издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Альтернатива для Тофаларии

  • Автор: Мария НИКУЛЬШЕЕЕВА

В одном из трёх посёлков Тофаларии – Алыгджере, Верхней Гутаре или Нерхе, где проживает чуть больше 1200 человек, – в следующем году планируется построить электростанцию, работа которой будет обеспечиваться не только дизельным генератором, но и солнечными батареями. Главным фактором выбора места для её размещения стало то, что Тофалария Нижнеудинского района является самым труднодоступным местом в Иркутской области. Сейчас электроснабжение жителей посёлков обеспечивается по нескольку часов в сутки – утром и вечером. Электроэнергия подаётся с дизельной электростанции. Подробности в материале «Сибирского энергетика».

Дозированный комфорт

– У нас в Приангарье 43 района, в которых примерно по 10–15 труднодоступных населённых пунктов, не имеющих электричества. То есть почти 30 тысяч человек живут без комфорта, – рассказал заместитель директора по науке Института систем энергетики имени Л.А. Мелентьева СО РАН Валерий Стенников. – Это почти весь север Иркутской области – Катангский, Киренский, Бодайбинский, Жигаловский, Качугский районы, а также побережье Байкала, Заречье Братского района. Выработка энергии тут в основном осуществляется дизельными станциями, проблема электроснабжения связана в этих территориях прежде всего с необходимостью приобретать и поставлять ГСМ, а также с неудовлетворительным состоянием генерирующего и сетевого хозяйства. Всё это – дополнительные расходы для областного бюджета. 

По информации областного министерства жилищной политики, энергетики, транспорта и связи, на завоз топлива в отдалённые территории из бюджета уходит около полумиллиарда рублей в год. Потребность одной только Тофаларии составляет ежегодно 23 млн рублей, чтобы завезти 150 тонн нефтепродуктов в Нерху, 180 тонн в Верхнюю Гутару и около 200 тонн дизтоплива в Алыгджер, который является «столицей» Тофаларии. 

Об изменении ситуации в отдалённых труднодоступных посёлках Иркутской области, в частности о дефиците электроэнергии в Тофаларии Нижнеудинского района, всерьёз заговорили в 1999 году, когда учёные Института систем энергетики им. Л.А. Мелентьева СО РАН провели первую оценку состояния энергосистемы в районах. С тех пор предложения о развитии альтернативной энергетики нашли отражение лишь в посёлке Онгурён. Однако в настоящее время из-за проблем с эксплуатацией уникальная для региона станция не работает. Так или иначе, жителям отдалённого Онгурёна не удалось уйти от дизельной генерации. Подробно о ситуации в посёлке «Сибирский энергетик» писал 17 августа в материале «Унесённое ветром». 

Как отметил Валерий Стенников, вопрос о необходимости строительства солнечной электростанции решался в июле 2015 года на заседании Научно-экспертного совета по энергоэффективности, созданного распоряжением губернатора Иркутской области (Валерий Стенников возглавляет этот совет. – Авт.) На заседании была рассмотрена заявка на разработку и реализацию проекта строительства станции в Тофаларии. После обсуждения все члены НЭСЭ проголосовали «за» поддержку данной инициативы. 

Пока нечего праздновать

Тофалария – труднопроходимая местность. Примерно 90% её территории занимают горные таёжные ланд­шафты, остальная часть представляет собой горную тундру с хребтами, ущельями, каньонами и гольцовыми террасами, практически непригодную для постоянного проживания людей. По информации начальника управления по промышленности и экономике администрации Нижнеудинского района Сергея Сморкалова, сейчас в трёх населённых пунктах Тофаларии проживают 1168 человек, из них коренных жителей – тофаларов – 700 человек. Тут нет дорог. Связь с районным центром (Нижнеудинск) осуществляется малой авиацией – вертолётом и самолётом АН-2. В настоящий момент нет централизованного электроснабжения, подача света осуществляется дизельными электростанциями. Все материалы возможно завозить только зимой на большегрузных вездеходных машинах. Топливо поставляется два с половиной месяца в году автозимниками – по руслам рек. 

Заказчиком проекта новой станции является администрация Нижнеудинского района, в частности комитет по управлению муниципальным имуществом (КУМИ). Как сообщил «СЭ» 

заместитель председателя комитета Юрий Егоров, в прошлом году был проведён конкурс по выбору организации-проектировщика. По его результатам ООО «БайкалРемПутьМаш» получило право разработать проектно-сметную документацию до 1 сентября текущего года. «В начале было всё хорошо, специалисты приехали, провели инженерно-изыскательские работы, вели подготовительный набор материала, однако самого проекта с положительным заключением экспертизы до сих пор нет. Проектировщики нарушают все сроки, – недоумевает Юрий Егоров. – Первую часть проекта они выполнили, был выплачен аванс 1 млн 100 тыс. рублей, разработка оценивается на сумму порядка 5,5 миллиона рублей. Ситуация сложная, здесь пока нечего праздновать, ведь, если нет экспертизы, нет проекта».

Объяснение, почему сроки разработки проектно-сметной документации затягиваются, дал Роман Разумилов, заместитель директора по стратегическому развитию и инвестициям той самой компании-проектировщика – ООО «БайкалРемПутьМаш». «Дело в том, что проект очень сложный, изначально мы его приготовили как один на всю Тофаларию, а сейчас нам сказали разделить на каждый из трёх населённых пунктов и сделать проекты по отдельности. Соответственно, выросла стоимость, – говорит Роман Разумилин. – Сейчас мы всё сделали, сдали его на госэкспертизу. Примерно к первым числам ноября предоставим его заказчику». 

1900 метров над уровнем моря 

По задумке проектировщиков это должна быть комплексная автоматизированная солнечно-дизельная электростанция. Проектная мощность солнечного сегмента гибридной электрической станции 450 киловатт: в Верхней Гутаре – 170, в Алыгжере – 230, в Нерхе – 120 киловатт. Сейчас дизель-генераторные установки вырабатывают электроэнергию в трёх посёлках 16 часов в сутки – утром и вечером. Станции расположены в отдельных зданиях, которые находятся в аварийном состоянии, кроме того отсутствует система пожаротушения. Электрические сети также находятся в плачевном состоянии. Напряжение на крайних точках посёлка составляет всего 140 В вместо положенных 220 В. Качество электроэнергии очень плохое, на электроплите практически невозможно ничего приготовить, а мощные бытовые приборы – такие как микроволновые печи, духовки, чайники – не работают вовсе. Жители спасаются печным отоплением. 

Кроме того, сейчас склады хранения ГСМ находятся посреди посёлка в непосредственной близости к жилым домам, что не отвечает требованиям пожарной безопасности. Разумилов сообщил, что данные склады будут вынесены за пределы поселковой территории. Взамен линии электропередачи посёлка, которая находится в плохом состоянии и не обеспечивает нормального качества электричества, проектировщики предлагают до конца посёлка протянуть новую линию 10 киловатт и тем самым обеспечить должное качество. 

Авторы проекта планируют уйти от дизеля за счёт генерации возобновляемых источников энергии, а именно солнечных панелей. «Посёлок Верхняя Гутара расположен высоко в горах – на высоте 1900 метров над уровнем моря, – поясняет такое решение Роман Разумилин. – Когда мы делали анализ природно-климатических условий для технико-экономического обоснования, выяснилось, что уровень инсоляции (солнечной энергии) очень высокий. В нашей горной местности его значения можно сопоставить со значениями инсоляции в Крыму, – говорит Рузумилов. – Для сравнения мы брали данные с метеостанции, замеряли скорость ветра. Абсолютным преимуществом оказалось использование солнечных панелей, потому как ветер там сильный, но он имеет непостоянный характер, его мощность – в среднем 3 метра в секунду. Этого недостаточно для работы ветрогенератора, для него необходима минимальная скорость 5 метров в секунду». По мнению проектировщиков, установка мини-ГЭС, которую предлагают учёные из института систем энергетики им Мелентьева, нецелесообразна, поскольку реки имеют нестабильные русла, уровень воды меняется в разы за короткий период времени. 

По расчётам сотрудников проектной организации такая солнечная станция будет компенсировать 50% затрат на обеспечение электроснабжения всех посёлков. При этом будет предоставлено не дозированное электроснабжение, как сейчас, а круглосуточное. Проектировщики заявляют, что смогут таким образом обеспечить качественную подачу электроэнергии путём повышения напряжения. Также у новой станции будет возможность увеличения мощности в связи «с неизбежным развитием этих посёлков и дальнейшим ростом числа потребителей». При этом в станции уже предусмотрен пятнацатипроцентный резерв на случай, «если там захотят построить новое производство, какую-нибудь пилораму».

На чужих ошибках учатся 

Как отметил Валерий Стенников, необходимо учесть те ошибки, которые были допущены при реализации ветросолнечной станции в Онгурёне: «Там были допущены ошибки с эксплуатацией, организацией работ, должна была быть предусмотрена фирма, специально подготовленные люди, а те, кто впоследствии будут заниматься обслуживанием новой станции, должны пройтись по всей цепочке – с самого начала, ещё на стадии проектирования, строительства и монтажа оборудования на станции во избежание подобных ошибок». 

В свою очередь, как утверждает Роман Разумилов, при проектировании новой станции они учли все ошибки и недочёты, допущенные при строительстве ветро-солненчной станции в Онгурёне. «Там была допущена принципиальная ошибка – они присоединили новую станцию к существующей линии электропередачи без проведения её адаптации и модернизации ВЛ электропередачи, – отметил собеседник издания. – Полностью отсутствовал мониторинг электростанции со стороны компетентных специалистов обслуживающей организацией. Весь контроль был возложен на единственного специалиста – «хозяина».

Кроме этого, в тофаларском проекте предусмотрена реконструкция уже имеющихся линий электропередачи. «Когда мы анализировали текущую ситуацию в Алыгджере, выяснилось, что там настолько неверно организованы воздушные линии электропередачи, что это приводит к тому, что нагрузка на генератор является причиной частых выходов из строя станции, – отметил заместитель директора проектной организации. – Мы на линии наведём порядок, поставим различные ограничения, счётчики, чтобы велся учёт, для организации полного мониторинга этой системы. В труднодоступную местность никаких специалистов специально обученных не повезут, потому что будет предусмотрен дистанционный мониторинг. И в районе, и в области будут наблюдать в режиме онлайн с любого компьютера через Интернет за всей ситуацией – объёмы потребления и выработки, качество поданной электроэнергии и так далее». 

Роман Разумилов рассказал, что в настоящее время все солнечные станции, которые открываются в России, типовые и работают по принципу «лампочки». То есть днём, когда есть солнце, солнечные панели вырабатывают электроэнергию, которая попадает в центральную сеть. «В случае с Тофаларией мы получаем автономную гибридную солнечно-дизельную электростанцию, которая обеспечивает выработку электроэнергии 24 часа в сутки – и днём и ночью. Можно обойтись без увеличения штата сотрудников, то есть там как был внештатный электрик, так  и останется». 

По словам авторов проекта, аналогичных установок нигде нет, она своего рода уникальная. Роман Разумилов взял на себя смелость заверить, что данный проект будет типовым для всего региона, и уже есть намерения в министерстве жилищной политики и энергетики включить его в федеральный резерв, чтобы другие муниципалитеты могли его использовать для аналогичных решений. 

Срок окупаемости проекта, к примеру, на станции в деревне Нерха – семь лет. «Они сейчас тратят в Нерхе почти 10 миллионов рублей ежегодно на содержание этой дизельной станции, новая станция обойдётся примерно в 60 миллионов рублей, на её обслуживание и закуп ГСМ – 4 миллиона 700 тысяч в год, соответственно, ежегодный экономический эффект – не менее 5 миллионов рублей бюджета». Жители Тофаларии в настоящее время совсем не платят за потреблённое электричество. Роман Разумилов предположил, что такая «коммунистическая привычка не платить по счетам» у них выработалась из-за плохого качества электроэнергии, в конечном итоге за них платит муниципалитет. Счётчики в домах по учёту электроэнергии никто никогда не устанавливал. А в новом проекте будут дополнительно предусмотрены приборы учёта, соответственно, жители будут вынуждены платить за электроэнергию, то есть это тоже дополнительный доход для муниципалитета. 

Ещё один плюс в новом проекте – это российское оборудование. «Наша компания намерена участвовать в конкурсе на строительство станций, так как мы являемся производителями солнечных панелей – в Слюдянке налажено производство. Это направление мы развиваем с 2014 года, мы сами производим солнечные панели и поставляем их в разные концы нашей страны. 

К примеру, в Республике Саха в посёлке Улуу уже установлены и успешно экс­плуатируются эти солнечные панели». 

Однако все эти задумки проектировщиков пока остаются на бумагах. Вся проблема в том, где взять деньги на реализацию данных проектов. Сметная стоимость станции в Нерхе составляет 62 млн. рублей, в Верхней Гутаре – 70 млн. рублей, в Алыгджере – порядка 100 млн. рублей. В техническом задании к проекту прописано, что средства будут выделены из областного и районного бюджетов. 

На минувшей неделе заместитель министра жилищной политики, энергетики и транспорта Сергей Малинкин в своём выступлении на круглом столе по повышению энергоэффективности в Иркутской области отметил, что «проект интересен министерству, но средств на его реализацию пока нет. В случае увеличения лимита по финансированию программы по энергосбережению (в этом году общий бюджет программы составил всего 30 млн. рублей. – Прим. авт.) мы будем рассматривать возможность в следующем году хотя бы в одном из населённых пунктов эту проблему решить». При этом Сергей Малинкин отметил, что населённые пункты Тофаларии Нижнеудинского района, «несмотря на свою труднодоступную удалённость», характеризуются ежегодным приростом населения». 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры