Сломанные судьбы
Даже опустившийся человек способен вспомнить о родительском долге
В Чунском районе на 39 населённых пунктов приходится полтысячи родителей, с которых в принудительном порядке взыскиваются алиментные платежи. На некоторых из здешних пап и мам, уклоняющихся от содержания брошенных ими детей, в службе судебных приставов заведено по три и более исполнительных производств. 707 папок с алиментными делами – и в каждой из них, если вчитаться в документы, написанные сухим казённым языком, кроются семейные драмы, сломанные судьбы.
На днях, к примеру, приставы прекратили сразу семь исполнительных производств в связи со смертью должницы. Фамилия её Весельева, и, похоже, в своей жизни она и правда немало погуляла и повеселилась, да кончила плохо. Семеро её детей устроены в казённые учреждения для умственно отсталых сирот. Родив восьмого ребёнка, 35-летняя женщина выпала из окна многоэтажки, разбившись насмерть.
Наталья Путинцева работает судебным приставом-исполнителем всего полгода, но уже успела насмотреться всякого. По её словам, примерно десять процентов алиментщиков, променявших семейные ценности на бутылку спиртного, умудрились сами себя загнать в угол, из которого не могут найти выхода. Недавно 45-летнего должника, находившегося в розыске, нашли в соседнем Красноярском крае. Бывшего семьянина вытащили из канализационного коллектора. На нём были трусы и тапки – всё его имущество. Какие алименты с такого папаши?
Но, по словам Натальи Путинцевой, сегодня среди алиментщиков немало мужчин и женщин трудоспособного возраста, которых нельзя назвать алкоголиками или бомжами. Они просто не желают работать и брать на себя заботу о близких людях. «Одного такого вчера водила в суд, чтобы привлечь к административной ответственности за неуплату алиментов, – рассказывает пристав. – Исполнительное производство на него заведено восемь лет назад. Время от времени он приносил на содержание двоих детей по 100–200 рублей. Характеристика по месту жительства на алиментщика поступила положительная – не пьёт, соседям не докучает. Просто не хочет трудоустраиваться, говорит, что у него плохое самочувствие, одышка. А у мамы-пенсионерки, которая содержит 40-летнего мужика, здоровье, видимо, крепкое, слезать с её шеи он не собирается. Суд наказал должника для начала административным арестом на 10 суток. Если эта мера не подействует, будем привлекать его к уголовной ответственности». Есть, по словам Натальи Путинцевой, и такие, кто действительно не может найти работу. «Молоденькая мама оставила своего малыша на попечение государства, сама живёт в бараке в ужасных условиях, не имея никакого дохода. С образованием четыре класса её никуда не берут».
У каждого должника своя ситуация. 89 алиментщиков объявлены в розыск. В ноябре судебные приставы-исполнители, работающие на территории Чунского района, сами отыскали троих беглых родителей. С июля нынешнего года, после введения в КоАП РФ статьи об административном наказании родителей-уклонистов, они доставили 27 пап и мам в суды. Семеро из них подверглись аресту, остальных суд направил на обязательные работы.
Насколько эффективны эти меры, другой вопрос. По словам Натальи Путинцевой, надежда на то, что даже опустившийся человек сможет изменить свою жизнь и вспомнить о родительском долге, всегда остаётся. Приставам надо просто делать своё дело – одних убеждать, других – привлекать к ответственности. И по возможности помогать справиться с проблемами. «Это так важно – встретить человека, который поддержал бы в трудную минуту», – говорит Путинцева. Она рассказывает о недавнем успехе. 30-летняя Евгения К., неоднократно судимая за злостное уклонение от содержания ребёнка, начала погашать долги по алиментам. Женщина довольно долго катилась по наклонной – растить дочку без мужа не смогла, лишилась родительских прав. Девочка сначала воспитывалась в интернате, а затем была взята под опеку. Но встретился на жизненном пути Евгении неравнодушный человек – и всё стало меняться. Председатель садоводческого товарищества «Малиновка» Анна Борисовна Тарасюк вместе с приставами приняла участие в судьбе несостоявшейся матери. Евгении помогли устроиться в садоводство сторожем, и половину своей небольшой зарплаты она теперь перечисляет на содержание дочери.
Наталья Путинцева может рассказать о том, как складывается жизнь героев любой из тех пухлых папок, что лежат на её рабочем столе. До переезда в Чуну она работала в СИЗО города Братска и, дослужившись до пенсии, ушла в судебные приставы-исполнители. О своём выборе не жалеет. Да, приходится работать, не считаясь со временем, брать документы домой и корпеть над ними вечерами, в выходные заниматься проблемами чужих детей. Но ведь оно того стоит…