Экопоезд
с раздельным сбором отходов курсирует на туристическом маршруте КБЖД
Проект по раздельному сбору мусора запустила Восточно-Сибирская железная дорога на туристическом маршруте Иркутск – Слюдянка – Порт Байкал. В тамбурах экопоезда установлены мусорные урны разного цвета с биоразлагаемыми пакетами для сбора стекла, пластика и бумаги. Пилотный экологический поезд, состоящий из восьми вагонов, вышел на линию с начала туристического сезона.
«Сама идея по селективному сбору не нова. Работа начата в 2013 году по сети дорог, в структурных подразделениях дороги. А вот идея селективного сбора в поезде родилась в этом году. И неспроста именно на том участке, где курсирует туристический поезд: озеро Байкал, туристы, большой пассажиропоток. Соответственно, эта работа на сегодня актуальна», – сообщил начальник центра охраны окружающей среды ВСЖД Вячеслав Здор.
Вагоны отличает зелёная полоса с каждой стороны, а также специальная символика – «С любовью к природе!». В тамбурах – баки под пластик, стекло и бумагу, здесь же инструкция на трёх языках – русском, английском и китайском. Как пояснили на ВСЖД, китайский перевод обусловлен большим числом туристов из КНР, на них приходится 80–90% турпассажиров.
Во время поездки на мониторах, которые установлены в каждом вагоне, демонстрируются фильмы, посвящённые проблемам защиты окружающей среды. Внутри вагонов размещены информационные плакаты на экологические темы, фотоизображения видов КБЖД. Кроме того, баки для раздельного сбора мусора установлены на объектах железнодорожной инфраструктуры, на платформах и станциях. Также на платформах будут установлены информационные стенды.
В 2015 году вовлечено во вторичный оборот более 110 тыс. тонн отходов. В 2014 году этот показатель составлял 70 тыс. тонн. Как минимум 25% образующихся на дороге отходов составляют бумага и картон, 16–20% приходится на пластик, 10% – стекло. Перерабатывать полученный мусор будет специальная организация, которая начала свою работу в Иркутской области в этом году. В частности, за 2015 год на полигоне дороги собрано 74 тонны бумаги и картона, в этом году за 6 месяцев собрано около 34 тонн макулатуры. «По бумаге у нас работа в целом на дороге планомерно идёт. А отходы стекла и пластика мы начинаем собирать с этого года», – пояснил Здор.
По результатам сезона будет проведён анализ, сделаны выводы о рентабельности проекта. В компании планируют внедрять раздельный сбор мусора и на других поездах.
Кроме того, на крупнейшем вокзале ВСЖД – станции Иркутск-Пассажирский – также уже установлены контейнеры для раздельного сбора мусора: баки предполагают сортировку бытовых отходов на макулатуру, пластик, стекло и предметы из алюминия. В 2016 году эта практика будет применена на вокзалах Улан-Удэ и Иркутска-Сортировочного, а в перспективе до 2017 года – в Ангарске, Усолье-Сибирском и Черемхове.