издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Взбесившееся Троеречье

Иркутск попал в осаду дождей

На прошедшей неделе стихия бесцеремонно напомнила Иркутску, что он – город не только на Ангаре-реке. Три обычно спокойные Иркут и Олха и вообще непонятно откуда берущаяся Ушаковка под влиянием проливных дождей вышли из берегов и стали топить низинные участки города сразу на нескольких направлениях. В выходные «Иркутский репортёр» предпринял небольшой рейд вдоль устья Олхи, чтобы попытаться оценить тот ущерб, который за два-три дня осадки успели нанести материальному благополучию человека и моральной уверенности в том, что именно он – венец творенья и царь природы.

Большой Заливной Луг 

В выходные ситуация стабилизировалась естественным образом – дожди закончились. Люди стали выбираться на места, попавшие под воздействие стихии, и со слезами подсчитывать ущерб. Уже на выезде из Иркутска по Култукскому тракту были видны следы нанесённого ущерба – садоводства, стоящие вдоль тракта, находились под водой, дома и заборы сиротливо торчали из разлившихся Олхи и Иркута. Главной приметой этого времени стали машины, стоящие вдоль обочин пригородных дорог – все подъездные пути размыло или затопило, и люди оставляли машины на основной дороге. 

Первым под удар попал Большой Луг. Дожди начались во вторник. Глава Большого Луга Серей Колесников утверждает, что от МЧС предупреждение пришло накануне, в начале недели – возможны подтопления в связи с подъёмом Иркута на полтора метра. В администрации МО собрали оперативную группу, наметили план действий, а в среду начались объезды местности, наблюдали за Олхой.

– Замеры уровня реки мы вели в течение всей прошедшей недели. Вода прибывала по семь-восемь сантиметров в день, подъём шёл стабильно. Обычно река «играет» туда-сюда по три–пять сантиметров. Резко вода стала прибывать в четверг, – рассказывает Сергей Николаевич. – Мы собрали свой КЧС, начался объезд людей, раздавали памятки, что делать – распечатали телефоны экстренных служб, рекомендовали всё убрать из подвалов. В школе № 8 был размещён ПВР, пункт временного размещения, но никто из граждан, которым предлагалась эвакуация, на неё не согласился.

– За помощью обратилась только одна бабулька. Её усадьбу вода окружила так, что она оказалась на острове. Она просила, чтобы ей привезли питьевой воды. Мы привезли ей воды, она говорит: «А теперь дайте лодку и насос…»  

– Кого-то эвакуировали во время паводка?

– У нас есть в муниципальном образовании посёлок Ягодный, там живёт 85-летняя бабушка. К ней приехала родственница в гости и попала в эти дожди. Сложно понять людей – идёт дождь, вода поднимается, а они перешли к себе через ветхий мостик и оказались на той стороне потока, единственный домик. Нам помогли мужики из пожарной части, они на «Урале» проехали – там, говорят, около калитки воды было более метра глубиной. На них надели полукомбинезоны и перевели женщин через воду. Привезли на станцию Огоньки, и они уехали к родственникам в Иркутск. В Шелехов они возвращаться отказались…   

Характерной приметой потопа стали машины по обочинам магистральных трактов – подъездные пути к усадьбам и садоводствам размыло, и люди оставляли личный транспорт в безопасности, на асфальте

В зоне подтопления Большого Луга находится 210 дворов. По предварительным подсчётам, от выхода Олхи из берегов пострадало около шестидесяти участков – только в зоне реки. Но в этом году у населённого пункта обнаружилась новая проблема – от проливного дождя вода лавиной шла со склонов сопок, и едва ли не больше обращений, чем от жителей из прибрежной зоны, было и от тех, чьи участки находились в километре от Олхи, под горой.     

– Много домов было затоплено? – уточняет «Иркутский репортёр», но глава посёлка отрицательно качает головой – подтоплены в основном дворы, огороды, где-то – баньки…

– Но подвалы же затопило у многих?

– Что значит – затопило? У меня перепад от реки – шесть метров. В подвале – вода. За железной дорогой дома стоят, у них перепад с рекой – двадцать метров. В подвалах – вода. Грунтовые воды поднимаются…

Сейчас администрация составляет общую картину по нанесённому ущербу. Будет ли возмещение – вопрос сложный… В выходные уровень воды уже начал падать. Люди растерянны и напуганы. На улице Лесная, дома которой стоят на самом берегу Олхи, жители оказались в эпицентре потопа. Вспоминают, что река начала подниматься ещё во вторник вечером, в четверг с утра уже стояла во дворе. 

– У нас по двору всё плавало. В подвале банки с вареньем и огурцами затопило. Вон, видите, собачью будку подняли на дрова, чтобы не утонула. Картошку в огороде залило, – рассказывает житель дома № 10 Евгений Петрович.

Отступать вода начала только в субботу. На соседней улице Айвазовского жители домов №№ 44–48 жалуются, что они пострадали от неправильного планирования – им предоставили участки на берегу Олхи, но, что и привело к катастрофе, рядом со старым руслом реки. От Олхи их раньше защищала запруда, по старому руслу шла дорога. Река разлилась, запруду прорвало, вода пошла по старому руслу – люди оказались на полуострове, с трёх сторон окружённые водой. Потом уровень поднялся на метр, и они оказались по пояс в воде. У всех в подпольях стоит вода, участки затоплены. 

– У тех, кто стоит на берегу, река залила участки, у нас, кто подальше и повыше – поднялись грунтовые воды. Но в огородах вода стоит у всех. Сейчас уровень упал. Но через три дня снова обещают дождь – приезжайте, посмотрите, как опять всё поднимется, – безрадостно комментирует жительница дома № 44 Виктория Эдуардовна. 

Галина Петровна, жительница дома № 48, жалуется, что затопило всё – стайки, сено, подвалы, огород, теплицы… 

– Здесь была запруда, от неё шла дорога на старый конный двор. При советской власти всё переделали, сделали неправильно, и стали выдавать участки. Мы – третьи хозяева этого дома, не знали, что здесь топит. В 1972 и 2001 годах топило сильно, мы на лодках по двору плавали. В 2001 году, когда затопило, обещали материальную помощь – ничего не дали. В этот раз – страшно, как в болоте. Соседи стали мою скотину из огорода выгонять – их засасывает, как в трясину, по грудь. Мы уровень мерили, ночами не спали. Я все документы наверх убрала, лесенку притащили – думали, если что, на чердаке отсидимся! 

– Но вас ведь власти накануне предупреждали, что возможны подтопления?

– Ничего никто не говорил! Даже по одному из иркутских телеканалов сказали, что критического состояния нет! А у меня козёл Яшка стоит на плоту. Мы за хлебом вчера вброд ходили!

Во дворе до сих пор стоит вода по щиколотку – деревянные доски, проложенные дорожками, хлюпают под ногами и погружаются в жидкую грязь. Козёл Яшка гордо, как капитан тонущего корабля, стоит на деревянном поддоне и непреклонно смотрит вдаль.    

Из огня да в… потоп

Кому война, кому мать родна.
Кому – потоп, кому – рыбалка

Водораздел ситуации – и в прямом, и в переносном смысле этого слова – случился в начале прошлой недели. Это хорошо видно по сообщениям МЧС: ещё в воскресенье, 7 августа, пресс-служба регионального министерства чрезвычайных ситуаций напоминала, что «высокий и чрезвычайный классы пожарной опасности сохраняются в ряде районов Иркутской области». Сообщения в сводке МЧС о застрявших в лужах машинах уже появляются, но носят спокойный характер: «Не переплыли реку две субмарины на Южной»… 

Но уже в начале рабочей недели появляются первые сообщения о прогнозе метеорологов про сильные дожди и грозы – правда, сначала они касались правил личной безопасности от природного электричества, а не от уровня воды: «Специалисты рекомендуют населению защитить свои индивидуальные дома от стихии, установив систему молниезащиты, и напоминают о правилах поведения при неблагоприятных природных явлениях, к которым относятся грозы». Ситуация быстро накаляется – в среду в главном управлении областного МСЧ создаётся штаб по контролю за гидрологической обстановкой «в связи с обильными осадками». Данные об изменении обстановки приходят от иркутского Гидрометцентра шесть раз в сутки. 10 августа МЧС со ссылкой на Иркутское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды сообщает, что 11 августа  местами по области ожидаются «сильные и очень сильные дожди, ливни, продолжительные сильные дожди, грозы».

11 августа ситуация начинает выходить из-под контроля. Подразделения пожарно-спасательных частей начинают патрулировать город и оказывать помощь населению, вытаскивают застрявшие машины. Тогда же поступают первые данные о подтоплениях вокруг города – на подъездах к лагерю отдыха «Металлург» под Шелеховом затопило пути. Сразу после этого поступают данные, что вода входит во дворы и огороды в домах вдоль русла Олхи в Большом Луге. На следующий день Олха окончательно вырывается из рамок приличия – начинаются множественные подтопления в Большом Луге, Олхе, садоводствах «Дружба» и «Труд», находящихся в начале Култукского тракта, между Иркутском и Шелеховом. Появляется информация, что в областном центре Ушаковка топит район Копая.

Сотрудники МЧС сообщают, что Иркут поднялся до критического уровня, жителей садоводств убеждают уехать, но они сопротивляются до последнего. В Большом Луге работает оперативная группа, людей уговаривают покинуть дома, но соглашаются единицы – по информации МЧС, было вывезено двенадцать семей, которые пережидали стихию у родственников или в специально организованном ПВР. Позже глава Большого Луга Сергей Колесников скажет «Иркутскому репортёру», что это, скорее всего, по всему Шелеховскому району, потому что ему известно только об одной эвакуированной бабушке. 

Жители Олхи несколько дней ходили по воде аки по суху.
Даже когда переходили мост

В пятницу только в Шелеховском районе работает восемь оперативных групп – по одной от МЧС и спасателей пожарного гарнизона, остальные от муниципальных образований. Работают уже пять ПВР – во Введенщине, Большом Луге, Баклашах, Олхе и самом Шелехове. Начинается массовая эвакуация из садоводств и детских лагерей. Сообщается, что из берегов вышли Иркут, Белая, Китой, Ия, Ока…      

Олха под Олхой 

В субботу населённый пункт Олха (не путать с рекой, давшей имя посёлку) ещё не успел окончательно избавиться от последствий паводка и придти в себя. Основная дорожная артерия улица Сибирская, зажатая между рекой и железной дорогой, до сих пор местами переливается разлившимися водами, а церковь стоит на полметра под водой. Залит пешеходный мостик. Затоплена детская площадка. 

Жители наиболее пострадавшей улицы Известковая рассказывают, что затопление у них началось на день позже, чем в Большом Луге – в четверг. Перед ними, после Большого Луга, по течению Олхи, затопило Летнюю. Потом вода добралась и до одноимённого посёлка.

– Дождь шёл со вторника, в среду вода начала подниматься. Утром я встал в четверг, а у нас во дворе стоит бочка, 90 сантиметров высотой, на три уровня, по тридцать сантиметров, поделённая, чтобы налитую воду отмечать. Я посмотрел – утром вода была на половине первой отметки, то есть пятнадцать сантиметров. Я уехал на работу – часа в три жена звонит и говорит, что подвал в доме топит. Я подумал, что дождь с крыши туда попадает, говорю: «Ну, что я могу поделать, пусть топит, приеду – разберёмся». 

Вечером, когда хозяин вернулся в усадьбу на Известковой, вода уже поднялась на шестьдесят сантиметров. Он замерил её по бочке, и с семи часов вечера вода стабильно поднималась. 

В Олхе река затопила часовню, детскую площадку, дома по улице Известковой, через дорогу добралась до нескольких усадеб, стоящих у железной дороги

– Мы начали собирать вещи, готовились вывозить друзей, отогнали и поставили машину на трассу. За день вода поднялась на восемьдесят сантиметров. В полдвенадцатого мы уехали – мост уже подтопило. Мы, получается, стоим на полуострове, и вода к нам шла не со стороны основного русла Олхи, а с другой стороны, – хозяин показывает в сторону сопок, под которыми стоит посёлок. – И, получается, соседний участок стоит ещё ниже, и вода сначала затопила его, потом пошла к нам. А у них участок ниже на шестьдесят сантиметров, и вода по пояс в доме стояла.    

Кроме того, рассказывают олхинцы, река смогла добраться даже на другую сторону тракта – переливаясь через дорогу, она подтопила три усадьбы, стоящие у железной дороги. 

– У вас много затопило?

Галина Петровна, жительница Большого Луга: «В этот раз – страшно, как в болоте.
Соседи стали мою скотину с огорода выгонять – их засасывает, как в трясину, по грудь…»

– Ну, вот баню и это строящееся строение. В подвале вода до сих пор, придётся вскрывать полы, выкачивать и снова доски стелить…

По окончательным замерам вода на этом участке поднялась на метр десять. Хозяин показывает на себе, на прорезиненном полукомбинезоне – только что ходил на огород, воды – выше пояса, сантиметров под девяносто. Олхинцы так же, как и жители Большого Луга, настаивают, что штормовых предупреждений к ним не поступало.

– Телевизора у нас нет, но обычно приходили СМС на телефон, если зимой мороз, чтобы за город не выезжали. В этот раз ничего подобного не было, – утверждают они.  

Уже в минувшее воскресенье отмечалась устойчивая тенденция к падению уровня всех взбунтовавшихся рек. Но жители затопленных под Иркутском участков с опаской ждут обещанных на середину этой недели дождей.  

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры