстве Братска градостроители разместили его центр рядом с производством, 2-3 раза в месяц роза ветров разворачивается на город, и жителям бывает некомфортно. С 2016 года в Братске действует новая городская комплексная экологическая программа. В её разработке приняли участие учёные, общественность, депутаты, представители экологической прокуратуры и предприятий.

Стоимость программы – порядка 6 миллиардов рублей, предполагается, что каждый год предприятия будут вкладывать в её реализацию свыше 1 миллиарда рублей. И компании сами активно инвестируют в собственные экологические мероприятия: в конце 2016 года на БрАЗе запустили газоочистку стоимостью около 10 миллионов долларов. К сожалению, есть попытки политизировать эту проблему: «Даёшь чистый воздух!» Но воздух ни сегодня, ни завтра не станет вдруг чистым. Тем не менее, изменения к лучшему происходят, мы системно занимаемся этой проблемой. Время от времени со стороны общественности даже возникают предложения об остановке производств. И это не только в нашем городе, но и в других, имеющих промышленные производства. Но давайте посмотрим на примере Байкальска. Как он сейчас развивается, стало ли там больше жителей? Я считаю, что в первую очередь надо работать над модернизацией производств и снижать выбросы до минимума.

В нынешнем году, объявленном Годом экологии, мы планируем провести большую экологическую конференцию, в ходе которой хотим оценить динамику экологических показателей в Братске за последние 50 лет. Конференция пройдёт 29-30 марта, будут круглые столы, выезд на предприятия-загрязнители, приедут интересные гости, представители науки.

Елена Трифонова, обозреватель:

– Сергей Васильевич, насколько я знаю, в Братске возникли проблемы со строительством храма. Епархии был выделен участок, сделан проект, в который были вложены средства. Но определённая группа горожан выступила «против», мотивировав своё решение тем, что будут вырубаться деревья в парке, хотя площадь выделенного участка всего 0,5 га, а площадь парка – 30 га. В итоге мэрия сказала, что необходимо приостановить строительство. Как обстоят дела сейчас?

– Я человек крещёный, православный. В Братске уже строится соборный храм, я возглавлял его попечительский совет и сегодня помогаю в этой работе. Ситуация с храмом, о котором вы спросили, банальна и проста: работы по этому проекту (условно) начались до меня, ещё в 2012 году. А теперь, когда об этом стало широко известно, жители посёлка Энергетик (это тихая зона, экологически чистый район) выступили «против». Там и правда хороший, большой парк, это сохранённый общественный лес. Жители посёлка очень трепетно к нему относятся.

Когда мы с председателем Думы выехали на место, пришли люди, начали высказываться по этому поводу. Мэр обязан слышать все стороны, всех жителей. Поэтому мы взяли паузу и договорились создать рабочую группу, мы пригласим туда всех заинтересованных лиц. Я не сомневаюсь, что мы найдём решение. Тем более что разрешение на строительство ещё не запрашивалось, мы ещё не видели сам проект.

Юлия Сергеева, обозреватель:

– Думаю, что этот вопрос волнует и интересует всех: как случилось, что такой опытный в политике человек, как вы, испытывает проблемы в общении с губернатором. На итоговой пресс-конференции в конце прошлого года глава региона Сергей Левченко довольно резко высказывался в том числе и в адрес мэрии Братска. Удаётся ли на данный момент как-то нивелировать этот конфликт? Есть ли у него объяснение?

– На самом деле никакого конфликта не было, его и быть не может. Губернатор представляет регион и отвечает за него, мэр представляет и отвечает за город Братск, у каждого есть своя позиция. Мы должны уметь эти позиции объединять и направлять на совместное решение проблем. Я знаю оценки, которые давались городу на итоговой пресс-конференции губернатора. Я со многим не согласен, готов отстаивать имидж города, его интересы, что планомерно и делаю.

Сегодня (20 февраля. – Ред.) состоялась вторая встреча мэра города Братска с губернатором, о которой я попросил. Существует ряд проблем, которые необходимо решать во взаимодействии с региональными властями. Я оставил губернатору порядка 10 документов, которые требуют совместного решения. Один из них – моё обращение по поводу реализации программы по переселению из ветхого и аварийного жилья. Забегая вперёд, скажу, что сейчас в Братске строится 41 дом, такого масштабного строительства в городе не было, наверное, со времён легендарного Братскгэсстроя. Все объёмы законтрактованы, на всех площадках работают строители. Но это случилось не сразу: был период, когда не было возможности считать аукционы состоявшимися из-за отсутствия интереса к ним. Цена, прописанная в государственной программе, составляет 33,8–34,5 тысячи рублей за квадратный метр. В то время как иркутская компания «ВостСибСтрой» построила дома в рамках переселения граждан с территории санитарно-защитной зоны Братского алюминиевого завода по стоимости 42 тысячи рублей за квадратный метр.

Сегодня многие проблемы решены, и стройка идёт. Но не по всем домам мы уложимся в отведённые сроки. Поэтому я просил губернатора поддержать Братск и обратиться в фонд с предложением продлить по ним срок реализации программы. В целом же я не сомневаюсь, что мы обязательно выполним программу, всё построим, всех переселим.

Елена Лисовская, обозреватель:

– Сейчас идёт межбюджетный спор между регионом с одной стороны и муниципалами – с другой. Некое локальное решение было принято в 2016 году. Какой взгляд на дальнейшее развития событий у вас и ваших коллег?

– В последнее время бюджетов развития у муниципалитетов практически нет. И если их нет у городов типа Братска, то что говорить о городах, которые дотируются на 100%? Давно возникла необходимость поменять и провести ревизию межбюджетных отношений. Об этом говорят не только на муниципальном, но и на федеральном уровне – председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко заявила, что пора пересмотреть межбюджетные отношения между федерацией и регионами. Это правильно. Давайте посмотрим, что можно отдать муниципалам при строгом контроле, что на эти средства можно сделать. Приведу пример. Сегодня работает программа «Комфортная среда», и я губернатору передал письмо с просьбой поддержать нас. Суть вопроса в том, что мы давно не ремонтировали внутриквартальные проезды, зоны отдыха детей, в городе мало парковок для машин. Я понимаю, что у федерации и регионов свои приоритеты, но ближе всего к народу, жителям – муниципальная власть.

Альберт Батутис, первый заместитель главного редактора:

– Расскажите, пожалуйста, об инвестиционных проектах, которые реализуются в Братске или планируются к реализации.

– В нынешнем году в Братске продолжается работа инвесторов по открытию фармацевтического завода. Фармзавод – стопроцентный проект по импортозамещению. Компонент лекарственного препарата, который сейчас приобретается за границей, будет производиться в Братске для всей страны. Завод получил федеральную, региональную и муниципальную поддержку. Кроме того, у нас есть восемь инвестиционных проектов. Один из них – кролиководческая ферма – успешно развивается. Сегодня ферма выходит на проектную мощность. В конце прошлого года предприятие приобрело специальную установку по копчению. И в продаже появились копчёные кролики – очень вкусные. Я сам попробовал, мне понравилось. Наши фермеры работают очень увлечённо.

Также у нас в планах рыборазведение. Раньше в Братске работал рыбоводный завод мощностью 100 миллионов икринок в год – выпускали в Братское водохранилище мальков осетра, омуля, пеляди, хариуса и другой рыбы. Сейчас совместно с Ангаро-Ленским управлением планируется оценить наличие промышленных запасов рыбы в Братском водохранилище и на этой основе рассмотреть возможность возобновления рыборазведения. К сожалению, несколько лет назад на предприятии случился большой пожар, и работа замерла.

Вопреки всему город не стоит на месте, он развивается. Сейчас мы активно начали работу по въездному промышленному туризму. Разработали и презентовали маршруты. Я думаю, что многие видели пирамиду Хеопса, а как плавят и получают алюминий, мало кто видел. Поэтому мы заключили соглашение с градообразующими предприятиями, где уже побывали пилотные группы туристов.

Кроме того, у нас есть музей деревянного зодчества – аналог иркутских «Тальцов», он носит название «Ангарская деревня». Наш музей меньше площадью, но нисколько не хуже, экспозиция постоянно пополняется. Протопоп Аввакум отбывал ссылку в Братске, в «Ангарской деревне» установлен один из острогов, в котором он жил. Сегодня в музее выставлена восковая фигура протопопа, наши мастера постарались воссоздать обстановку, в которой он отбывал ссылку, – с соломой, с «войлочными» мышами.

Мы гордимся нашей «Ангарской деревней». В 2016 году по итогам участия в Национальной ежегодной премии событийного туризма Russian Event Awards в финале музей занял третье место в номинации «Лучшая площадка для проведения туристического события». Это единственный проект от Иркутской области, получивший такую высокую оценку. Ещё два братских проекта скоро будут представлены в Москве на престижной туристической выставке «Интурмаркет». Кроме того, хотелось бы отметить и туристический портал Братска, который на международном конкурсе «Лучший туристский портал – 2016» вошёл в номинацию «Лучший территориальный туристский портал» и стал лауреатом номинации «Лучший туристско-информационный портал».

Мария Панарина, корреспондент:

– Сергей Васильевич, расскажите о туристических перспективах Братска. Каким вы видите город сейчас?

– Если кто-то не был в нашем городе, я вас приглашаю. Он расположился на берегу Братского водохранилища, которое мы называем морем. Море разлилось по естественному рельефу, образовав множество бухт и бухточек, очень красивые места. И я бы хотел, чтобы в Братске у горожан была возможность жить комфортно: поработал и пошёл заниматься тем, чем хочется: сел на катер, встал на лыжи, сел на велосипед и просто отдохнул.

У нас есть проект строительства аквапарка стоимостью 1 миллиард рублей. Но инвесторы предложили своё условие – рядом построить магазин. Я сказал: «Сначала аквапарк, потом магазин». Надеюсь, что в ближайшие годы будет решаться вопрос с организацией прямых туристических рейсов. Конечно, у нас есть планы по дальнейшему развитию города.

Но главное, чего мы хотим, – чтобы Братск был таким, каким его задумывали первостроители.

 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры