В порядке исключения
Скульптуру «Хранитель Байкала» предлагают установить на Хобое
Скульптура Даши Намдакова «Хранитель Байкала» ещё не установлена, но уже привлекла и к себе, и к Ольхону повышенное внимание общественности и вызвала бурные обсуждения. Причём споры вызывает не сама композиция, а место, выбранное для её установки. Автор хочет видеть своё произведение на мысе Хобой. Однако эта территория относится к землям национального парка «Заповедное Прибайкалье», и по закону установка скульптур и прочих сооружений на ней невозможна. Предприниматель и меценат Виктор Бронштейн, который финансирует проект, считает, что произведение искусства можно установить на Хобое в порядке исключения.
«Хранитель Байкала» разделил экологически-ориентированную общественность на два лагеря. Одни поддерживают установку скульптуры на Хобое, другие выступают категорически против этой идеи. «Со всей определённостью можно сказать, что скульптура ещё не установлена, но она уже «работает», – с удовлетворением отметил Виктор Бронштейн на пресс-конференции, посвящённой этой теме. – Её основная задача – привлечь внимание к Байкалу, к вопросам его защиты». Внимание действительно привлечено. Однако пока бурная дискуссия развернулась в основном вокруг места, выбранного для установки скульптуры.
Мыс Хобой, на котором представители Даши Намдакова предлагают установить скульптуру, относится к ведению Прибайкальского национального парка. Администрация «Заповедного Прибайкалья» ранее заявила о невозможности любой деятельности на своей территории без согласования с Росимуществом и Минприроды РФ.
«Принимать решение об установке скульптуры на Ольхоне самостоятельно администрация «Заповедного Прибайкалья» не может, учреждение лишь осуществляет оперативное управление вверенной территорией, – говорится в официальном пресс-релизе нацпарка. – Никаких официальных запросов и документов в «Заповедное Прибайкалье» пока не поступало. Отметим также, что мыс Хобой и его окрестности относятся к зоне хозяйственного назначения, на этой территории не предусмотрено строительство скульптур или других подобных объектов».
Впрочем, в «Заповедном Прибайкалье» не возражают против появления на Ольхоне скульптуры Даши Намдакова, но предлагают подыскать для её установки другое место. На острове достаточно красивых и живописных уголков, использование которых не так жёстко регламентируется законодательством. Многие опасаются, что после установки скульптуры авторства художника с мировым именем поток туристов на Хобой возрастёт многократно, и экологическая нагрузка на хрупкую природу этих мест станет уже и вовсе критической.
Виктор Бронштейн убеждён, что запрещать нужно не установку произведений искусства мирового класса, а варварское отношение к природе. Давно пора вывезти мусор с Ольхона, запретить использование на острове квадроциклов, ограничить въезд автотранспорта. Что касается выбора места, представители Даши Намдакова не намерены отказываться от мыса Хобой.
– Даши Намдаков лично выбирал место для скульптуры, – говорит Виктор Бронштейн. – Когда я предложил подумать об установке «Хранителя Байкала» в каком-то другом месте, он привёл неопровержимый аргумент: «Я чувствую, что она должна стоять только здесь». Он такой космический человек, и если он так чувствует, с этим уже не поспоришь.
Что касается юридических вопросов, Виктор Бронштейн уверен, что их можно решить. По его словам, процесс получения необходимых разрешений от федеральных ведомств планируется начать в ближайшее время.
Виктора Бронштейна поддержала член общественного совета Хужирского муниципального образования Наталья Бенчарова. «Мы привыкли потребительски относиться к природе, – отметила Бенчарова. – Приезжать, смотреть, брать что-то, оставлять мусор и уезжать. Но очень талантливый скульптор видит природу, восхищается ею и отдаёт ей что-то своё, человеческое. Мы ведь не можем сами себя исключить с земли, мы здесь живём. Но мы можем отдавать самое прекрасное, что у нас есть, можем быть творцами. Тогда и природа расцветёт вместе с человеком».
Администрация Хужирского муниципального образования уже выразила заинтересованность в появлении на Ольхоне скульптуры авторства Даши Намдакова. По словам главы Хужира Веры Малановой, наличие подобной композиции – безусловный плюс для острова, местных жителей и туристов, ведь Даши Намдаков – имя мирового масштаба.
«Сейчас важно подобрать подходящую площадку для размещения скульптуры. Дело в том, что администрация Хужира может распоряжаться только землями в пределах населённого пункта. Большая часть земель острова находится в федеральном ведении, на них свою деятельность ведёт «Заповедное Прибайкалье», – отметила Вера Маланова. – Со своей стороны и в рамках своих полномочий мы готовы оказать всю необходимую поддержку, чтобы скульптура Даши Намдакова – а в перспективе и целая серия его работ – появилась на острове».
По мнению председателя Координационного совета острова Ольхон Эльмиры Семёновой, площадка для размещения скульптуры должна быть доступной для максимального числа людей и в то же время подходить по экологическим и юридическим параметрам. «Подобные скульптуры подчёркивают гармоничность, хрупкость и уникальность Ольхона, – отметила Эльмира Семенова. – Появление такой скульптуры – настоящий подарок и большая честь для острова». Но нужно отметить, что мыс Хобой не является оптимальной площадкой для массовых мероприятий.
– В стране кризис, а вы берётесь за финансирование такого масштабного проекта. Есть ли на это средства? – задали вопрос Виктору Бронштейну, который пока выступает единственным спонсором проекта.
Меценат отказался назвать стоимость проекта. «Стоимость проекта как раз равняется сумме задолженности, накопленной перед нашими предприятиями сетью магазинов «ОК» и «Спар», которую возглавляют Дмитрий и Жанна Маценко. Отдадут долги, и денег как раз хватит на скульптуру, которая станет всеобщим достоянием», – в шутку отметил Виктор Бронштейн. Впрочем, это как раз тот случай, когда в шутке есть изрядная доля правды.
Руководитель творческой мастерской Даши Намдакова Афанасий Бурзанов рассказал, что высота будущей скульптуры составит около 7,5 метра, ширина – 6,8 метра. Правда, размеры могут быть ещё скорректированы в процессе изготовления. Изготавливать скульптуру планируется в Улан-Удэ под авторским надзором Даши Намдакова, а установка намечена на лето будущего года.
– Скульптура очень сложная, – отметил Афанасий Бурзанов. – Внутри дерева есть дупло, это будет наш первый опыт изготовления скульптуры с особым внутренним рельефом.
При этом размеры объекта не вызывают у скульпторов особых опасений. Творческой мастерской Даши Намдакова были изготовлены не менее масштабные композиции, которые установлены в Кемеровской области, Казахстане, Республике Тыва. Планируется транспортировать скульптуру на Ольхон частями и собирать уже на месте. Её предполагаемый вес – 5-6 тонн. Внутренние конструкции «Хранителя Байкала» будут выполнены из нержавеющей стали, а внешние – из бронзы, которая считается наиболее долговечным материалом.
– А вот что будет, если Зураб Церетели приедет к нам со своей монументальной скульптурой и захочет поставить её где-нибудь в центре города, заявив, что он «так чувствует»? – задали меценату вопрос коварные журналисты. Однако Виктор Бронштейн заверил всех, что Церетели к нам точно не приедет, потому что даже выставку его работ заполучить в Иркутск никак не удаётся. Но вопрос о том, должны ли гении подчиняться общим законам, или они стоят над всеми юридическими нормами, всё-таки остался открытым.