В глубине холодного смеха
В Иркутском академическом драматическом театре имени Н.П. Охлопкова более десяти лет работает «Открытая сцена». Драматические и музыкальные коллективы могут показывать свои спектакли, если они не противоречат эстетически-нравственным позициям, на которых основывается творчество академического театра. В феврале 2017 года проект «Открытая сцена» продолжится показом спектакля «Разъезд», поставленного по мотивам произведения Гоголя «У театрального разъезда» режиссёром Владимиром Дрожжиным.
Имя Владимира Дрожжина хорошо известно в Иркутске. Во второй половине 70-х годов прошлого века одним из первых в России он поставил тогда запрещённую для профессиональных театров пьесу Александра Вампилова «Утиная охота». В 1987 году театр-студия Дрожжина получил статус профессионального коллектива, был назван Театром народной драмы.
Но пути постановщика и его учеников расходятся, Дрожжин уезжает из Иркутска, потом возвращается, оставаясь верным своему призванию. Владимир Ильич работает в областном колледже культуры, в театре-студии «Театр пилигримов», организовывает свой театр. Он остаётся режиссёром-экспериментатором, человеком, страждущим «во всём дойти до самой сути». Гоголь заинтересовал постановщика попыткой проникнуть в природу человеческого смеха.
При жизни писателя был поставлен спектакль «Ревизор», получивший противоречивые отклики: одни нещадно ругали пьесу, написанную «без завязки и развязки», другие восторженно приняли. На споры, насмехается ли автор над Россией, опасна ли комедия в политическом отношении, так как она «подрывает основы русской жизни», Гоголь ответил текстом «У театрального разъезда», в котором подробно разбирает мнения зрителей о «Ревизоре», а главное – излагает свои мысли о великом очищающем значении смеха: «В глубине холодного смеха могут отыскаться горячие искры вечной могучей любви… Кто льёт часто душевные, глубокие слёзы, тот, кажется, более всех смеётся на свете».
В постановочных идеях Дрожжину важно было приблизить произведение великого Гоголя к современному зрителю. На основании «текста о тексте» Гоголя он пишет свою версию «Разъезда», в которой основополагает образ Автора, окружённого женскими персонажами Музы и Благодетельницы. Первая, вдохновляющая Автора на творчество, тщеславна, жаждет успеха, славы, денег. Вторая, business-woman, позаботилась о рекламе героя, о его гастролях в Америку. Но Автор протестует: он не должен идти проторённым путём блистающей звезды, он обязан оставаться Творцом, задача которого сводится к тому, чтобы «отрицательными образами отдавать на смех злые проявления жизни». Осмеивая зло, он тем самым возвышает идеалы добра.
В спектакле Владимира Дрожжина заняты актёры Антон Федотов – Автор, Ирина Рыжкова – Муза, Ирина Терпугова – Благодетельница. По специализации исполнители – певцы, актёрское мастерство постигали в работе с режиссёром. В свою очередь Владимир Дрожжин насыщает спектакль музыкой Рахманинова и современным вокалом, теми контрастами музыкальных фраз, которые способствуют выражению основной мысли, ради которой задуман и осуществлён театральный проект «Разъезд».
Нам, зрителям, остаётся только с нетерпением ждать премьеры.