Лукавая бухгалтерия
Педагоги в Иркутской области в последнее время стали работать больше, а получать меньше
Сокращение заработной платы педагоги системы общего образования начали ощущать на себе уже с осени 2015 года. Но в правительстве Сергея Левченко работают настоящие профессионалы и даже волшебники. Они умеют сделать так, чтобы учителя и воспитатели получали меньше денег за проделанный объём работы, а по отчётам заработная плата в системе образования оставалась неизменной. Для этого нужно всего лишь виртуозно владеть особыми чиновничьими инструментами и терминами. А самое главное – забыть, что за каждой цифрой стоит человек.
Легко убедиться в том, что денег на зарплату работникам образования из областной казны выделяется меньше. Например, в 2015 году размер субвенции на оплату труда работникам общего образования был снижен почти на 1,5 млрд рублей. Правда, в течение года дополнительно было выделено 680 млн рублей. Тем не менее 900 млн – тот недостаток средств, который недополучило образование в 2015 году по сравнению с предыдущим годом. Это недофинансирование непосредственно коснулось оплаты труда педагогических работников.
В проекте бюджета 2016 года размер субвенции на общее образование был снижен ещё на 385 млн рублей. Таким образом, разница с 2014 годом составляет уже более 1,1 млрд рублей. Даже после того как на июньской сессии образованию добавили почти 600 млн рублей, разница всё равно сохраняется приличная. При этом в бюджете 2016 года не предусматриваются средства на индексацию заработной платы педагогам и на увеличение МРОТ до 7500 рублей, вступившее в силу с 1 июля. Итак, денег стало меньше.
Двойная бухгалтерия регионального минобра
Между тем федеральный центр продолжает строго следить за тем, чтобы зарплаты педагогов соответствовали региональной линейке показателей и как минимум не падали ниже уровня 2014 года. Думаете, финансисты правительства Иркутской области начали искать недостающие деньги, чтобы исполнить свои обязательства перед учителями? Не совсем так.
Стали думать, как сократить реальную зарплату и не показать этого сокращения в отчётах. Думали-думали и придумали. Цель эта достигается двумя способами – сокращением выплат и оптимизацией труда. Если действовать в обоих направлениях одновременно, можно сэкономить миллиард-другой.
В прошлом году, например, в регионе неожиданно актуальной стала тема соблюдения минимального размера оплаты труда обслуживающего и вспомогательного персонала в системе образования. Если у работника нет дополнительных и компенсационных выплат, то базовая часть заработной платы состоит из МРОТ, а к нему начисляются районные коэффициенты и надбавки. Например, ставка уборщицы из школы в Братске составляет 3500 рублей. Это меньше, чем МРОТ, который с 1 июля увеличен до 7500 рублей. Значит, зарплата будет высчитываться по формуле: (3500 рублей ставка + 3500 доплата до МРОТ) + 50% северная надбавка + 40% районный коэффициент.
Но в нашем регионе сплошь и рядом людям начисляли заработную плату таким образом, что ставка, районные коэффициенты и поясные надбавки укладывались в минимальный размер оплаты труда. Таким образом, районные надбавки просто терялись. А ведь это 60% зарплаты для Иркутска и почти 90% для северных районов. Есть множество примеров, когда работники обращались в прокуратуру и с работодателя в судебном порядке взыскивали сгинувшие коэффициенты.
Конечно, люди выигрывали процессы, и образовательные учреждения вынуждены были выполнять решение суда. Но откуда директору взять средства, которые изначально не заложены в фонд заработной платы, спущенный из министерства? Единственный источник – это стимулирующий фонд, который должен идти на подпитку педагогов и воспитателей. Именно из него руководитель и «вытаскивает» средства на поясные, но фонд от этого скукоживается до мизерных размеров, стоимость стимулирующего балла падает или эта выплата исчезает совсем. Надо полагать, министерство делает ставку на то, что далеко не каждый работник начнёт крестовый поход за справедливость. Ну и в любом случае крайним в этой ситуации остаётся образовательное учреждение.
Есть и ещё одна маленькая хитрость, которая тоже стоит хороших денег. В мае 2016 года правительством Иркутской области было подписано региональное соглашение о минимальной заработной плате в регионе. Согласно принятому документу, с 1 июля нынешнего года она составляет 10 122 рубля для северных районов и 7774 рубля для остальных местностей. А сама хитрость заключается в том, что теперь в основу расчётов кладут не МРОТ, а минимальную заработную плату.
Если МРОТ умножить на северные и поясные коэффициенты, то зарплата нянечки из северного района составит 14 250 рублей. Вместо этого в зарплату сразу закладываются 10 122 рубля, а в эту сумму уже входят северные и поясные коэффициенты.
Повар с окладом 3500 руб. совмещает в рабочее время обязанности кухонного работника на 1,0 ставки с окладом 2465 руб. Заработная плата составит: (3500 руб. + 2465 руб.)х1,9 = 11 333 руб. (где 3500 – оклад по основной должности, 2465 руб. – доплата за совмещение должностей), что соответствует требованиям законодательства.
Повар с окладом 3500 рублей работает по совместительству, в свободное от основной работы время, в должности кухонного работника на 1,0 ставки с окладом 2465 рублей. Его заработная плата должна составлять: (3500 оклад + 4000 доплата до МРОТ) х 1,9 -северный и районный коэффициент = 14 250 на основную ставку и (2465 оклад по второй должности + 5035 доплата до МРОТ) х1,9 – районный и поясной коэффициент = 14 250. Всего 28 500 рублей к оплате.
Шагреневая кожа стимулирующих выплат
В Саянске с января 2015 года в структуре заработной платы учителей вообще нет стимулирующих выплат. Линейку показателей там выдерживают за счёт увеличения нагрузки. Ну а если стимулирующих выплат нет, а среднюю зарплату снижать нельзя, остаётся одно – «догрузить» учителя. Поэтому министерство образования взяло курс на сокращение кадрового состава педагогов в школах и детских садах. Это делается для того, чтобы сохранить уровень средней заработной платы за счёт интенсификации труда.
Педагоги и воспитатели охотно рассказывают о нарушениях в системе образования. Однако предпочитают делать это анонимно, и их можно понять. Рядовой учитель или воспитатель уязвим, и начальник легко может доставить ему массу неприятностей. Поэтому мы не будем называть имена собеседников газеты.
– Моя зарплата не снизилась за последний год, – говорит Алёна Владимировна Д., преподаватель английского языка из Саянска. – Она составляет около 30 тысяч рублей, однако нагрузка у меня более 40 часов при ставке 18 часов. Это очень много, но в нашей школе никто не работает на одну ставку, все берут дополнительные часы, чтобы таким образом «догнать» зарплату. Стимулирующих выплат во всех школах города нет уже давно, хотя в районе их получают.
Три воспитателя на две группы
Ситуация в детских садах выглядит ещё более безысходной. Может быть, оттого, что маленьких всегда больше жалеешь. С сентября 2015 года детские сады вынуждены были перейти на новый режим работы, поскольку область стала финансировать не две ставки воспитателя, как раньше, а только 1,67 ставки на группу с 12-часовым пребыванием. Если до этого на двух группах работали 4 воспитателя, то теперь их осталось 3. Работают они за четверых, а зарплату получают… такую же, как раньше. Это ещё одна «гениальная» многоходовка регионального минобра. Она влечёт за собой не только прямое сокращение кадров, но и более глубокие и печальные последствия.
– Если воспитатель работает на неполную ставку, он очень много теряет не только в зарплате, – говорит воспитательница из детского сада по улице Рабочего Штаба в Иркутске Нонна Игоревна. – Например, если ты оформлен на неполную ставку, это время не входит в стаж, дающий право досрочного выхода на пенсию. Поэтому у нас некоторые просто уволились. Но в основном все пенсионеры перешли на неполную ставку, чтобы молодым дать возможность зарабатывать. С другой стороны, с прошлого года наша зарплата снизилась, и если мы получаем на руки 15 тысяч – это очень хорошо. Стимулирующие выплаты тоже куда-то исчезли. Поэтому, чтобы добрать недостающие 23% от ставки, бегаем подменяться не в двух, а даже в трёх группах. Дополнительные трудовые договоры на эти группы с нами, конечно, никто не оформляет, а доплачивают копейки. Чтобы «выбрать» подменами зарплату, как за целую ставку, приходится набирать гораздо больше часов.
Для служебного пользования
В распоряжение редакции попал документ для служебного пользования, разосланный департаментом образования города Братска и адресованный руководителям муниципальных образовательных учреждений. В нём директорам и заведующим даются рекомендации, как сократить фонд заработной платы и не нарушить законодательство. Опустим невинные вещи вроде совета «пересмотреть штатное расписание должностей». Интереснее звучит указание «шире применять выплаты компенсационного характера в виде доплаты за совмещение должностей», но самое глубокое впечатление производит следующий пункт. В нём руководителям даётся прямая инструкция заключать дополнительные трудовые договоры по внутреннему совместительству или с внешними совместителями только в крайне исключительных случаях, так как в этом случае требование о выплате заработной платы не ниже МРОТ распространяется на оба трудовых договора.
Ну а дальше подробно расписано, по какой формуле рассчитывается зарплата сотрудника, который работает по совмещению на одну ставку или по совместительству. Итак, работая по совмещению в рабочее время и имея ставку 3500, сотрудник получает за совмещение доплату в размере оклада и его зарплата в итоге составит 11 333 рубля. Даже доплату до МРОТ в этом случае выплачивать не нужно. Иное дело совместитель, с которым оформлен дополнительный трудовой договор на исполнение обязанностей в свободное от работы время. Его зарплата будет в два раза больше, потому что к обеим ставкам он получит доплату до МРОТ, а также северные надбавки. Размер зарплаты напрямую зависит от правильности оформления документов. Об этом прекрасно знают в администрации любого образовательного учреждения и виртуозно используют лукавые схемы.
Таким образом, становится понятно, почему так важно было ввести вместо 2 ставок на группу всего 1,67 ставки. Воспитателей, которые и без того получали немного, просто загнали в угол. Заставляя заниматься совмещением, им доплачивают копейки. При этом министерство образования прекрасно понимает, что делает. Потому что в пункте 6 служебной инструкции руководителям советуют «…провести ревизию приказов. В случае необходимости внести изменения в уже изданные приказы». И добавляют, что «выплаты по исполнительным листам на доплату до МРОТ производится из общей суммы средств, выделенных учреждению на оплату труда».
– Если в начале 2015 года мы получали до 27 тысяч рублей, то с осени прошлого года началось постепенное снижение зарплат, – рассказывает молодая воспитательница из Братска Анастасия. – В январе 2016 года произошло резкое снижение заработной платы примерно до 12–15 тысяч. Эту сумму получают даже воспитатели с 40-летним стажем. Сторожа и нянечки получают зарплату ниже МРОТ и выбивают доплату только через суды. Сейчас начались просто какие-то репрессии. Если человек во время отпуска попал на больничный, ему эти дни обязаны добавить к отпуску. С коллегой произошла такая неприятность, но заведующая категорически требует, чтобы она не брала дополнительные дни вплоть до угрозы увольнения.
По словам воспитательницы, если во время отпуска ты подменяешь коллегу, то получишь не за двоих, а свою зарплату и небольшую надбавку. В общем, заведующие действуют строго по инструкции. Судебные тяжбы в Братске идут постоянно, и по исполнительным листам заведующие выплачивают компенсацию до МРОТ. Однако, если ты работал на две ставки, это очень тяжело доказать в суде. Администрация детсадов предоставляет приказы, по которым получается, что воспитатель работал на ставку, и не более того.
Ещё больше детей
В детском саду на Рабочего Штаба в Иркутске нашли способ не только увеличить нагрузку на персонал, но и уплотнить группы. По российским стандартам, на одного ребёнка в детском саду должно приходиться 2 квадратных метра площади. Казалось бы, ну что тут ещё придумаешь? Измерил площадь группы, поделил на два квадрата, получил количество детей. Но нет, в этом детсаду решили, что игровое помещение и спальню можно посчитать как единое целое и посадить туда в два раза больше детей. Так вместо одной группы на той же площади стали жить две группы: одна в спальне, другая – в игровом помещении.
– Теперь вся площадь садика считается единой, и на каждом квадрате сидит ребёнок, – говорит воспитательница из этого детского сада. – Получается, что на площадь одной группы посадили сразу две. Но воздуха от этого больше не стало, и туалеты не увеличились. Впрочем, в туалет втиснули две дополнительные раковины и два унитаза, но этого всё равно не хватает. Одну группу малышей помоешь, следом сразу заводишь вторую партию. А там уже жарко, как в бане, дети все буквально мокрые выходят. Что удивляться, что малыши начинают болеть. Дети болеют, родители стонут. Виноват во всём воспитатель, он не выполняет муниципальное задание по «детодням», ему уже не положены баллы из стимулирующего фонда. Опять же, детей могут добавить, поскольку фактически ходят не все, а очередь огромная. Получается такой замкнутый круг. А в группах и так по 40 человек – куда это годится?
По словам воспитательницы с 40-летним стажем, зарплата у неё в этом году снизилась с 20 до 15-16 тысяч рублей, стимулирующих выплат педагоги также не получают. А средняя зарплата воспитателя по Иркутску на бумаге составляет 26 тысяч рублей. Только кто её имеет в кармане, эту «среднюю» зарплату?
– Когда из одной группы сделали две, нянечек у нас не прибавилось, – продолжает Нонна Игоревна. – Поэтому одна нянечка стала работать на две группы, а платили ей по-прежнему, за одну. Зиму так отработала, а весной уже пошла разбираться, и заведующая сделала удивлённые глаза, будто она ничего не знала. Сделали перерасчёт, но доплата получилась совсем маленькая, а проверить всё это задним числом очень трудно. Вот такие странные вещи у нас в садике происходят постоянно.
Самое слабое звено
В прошлом году в Осинском районе вынуждена была уволиться воспитательница детского сада. Случай совершенно рядовой, можно сказать – типичный. Женщина работала одна, в группе было около 25 детей. Пока их раздевала после прогулки, не заметила, как один мальчик остался на улице. Только посадив детей за стол, воспитательница заметила пропажу. Оказалось, забытый ребёнок так и просидел на улице под грибочком. Хорошо, что на дворе стояла тёплая погода и малыш не замёрз и не простыл. Узнав о происшествии, мама ребёнка начала возмущаться и потребовала принять меры.
Вроде бы ситуация однозначная – воспитательница недоглядела, значит, она и виновата. С другой стороны, только представьте себе, как можно в одиночку управиться с 25 малышами. За каждым нужно проследить, завести в группу, раздеть и разуть. Даже если на одного ребенка потратить 1 минуту, уже уйдёт 25 минут. Но за 1 минуту ребёнка не разденешь и не оденешь. В группе должен быть помощник воспитателя, но очень часто помощников нет, и в итоге воспитатель несёт ответственность за то, что не создано другими.
Чтобы дети не разбегались, теперь в детских садах просто ставят магнитные замки. Но разве это справедливо, что воспитатель остаётся крайним и несёт ответственность за то, что группы переполнены, за то, что нет нянечек и помощников? В данном случае педагога просто принесли в жертву как самое слабое звено. И так может случиться с любым.
Между тем требования к воспитателям и помощникам воспитателей постоянно повышаются. Согласно новым стандартам, например, у помощников воспитателя обязательно должно быть соответствующее образование. Курсы в Иркутске стоят минимум 4 тысячи рублей, в Братске – 1 тысячу. Но если в Иркутске и Братске хотя бы есть возможность пройти такие курсы, то в посёлках её просто нет. Значит, людям из деревни нужно ехать куда-то в город, тратить деньги на курсы, проживание, проезд и питание. Платить за обучение помощникам воспитателя и самим воспитателям приходится из своего кармана, в бюджете нет денег на такую роскошь, как переподготовка кадров.
В Братском департаменте образования и вовсе решили быть впереди планеты всей и обязали всех воспитателей муниципальных садов… получить высшее образование. На обучение дали пять лет, а по истечении этого срока обещали уволить всех недостаточно учёных.
– Новое распоряжение озвучила наша заведующая, явившись с совещания в департаменте образования, – рассказывает наша собеседница из Братска Анастасия. – Письменного приказа или распоряжения мы не видели, но никто и не усомнился в правомерности этого требования. Я, например, поступила учиться в Братский филиал ИГУ. Учусь за свой счёт, в год обучение обходится в 60 тысяч рублей. Молодые почти все пошли учиться, но у нас в коллективе больше половины воспитателей – пенсионеры, и они уже не видят смысла в получении высшего образования. Решили, что будут работать, сколько возможно, а потом уволятся. Сейчас заведующая буквально вынуждает уволиться методиста, поскольку у неё нет высшего образования в сфере менеджмента.
Однако на самом деле никто не имеет права требовать от воспитателя или методиста диплом о высшем образовании. Это просто незаконно и является произволом. Действительно, на уровне Министерства образования РФ несколько лет назад шёл разговор о необходимости ввести требование о высшем образовании у воспитателей. Но эти планы так и не были реализованы. На сегодня воспитатель должен иметь лишь среднее специальное образование.
К сожалению, больше всего из-за экономии правительства страдают дети. В школе падает качество образования. В дошкольном учреждении всё ещё сложнее. Большую часть времени ребёнок работающих родителей проводит в детском саду. Для малышей очень важны доверительные отношения с воспитательницей, которая, по сути, становится второй мамой. Но какая-то приходящая тётя при всём желании не может стать близким человеком. В итоге малыш не хочет идти в детский сад, он постоянно находится в стрессовой ситуации. Для детской психики и здоровья это просто губительно.
Вот и получается, что экономия на детях влечёт за собой катастрофические последствия. И не надо говорить, что так происходит во всех регионах. Например, в Красноярском крае региональный норматив на ребёнка и сегодня в два раза выше, чем у нас. Почему-то соседи находят возможность учить своих детей. Сэкономив сегодня на детских садах и школах, мы столкнёмся с ухудшением качества населения завтра, ведь дети – это будущее региона. И виноват в этом будет не всемирный заговор, как любят рассказывать всем соратники по партии нашего губернатора. Нет, виновато в этом будет правительство Сергея Левченко, потому что именно оно несёт ответственность за то, что происходит в регионе сегодня.