издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Моё призвание – быть матерью четверых детей»

Людмила Мотоева, жительница посёлка Хужир Ольхонского района, не любит и не понимает пафосных речей, и слово «герой» – не из её лексикона. Но эта обычная женщина – на самом деле герой. Овдовев, оставшись одна с четырьмя детьми, она не сломалась, не поддалась выедающей душу тоске и не запустила свой дом. Каждый из детей приучен к труду, все вместе – дружная семья со своими радостями, своими привычками и традициями. Живут на земле, у самого Байкала, с благодарностью принимая то, что даёт большая вода и остров, который издавна называют местом покоя и силы.

Коренная островитянка из семьи чабанов

6-летняя Карина Мотоева сломя голову бежит по одной из улиц Хужира. Следом поспевают её сестра-двойняшка Ирина и старший брат, 8-летний Кирилл. Они бегут навстречу маме. С размаху обнимают и уже не отпускают от себя – как будто после долгой разлуки. Хотя разлуки никакой не было, они виделись утром и вообще никогда  в жизни надолго не разлучались. Несмотря на ветер и накрапывающий дождь, дети категорически отказываются вернуться, чтобы одеться потеплее. Вместе с мамой они идут в новый большой дом, где ещё столько дел и забот. Скоро они сюда переедут, и у каждого ребёнка будет своя комната. А в самой большой комнате, или, как любят говорить в деревне, в зале, они будут отмечать праздники – дни рождения всех четверых детей, Новый год. И время от времени кто-нибудь вздохнёт, вспомнив отца. Но это жизнь, им всем нужно жить дальше. Детям – взрослеть, взрослым – ставить их на ноги. С судьбой не поспоришь. И жить нужно по возможности хорошо. 

В ноябре 2012 года Алексей Мотоев, глава семьи, утонул во время рыбалки на Байкале. Почти что все ольхонцы выходят в море. Без Байкала, без омуля никак не прожить, поэтому почти каждый мужчина в семье – рыбак. Но Байкал порой забирает людей, и все живущие на берегу самого глубокого и чистого озера планеты это знают. Так семья  Мотоевых осталась без отца. Двойняшкам тогда было по 2 года, и Людмиле предстояло одной растить четверых детей. Но деревенская заквас­ка, достоинство и сила позволили ей выстоять, не сломаться. Как и поддержка родных. У бурят так издавна заведено – своих не бросают.  

Людмила Мотоева – коренная островитянка. И Ольхон для неё – главное и лучшее место на земле, любимый солнечный остров. Отец – тоже ольхонский, мать – из деревни Тонта. Всю жизнь они проработали чабанами. В советское время совхоз «Ольхонский» был крупным хозяйственным объектом, где держалось много отар. Родители Людмилы чабанили в Маломорцах. Но, как вспоминает Людмила, жизнь была не кочевая, оседлая, на Ольхоне кочевать с отарами овец не принято. 

– Я сама чабанила с родителями. И в море ходила с братом. И дрова колола.  А сколько сена вручную косой накосила! – припоминает Людмила. 

Привычка к труду, умение работать руками и не жаловаться на судьбу – главные черты деревенских, ольхонских. И муж Людмиле попался такой же работящий, с руками и головой. Алексей Мотоев приехал на остров с родителями ещё юношей, но пророс в эту землю сердцем и детьми. Мотоевы строили большие планы на жизнь – растить четверых детей и выпускать их в большую жизнь, укреплять и укрупнять хозяйство, развивать экологический туризм. Всё это Людмила сейчас делает одна, с поддержкой своих родственников и родни мужа. Но вопросы о трудностях она коротко отсекает. 

– Я не люблю себя жалеть, это не в моих правилах. И не люблю, когда меня жалеют, – просто говорит она. – Такой у меня характер. Кого-то винить? Зачем? Какой смысл? Так получилось, такая судьба, я её приняла. Хотя, конечно, первое время было очень тяжело. Всё кажется, что зайдёт он сейчас в дом, так и сидишь в ожидании, оглядываешься на дверь. Вечера ведь мы вместе проводили, или я стирала, он мне помогал. И мы всегда ходили к старшей, Кристине, в школу на праздники. И первый декабрь без Алёши, когда я пришла домой после школьной ёлки, было особенно трудным. Дети носятся, все парами, а я одна. Всё вспоминала, как он уходил на рыбалку, и словно в дымке в дверях стоял. У нас много совместных фотографий осталось, мы везде фото­графировались. С Хобоя (самый северный мыс на Ольхоне. – Авт.), бывало, вернешься, машину, посуду помоешь, идёшь с детьми на побережье. Просто в лес выезжали, шашлыки жарили. Костёр, природа, хорошо. Поэтому когда его не стало, детям было тяжело, столько из их жизни ушло. Но время лечит, правду люди говорят. Тем более когда детей много. Справились…

– Ну а как всё-таки одной с четырьмя детьми справляться, пережив такую потерю?

– Побольше терпения. Оно у каждого есть, просто его необходимо изнутри достать. Нужно уметь выстоять не только ради детей, но и ради самой себя. Всю жизнь тосковать – значит загонять себя в  гроб. А детям я нужна живая и здоровая. 

Жить на острове

По основной профессии Людмила – портной верхней женской одежды. Детям шьёт, когда это необходимо. Но в последние годы она работала в школьной библиотеке. 

– Когда Алёши не стало, я продолжала ходить на работу, там я могла держать себя в руках. Мне надо было как-то выстоять, занять себя делом. Девчонки пошли в садик, так зиму и пережили. Костя, брат Алёши, много помогал. И ему так тоже было легче смерть младшего брата пережить. А потом я поняла, что своими детьми практически не занимаюсь. В 5 их из садика заберу, пока ужин приготовлю, пока поедим, посуду помоем, так и день прошёл. И в субботу приходилось работать полдня. Стирка, уборка, потом баня. И воскресенье незаметно пролетало, за готовкой и сборами в садик и школу. Тогда я решила уволиться,  потому что дети для меня главнее всего. Моё призвание – быть матерью четверых детей, я это давно поняла.

Жизнь на селе – это свои трудности и свои преимущества. Жизнь на байкальском острове Ольхон, который во время ледостава и ледохода оказывается практически отрезанным от большой земли, – и трудности масштабнее, и преимущества ощутимее. За всеми крупными покупками островитяне стараются ездить на материк, в областной центр. 

Всем детям мама в первую очередь стремится привить любовь к труду

Обязательны такие поездки перед школой, а также перед периодом вынужденного одиночества, в которое впадает остров дважды  в год. У Мотоевых поездка в Иркутск может занимать 3-4 дня. Мама всегда стремится в городе не только необходимые покупки сделать, но и показать детям что-то новое. 

– В прошлом году мы сразу купили 16 пар обуви, собирались в садик, школу, – улыбается Людмила. – Ну и я обязательно стараюсь водить детей на какие-то развлечения. Мы ходим на аттракционы, в прошлом году всей семьёй побывали в дельфинарии. 

А минувшей зимой специально поехали в большой ледяной городок кататься на горках — в 6 утра выехали, в 3 ночи вернулись. На острове для детей ведь ничего нет. Вот бы нам такой снежный городок или что-то другое для детей, такое же развлекательное. А то не наездишься, иногда неловко бывает, когда дети что-то совсем новое для себя видят. Например, когда Карина в первый раз увидела эскалатор, начала туда-сюда на нём кататься. Нам потом уже сделали замечание: «Уймите ребёнка». 

Ну а преимущества, достоинства островной сельской жизни – воздух, простор, своя земля и чистая байкальская вода. Старшая дочь, Кристина, которой скоро нужно будет уезжать в город учиться, говорит: «Я уже не смогу без этого, тяжело будет в городской суете». И, скорей всего, Кристина вернётся на родной Ольхон. Да и другие дети – Кирилл, Ирина, Карина – вряд ли смогут жить без острова, без Байкала. И уже сегодня их мать волнует вопрос работы для детей. В последние десятилетия в деревнях с этим большая проблема. Поневоле вспоминается система колхозов и совхозов. Как и практически все деревенские семьи, Мотоевы держат огород, хотя суровая эта земля, круглый год продуваемая ветрами, родит не так уж много. Конечно, есть хозяйство, скот держат родители. «Зимой всегда с мясом, мы без мяса никуда, – смеётся Людмила. – Но работа нужна». С малолетства мать приучает детей к труду, знает, что лентяю в деревне, на земле, не прожить.  

– Они у меня по дому всё делают. Двойняшки посуду моют. Кирюха надевает перчатки и моет туалеты, дрова в дом носит. Когда мы дом к переезду готовили, то и землю вместе таскали, и шифер с кирпичами, и копали. Я им с детства говорю: «Труд надо любить и уважать». 

От государства Людмила Мото­ева получает детское пособие по 240 рублей на ребёнка, с надбавкой за многодетность получается 1800 рублей в месяц на всех. Держаться помогает пенсия по потере кормильца – 8 тысяч рублей. Ещё государство даёт 20 соток земли многодетным семьям. Но много сил и нервов Людмила потратила, чтобы получить этот положенный по закону участок. 

Мечтает Людмила о хорошем будущем для своих детей, о развитии острова, о том, чтобы у каждого ребёнка со временем был свой дом с хозяйством и оплачиваемая работа. Чтобы не пришлось бежать в город в поисках лучшей доли, потому что свободолюбивые дети обычно вырастают в свободолюбивых взрос­лых. Простые мечты простых людей. Пусть они сбудутся. 

Фото автора и Светланы Бандурка

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры