издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Нечистая работа

  • Автор: Анна ПАВЛОВА, Алина ГОРОДНИЧЕНКО

В разгар туристического сезона может закрыться один из крупнейших гостиничных комплексов на Ольхоне – «Байкалов острог». На этом настаивает природоохранная прокуратура. Она пришла к выводу: локальные очистные сооружения, установленные в «Остроге» четыре года назад, не выполняют свои функции. Но к подобным технологиям начали прибегать на Байкале и другие турбазы, не имеющие доступа к централизованным канализационным сетям.

Озонирование и ультрафиолет пропустили

Западно-Байкальская природоохранная прокуратура совместно со специалистами Лимнологического института СО РАН провела в середине июня проверку работы нескольких туристических баз и гостиниц на Байкале. Одним из крупных объектов, попавших в поле зрения проверяющих, стал гостиничный комплекс «Байкалов острог», расположенный рядом с посёлком Хужир на острове Ольхон. 

На турбазе установлены локальные очистные сооружения (централизованной канализации на Ольхоне нет). Вложился предприниматель в этот проект ещё четыре года назад. По технологии стоки проходят несколько ступеней обработки, а уже затем, доведённые до безопасного для окружающей среды состояния, сливаются в грунт. Но прокуратура пришла к выводу, что затраты бизнесмена себя не оправдали. Во всяком случае, с экологической точки зрения.

– Когда мы отбирали пробы, внешний вид «очищенной воды» (запах, цвет, взвеси) свидетельствовал об обратном: очистка не производится, – рассказывает «Конкуренту» прокурор Алексей Калинин.

Лабораторные испытания, которые последовали затем, это подтвердили. Замечания возникли по бактериологическому составу воды, сливаемой в грунт. Обнаружено, например, превышение нормативов по кишечной палочке. Данные испытаний по химическому составу прокуратура пока не оглашает, но Алексей Калинин заверил, что здесь тоже есть что рассказать.

–  Некоторые ступени очистки стоков в «Остроге» просто не пре­дусмотрены – это озонирование, обработка ультрафиолетом. С одной стороны, предприниматель пошёл на благое дело, построил очистные сооружения на своей турбазе. Но с другой стороны, если отсутствует хотя бы одна из ступеней очистки, то по факту сооружение просто не работает. Последствия для экологии могут оказаться серьёзными. Такую практику распространять нельзя, турбаза будет закрыта, – делится прокурор с «Конкурентом».

Сейчас надзорный орган ждёт окончательного заключения экспертов по работе очистных. После чего будет принято решение – либо возбуждать административное производство, либо подавать исковое требование в суд. В первом случае работа базы «Байкалов острог» может быть приостановлена на 90 суток, во втором – бессрочно.

– Правда, у собственника есть время устранить нарушение до того, как мы дадим делу ход, – заметил собеседник издания.

В самом «Остроге» комментировать ситуацию отказались, но при этом заверили: очистные работают исправно, как и турбаза.

– Мы по-прежнему принимаем заказы на размещение отдыхающих. Прокуратура не предупреждала о своих проверках и специально распространяет в СМИ негативную информацию. Собственник не хочет давать подробные комментарии на этот счёт, такие же распоряжения получили и мы, – поделилась своим мнением во время телефонного разговора сотрудница «Острога».

«Богатые» турбазы локализуют отходы

Напомним, на большей части байкальского побережья фактически отсутствует централизованная канализационно-очистная система. Таким образом, стоки попадают неочищенными в окружающую среду. Представители частного туристического бизнеса, чтобы избавиться от проблем с проверяющими органами, пытаются решать эту задачу самостоятельно. Но альтернатив (в рамках закона) пока не много. Вопрос обсуждался на минувшей неделе на заседании Общественной палаты Иркутской области.

– Чтобы у нас не возникло претензий к турбазам на Байкале, на очистных должны применяться все степени очистки. Либо необходимо установить герметичные септики, а отходы из них по мере наполнения можно вывозить автотранспортом. Всё остальное только причиняет вред, – считает Калинин.

Откачка септиков невыгодна самим бизнесменам. Если верить владельцам турбаз, это удовольствие обходится им в 2 млн рублей за год.

– Трёхкубовая вывозная машина стоит порядка 6 тысяч, поэтому с Малого Моря в сезон заниматься вывозом стоков просто невыгодно, – сообщил на заседании Общественной палаты Виталий Мажирин, директор ООО «ЮНИЛОС Восточная Сибирь», занимающегося монтажом локальных очистных сооружений.

В итоге в большинстве случаев при турбазах строятся обычные вы­гребные ямы – их содержимое спустя какое-то время попадает в Байкал. Но это полумеры, которые рано или поздно привлекут внимание надзорных органов. Поэтому волей-неволей практику строительства локальных очистных сооружений постепенно начинают распространять на Байкале сами местные бизнесмены, владеющие турбазами, – те из них, кто может себе позволить раскошелиться на установку.

Действительно, один из крупных иркутских дилеров, специализирующийся на установке очистных сооружений от различных фирм-производителей, отмечает рост заказов на свои услуги. На Байкале сегодня работает около 20 их объектов, обслуживающих турбазы, рассказывает он изданию. Обходится строительство таких локальных очистных дешевле, чем регулярный вывоз жидких отходов на транспорте – в среднем 300–500 тыс. рублей за установку для небольшой базы отдыха (из расчёта, что цена переработки одного кубометра отходов – 100 тыс.). «Я думаю, что цифра в 2 млрд рублей за вывоз ещё сильно занижена», – комментирует он.

По информации прокурора Алексея Калинина, ещё несколько турбаз решили использовать подобную технологию управления стоками: она уже запущена в бухте Ая, где у самого уреза воды разместились многочисленные домики для туристов, а также планируется в ближайшее время установка локальных очистных на популярной турбазе «Ветер странствий» в районе залива Малое Море.

– Так можно сэкономить на вывозе стоков и обезопасить себя от проверок, – уверяет Виталий Мажирин.

Но, как показывает практика «Байкалова острога», в этом случае проиграть может и бизнес, и окружающая среда. «Либо туркомпании вообще потом не заглядывают на свои очистные, не контролируют их работу, либо изначально эти технологии недееспособны. Об этом, мы, собственно, уже предупредили «Ветер странствий». Базу в бухте Ая пока ещё не проверяли», – комментирует Калинин.

По предположениям собеседника «Конкурента» из фирмы, занимающейся продажей очистных, проблемы у «Байкалова Острога» могли возникнуть из-за того, что он перегружал свои сооружения: их проектная мощность была рассчитана на другие нагрузки. В итоге качество воды на выходе оказалось неудовлетворительным.

– Мы в своей практике сами часто сталкиваемся с этим. Клиенты обращаются за проектом  очистных, но, зная, что их стоимость будет напрямую зависеть от мощности, специально предоставляют нам заниженные данные по водопотреблению. Это означает, что часть стоков турбазы потом просто сливают неочищенными в грунт, – сетует дилер.

Его коллега Виталий Мажирин добавляет: «Элементарный расчёт показывает, что владельцы сами недосчитываются той воды, которая уходит на обслуживание базы. В среднем база производит 10 тысяч литров в сутки, то есть 70 кубов в неделю. Они вывозят 2-3 машины в неделю, то есть 10 кубов. Где оставшиеся 60?»

Вычислить обман со стороны гостиниц и баз отдыха можно, если в принудительном порядке обязать их установить счётчики, фиксирующие потребление воды, уверен Мажирин.

Очистные есть, но их как бы нет

Но эксперты туристической отрасли уверены, что проблема с локальными очистными сооружениями имеет и объективные причины. Компании, купив технологию и установив её у себя, не могут потом провести весь этот проект через экологическую экспертизу. Слишком дорого, долго и прочее… В итоге сегодня официально (в реестре, который ведёт Росприроднадзор) на Байкале нет ни одной турбазы с работающими очистными сооружениями.

Марина Григорьева, председатель комитета по предпринимательству в сфере туризма Торгово-промышленной палаты Иркутской области, предлагает: «Надо предусмотреть законодательно, чтобы экспер-

тиза, которую проводит Росприроднадзор, делалась на стадии покупки технологий. Либо необходимо обязать разработчика проходить её самостоятельно».

Разработчиков такая перспектива не обрадовала.

– Это стоит немалых денег, поэтому предлагаю выделять средства для проведения подобных экспертиз из бюджета, – предложил Мажирин. 

Озвучили общественники ещё одно предложение – подготовить за счёт бюджетных средств или средств ФЦП «Охрана озера Байкал» «пару-тройку унифицированных проектов» очистных сооружений, рассчитанных на 100–500 человек, провести их через экспертизу и распространить затем на практике.

– Я предлагаю создать ассоциацию, которая предусматривает добровольную экологическую сертификацию очистных сооружений на турбазах, – поделился идеей директор Лимнологического института Андрей Федотов.

Инициативы планируется оформить и направить в органы гос­власти. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры