Дым без огня?
Смог от лесных пожаров накрыл большую часть Иркутской области. Густая белая дымка к выходным добралась до областного центра. Первыми на запах гари начали жаловаться жители северных территорий. В Братске предельно допустимая концентрация углекислого газа в воздухе превышена в 1,4 раза. На Байкале туристы сетуют на низкую видимость. Правительство региона винит в сильной задымлённости пожары в Красноярском крае. В свою очередь в Гринпис России указывают, что дым в регионе поддерживают собственные источники огня. По данным «зелёных», официальные показатели возгораний занижены в десятки раз.
«Необъятные лесные пожары»
Спустя неделю после того, как в регионе был снят режим чрезвычайной ситуации из-за большого количества лесных пожаров, северные территории Иркутской области накрыл густой смог. Белый дым и тяжёлый запах гари сильнее всего ощущался в Братске, Усть-Илимске и Усть-Куте. Из-за сильной задымлённости 20 июля передвижная экологическая лаборатория по исследованию атмосферного воздуха Братского государственного университета провела на территории города внеплановые замеры.
Как сообщил председатель комитета промышленности и транспорта администрации Братска Руслан Захаров, предельно допустимая концентрация оксида углерода (углекислого газа) на территории города превышена в 1,4 раза. Через два дня после проведения замеров Захаров заявил, что задымлённость в городе обусловлена крупными лесными пожарами в Красноярском крае на границе с Иркутской областью. «Наряду с Братским районом дым окутал и другие близлежащие районы Приангарья, в частности Усть-Илимский и Усть-Кутский. На территории Братского района и в городских лесах Братска лесных пожаров, по состоянию на полдень сегодняшнего дня, не зафиксировано», – сообщили в пресс-службе городской администрации со ссылкой на Руслана Захарова.
Тогда же в Красноярске люди жаловались на сильный неприятный запах: здесь ситуацию усугубляло большое количество промышленных предприятий, сочетание дыма пожаров и выбросов было невыносимым. Местные власти соседнего региона на неделю объявили режим «чёрного неба» и ограничили выбросы предприятий. Но особого облегчения эта мера не принесла. Город по-прежнему задыхается.
В Иркутской области дым также захватывал всё больше территории. Вслед за северными районами Приангарья смог накрыл центральные и южные районы. Запах гари и низкая видимость в выходные наблюдалась и на берегах Байкала. В воскресенье туристы в социальных сетях жаловались на задымлённость в Байкальске, из-за которой на канатной дороге не удалось разглядеть само озеро. «Белое небо» было и на противоположной стороне Байкала – на Ольхоне.
23 июля правительство Иркутской области, несмотря на выходной день, выступило с официальным заявлением: задымлённость в регионе произошла из-за лесных пожаров в Красноярском крае. Впрочем, руководство Приангарья не отрицало, что и на территории области есть действующие лесные пожары.
По официальным данным на утро того же дня, в регионе действовало пять лесных пожаров на общей площади 224 га.
«Всё задымление в регион, согласно спутниковому снимку, пришло с Красноярского края – в частности, с Эвенкии. На этих территориях зарегистрированы необъятные лесные пожары. Общая площадь очагов составляет около 1 млн га», – рассказал начальник региональной диспетчерской службы ОГБУ «Иркутская база авиационной охраны лесов» Анатолий Сучков.
Успокоил население и руководитель Управления Роспотребнадзора по Иркутской области Алексей Пережогин. По его словам, содержание вредных веществ в воздухе в тот день не превышало предельно допустимую концентрацию. В Братске пообещали провести ещё одну экспертизу проб воздуха. На момент подготовки номера результаты новых исследований ещё не были озвучены. Но и дым над городом не развеялся.
«Официальные данные гораздо скромнее»
После сообщения пресс-службы правительства Иркутской области о причинах задымлённости руководитель лесного отдела Гринпис России Алексей Ярошенко выступил со своим заявлением, которое появилось на сайте Лесного форума Гринпис России, и обвинил региональные власти в искажении реальной ситуации.
«Это сообщение представляет собой пример запредельно бесстыдной лжи региональных властей по поводу действующих лесных пожаров (впрочем, отметим, что эту ложь охотно поддерживают и федеральные структуры, которые теоретически должны обеспечивать контроль за достоверностью лесопожарной информации – Рослесхоз и ФБУ «Авиалесоохрана»). Точнее, насчёт прихода дыма из Красноярского края в Иркутскую область – это полуправда (в реальности задымление региона складывается из своего собственного и красноярского), а вот насчёт масштабов действующих в Иркутской области лесных пожаров и их локализации – абсолютная ложь», – категорично заявил Ярошенко.
В доказательство он привёл космоснимок Terra MODIS от 24 июля 2016 года с наложенными термоточками системы FIRMS на эту же дату. По его словам, утром 24 июля ветер разделил области задымления, связанные с пожарами в Красноярском крае и в северных районах Иркутской области, с пожарами, действующими вблизи Байкала – главным образом в Казачинско-Ленском и Качугском районах. Зона задымления, вызванная красноярскими и северными иркутскими пожарами, отчётливо видна в верхней левой части снимка; остальная часть задымления, видимого на снимке – это в основном дым от пожаров в Казачинско-Ленском и Качугском районах и частично – остатки дыма, принесённого раньше из Эвенкии.
Алексей Ярошенко также подчеркнул, что иркутские власти занижают официальные данные о лесных пожарах: «Площади же пожаров, действующих сейчас в Иркутской области и преимущественно не локализованных (то есть продолжающих разрастаться, распространяться на новые участки леса), на три порядка превышают те, о которых сообщают региональные власти. По состоянию на первую половину дня 24 июля 2016 года площадь действующих в Качугском и Казачинско-Ленском районах Иркутской области лесных пожаров составила около 205 тысяч гектаров».
В подтверждение своих слов Ярошенко указывает данные федеральной информационной системы ИСДМ-Рослесхоз. Согласно ей, только в Качугском районе 24 июля действовал пожар площадью свыше 90 тыс. га. Возгорание отнюдь не новое: пожар фиксируется с 6 июня 2016 года, то есть больше полутора месяцев.
Вечером того же дня Алексей Ярошенко сделал ещё одно заявление: в целом по России в официальную отчётность попадает меньше одного процента от реальной площади действующих лесных пожаров.
«Наиболее горящими регионами по-прежнему остаются Красноярский край (около 1740 тыс. га действующих лесных пожаров), Иркутская область (около 325 тыс. га), Камчатский край (185 тыс. га) и Ямало-Ненецкий автономный округ (50 тыс. га). Кроме того, в Ямало-Ненецком автономном округе вне земель лесного фонда действуют тундровые пожары общей площадью около 215 тысяч гектаров. Приведённые данные основываются на результатах проводимого Гринпис России экспертного визуального дешифрирования космоснимков MODIS и VIIRS за весь период развития катастрофических пожаров в перечисленных субъектах РФ с учётом термоточек системы FIRMS», – пояснил Ярошенко.
Искажение данных, по мнению эксперта, происходит из-за так называемых «зон контроля» – малоценных лесов, которые собственники не тушат. Эти территории не включаются в официальную сводку.
Дышите в тряпочку
– Далеко не все термические точки, которые мы видим на космоснимках со спутников, являются действующими лесными пожарами. Это необходимо понимать. Есть термоточки, связанные с сжиганием попутного газа на нефтяных месторождениях. Есть полигоны отходов лесопиления, где тлеют опилки. Наконец, есть «фон» от ликвидированных лесных пожаров, – вступил в дискуссию в понедельник исполняющий обязанности председателя регионального правительства Руслан Болотов. Он сообщил, что пожароопасная обстановка в Иркутской области остаётся сложной, но контролируемой. Болотов не исключил, что в зависимости от ситуации в области может быть продлён особый противопожарный режим, действующий пока, напомним, до 1 августа.
По состоянию на 24 июля Иркутское управление по метеорологии и мониторингу окружающей среды зафиксировало чрезвычайную – V класса – пожароопасность в лесах на территории 13 районов: Качугском, Жигаловском, Усть-Кутском, Казачинско-Ленском, Киренском, Братском, Балаганском, Усть-Удинском, Тулунском, Тайшетском, Нижнеилимском, Чунском, Нижнеудинском. В Усть-Илимском, Нукутском, Боханском, Зиминском, Мамско-Чуйском районах была высокая – IV класса – пожароопасность, сообщила пресс-служба регионального правительства.
В свою очередь начальник Региональной диспетчерской службы ОГБУ «Иркутская база авиационной охраны лесов» Анатолий Сучков рассказал, что утром 25 июля в лесном фонде действовало 16 пожаров: по четыре в Казачинско-Ленском и Качугском, три в Жигаловском, два в Усть-Кутском, по одному в Тайшетском, Усть-Илимском и Усть-Удинском районах. Общая площадь очагов составляла 1036 га, в том числе 35 га, непокрытых лесом. В локализованном состоянии на 25 июля перешли 11 возгораний площадью 430 га: три в Усть-Удинском, два в Качугском, по одному в Братском, Казачинско-Ленском, Тайшетском, Тулунском, Усть-Илимском и Чунском районах.
По словам Сучкова, в Казачинско-Ленский и Качугский районы сейчас стягиваются дополнительные силы и средства пожаротушения. Так, из других территорий области в Казачинско-Ленский район передислоцированы 20 человек и шесть единиц техники. Накануне в Качугский район переброшены 33 десантника из Братска и Усть-Илимска, а также 25 человек и шесть единиц техники пожарно-химических станций из Заларей, Усолья-Сибирского и Иркутска. На подкрепление группировки в Качуге отправились ещё 14 десантников из Нижнеудинска. «На селекторном совещании с Рослесхозом нам пообещали выделить 62 человека из резерва центральной базы Авиалесоохраны. Это десантники из Омска и Москвы, которые сейчас работают на тушении лесных пожаров в Бурятии», – сказал Анатолий Сучков.
По информации Иркутского управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, в ближайшие дни (26–28 июля) ожидается чрезвычайная и высокая пожароопасность лесов. Усугубить ситуацию может и сильный северо-западный ветер, порывы которого 26-27 июля ожидаются при грозах до 13 м/с, 28 июля – 13–18 м/с.
В связи с сохраняющейся сложной ситуацией с лесными пожарами Управление Роспотребнадзора по Иркутской области напомнило, что при возникновении задымлённости населению необходимо соблюдать ряд правил. Не стоит часто находиться на улице, открывать окна в квартирах. Лучше отказаться от спорта на открытом воздухе, прогулок детей, сократить время выгула собак. Если задымлённость сильная – использовать ватно-марлевую повязку (возможно, влажную).