Угловатая Мышь и Сова Шустер выходят в народ
Мечта любого эсперантиста – как можно большее количество людей заразить идеей языка эсперанто. К их сожалению, этот искусственный, или, как ещё говорят, плановый язык так и не завоевал такой твёрдой мировой позиции, как, например, английский. И на сегодня нет точных данных, сколько в мире эсперантистов, по разным оценкам – от ста тысяч до нескольких миллионов человек. Поклонники эсперанто живут и в Иркутске. Марина Мартынихина, литературный редактор по профессии и художник по призванию, нарисовала несколько сотен картинок-открыток на языке эсперанто. Российская краудфандинговая платформа «Планета» утвердила заявку Марины на печать этих оригинальных открыток. И в скором времени Угловатая Мышь и Сова Шустер, говорящие на эсперанто, будут «пропечатаны» и отправлены в разные уголки России. Половина необходимой суммы уже собрана, осталось ещё около 30 тысяч рублей.
– Понимаете, это очень простой язык, – вдохновенно рассказывает Марина историю своей взаимной любви к эсперанто. – У него интересное и логичное словообразование, а интерес к словотворчеству у меня давно появился. 10 лет назад я случайно познакомилась с эсперантистом, заразилась языком и стала заниматься.
– А простой относительно чего? Русского, английского, французского?
– Относительно изучения любого языка. Эсперанто – язык системный. Основа языка состоит из 16 правил, которые действуют всегда и без исключений. Есть базовые правила – каждая часть речи имеет своё фиксированное окончание. Например, существительные оканчиваются на О, прилагательные на А, наречия на Е, у инфинитива и каждого времени глагола тоже своё окончание, то есть, глядя на слово, сразу можно сказать, что это за часть речи. Самое замечательное в эсперанто, на мой взгляд, – словообразование. Есть корни, и при помощи суффиксов и приставок, которые имеют определённое значение, из этих корней можно образовать любые слова. Например, в русском языке есть слово «еда» и есть ложка, вилка, нож, то есть столовые приборы. Они имеют непосредственное отношение к еде, но корнями с этим словом не связаны. Можно, конечно, назвать их «елкой», то есть тем, чем едят. Но это будет детское слово, в обществе его не поймут. В эсперанто названия столовых приборов образуются от слова «еда». Точнее так: ложка – kulero, вилка – forko, нож – tranĉilo. Но любой из этих предметов можно назвать manĝilo, то есть инструментом для еды (manĝi = есть, il – суффикс, обозначающий инструмент). Это логичная система, когда любое слово – правильное. Если оно создано по правилам языка, то имеет право на существование и употребление. И ты будешь понят, когда его применишь.
Эсперантисты при любом удобном случае горячо и живо доказывают и другие преимущества языка. Например, незамысловатые правила чтения, в отличие от английского и особенно французского, всё очень просто – как пишется, так и читается. Одна буква – один звук, ударение фиксировано на предпоследнем слоге. Звуки простые, никаких дифтонгов, сложного произношения и прочих трудностей, мешающих овладеть языком свободно. Падежей всего два – именительный и винительный.
– Всё максимально просто и всё для людей. Почему же эсперанто не завоевал мир?
– Нет финансовой и политической поддержки, – транслирует Марина не только своё, но и общепринятое мнение. – Сегодня международным языком принято считать английский. Это язык финансово сильных стран, имеющих вес на политической мировой арене. Но получается так, что люди, живущие в этих странах, автоматически имеют огромное преимущество перед другими. Им не нужно тратить время, деньги, силы для того, чтобы изучить язык. В отличие от жителей прочих государств.
Языковое равноправие – это то, за что, собственно, и сражаются эсперантисты. Когда люди могут сами, без особых финансовых вложений, с учебником стоимостью в 300 рублей, за полгода в ненапряжном режиме освоить разговорный уровень языка и пользоваться им. Ведь изначально он задумывался и сейчас продвигается активными эсперантистами как язык дружбы. Язык, созданный для того, чтобы люди могли максимально быстро освоить его и общаться на равных между собой.
– Как и все идеологические вещи, развитие эсперанто держится на энтузиастах. Были предложения вводить этот язык в школах как факультативный курс. Исследования доказали, что изучение эсперанто имеет пропедевтический эффект. То есть, изучив этот простой язык, можно быстро достигнуть успеха, почувствовать уверенность в себе и поймать вдохновение для следующего иностранного языка. Но и в школах эсперанто не продвигается, потому что нет финансовой поддержки, – вздыхает эсперантист Марина. – Все местные клубы держатся на активистах.
Но в Иркутске клуба эсперантистов нет, как и особого интереса к этому явлению. Люди не желают заниматься тем, что не несёт практической пользы.
– Раньше люди были романтиками, сегодня подход ко всему более прагматичный. И как человеку, который радеет за это дело сердцем, мне немного обидно. Хотя движение живо: эсперантисты со всего мира собираются на международных конгрессах. Они проходят ежегодно, начиная с 1905 года, исключением стали лишь годы Второй мировой войны. Конгресс этого года проводится в Словакии. И буквально на прошлой неделе через Иркутск проезжал эсперанто-караван из Кореи. 10 человек разного возраста отправились в путь на конгресс через Китай, Монголию, Россию и страны Европы. Также среди «наших» есть движение, подобное коучсерфингу. В специальной книжечке напечатаны имена и адреса тех, кто готов принять эсперантистов из других стран и городов. Между эсперантистами принято обращение «единомышленник». И дружелюбие, доброжелательность – типичные черты характера для тех, кто любит и знает эсперанто.
Проект набора открыток вышел из любви к эсперанто и рисованию. Длительное время Марина рисовала картинки из жизни маленькой семьи из двух человек, двух кошек и кота. Персонажи родились сами по себе, на бумагу просто был перенесён ежедневный домашний быт. Истории про Угловатую Мышь и Сову Шустера вылились в сетевой рисуночный эсперанто-дневник, получивший много отзывов. Было напечатано и несколько пробных открыток.
– Так мы с мужем дозрели до того, чтобы напечатать серию из 30 открыток, собрав деньги через краудфандинговую платформу. Подали заявку на «Планету», её очень быстро рассмотрели. И с конца июня было собрано почти 33 тысячи рублей. Всего необходимо 60 тысяч – на печать, услуги доставки, вознаграждение для «Планеты», налоги. В качестве бонусов к открыткам добавлены деревянные броши, которые делают наши друзья. Конечно, мне и мужу хотелось бы, чтобы этот проект состоялся. Когда делаешь что-то руками, надоедает творить в стол. И основная идея открыток – даже простые бытовые мелочи важны и могут радовать. Мне хочется, чтобы люди узнали про моих персонажей Мышь и Сову, потому что я их люблю.
До окончания сбора средств осталось 12 дней. Поддержать печать набора открыток «Ежедневно надеясь» можно на сайте «Планеты». И кто знает, может, через 20–30 лет эти открытки будут настоящим раритетом, семейными реликвиями, а возможно, войдут и в историю языка дружбы. Почему нет?