Недипломированные специалисты
Пока выпускники большинства вузов беспокоятся о сдаче госэкзаменов и защите квалификационных работ, студенты выпускных курсов Сибирской академии права, экономики и управления (САПЭУ) – более тысячи человек – решают более сложные проблемы. В мае Рособрнадзор окончательно лишил вуз аккредитации. Теперь студенты старшего курса не смогут получить диплом государственного образца в академии. Вместе с руководством учреждения они ищут способы получения диплома того качества, на которое рассчитывали.
Запоздалый ответ
В ноябре-декабре 2015 года Рособрнадзор проводил проверку в Сибирской академии права, экономики и управления. В результате вуз получил 23 замечания, среди которых нарушение условий охраны здоровья студентов и работа на посту заведующих кафедрами людей без учёной степени. Большинство замечаний связано с формальностями вроде отсутствия копий образовательных программ. Одним из нарушений стало то, что академия не принимает на бесплатное обучение людей с особыми правами, хотя вуз, не имея финансирования из федерального бюджета, обучает студентов только на контрактной основе. Следовательно, академия не устанавливает квоту приёма абитуриентов, имеющих особые права.
В конце декабря Рособрнадзор приостановил действие свидетельства о государственной аккредитации на один месяц, дав руководству вуза время на устранение нарушений. В академии подготовили отчёт об исправлении несоответствий и отправили его в Рособрнадзор.
«23 мая нам пришёл приказ о том, что вуз лишён аккредитации. Этот документ ссылается на акт от 25 февраля. То есть в конце февраля в Рособрнадзоре уже был акт о том, что мы не устранили нарушения. Мы запросили этот документ, но нам официально отказались его представить. К тому же сам приказ вышел 10 мая, а прислали его нам через 2 недели», – рассказал ректор САПЭУ Олег Апостолов. Согласно решению Рособрнадзора, вуз больше не имеет права выдавать дипломы государственного образца, но может вручать внутренние дипломы.
Кандидат биологических наук, доцент Олег Лыков считает, что волнения в академии начались ещё до того, как вуз не прошёл аккредитацию. «В прошлом году преподавателям уменьшили зарплату, а в этом – срезали на треть. В начале года нам сказали прийти в отдел кадров и подписать бумагу о том, что заработная плата будет уменьшена. Я отказался. Но, очевидно, это была только формальность – зарплату сократили всем вне зависимости от наличия подписи, – говорит Олег Степанович. – Более того, в вузе прошла оптимизация. К примеру, кафедру экологии, землеустройства и кадастров, заведующим которой был я, объединили с кафедрой деревообработки. Многие сотрудники академии пишут заявления и увольняются».
– Серьёзных предпосылок к случившемуся не было, если это только не внутренние проблемы руководства, – делится студентка 4 курса Катя Заичкина. – САПЭУ отличается от других вузов более лояльным отношением к студентам. Нам всегда давали шанс на пересдачи, у нас было минимум отчислений. Отношения с преподавателями у нас дружеские, стиль одежды свободный. Преподаватели идут нам навстречу, перенося пары из-за работы студентов. Но лекции всегда велись в соответствии с образовательной программой.
За дипломом – в Кемерово
Сейчас перед студентами возникает выбор: получить внутренний диплом академии или перевестись в аккредитованный вуз, сдать госэкзамены, защитить квалификационную работу и получить диплом государственного образца. Поскольку при поступлении абитуриенты заключали договор о том, что в конце обучения они получат диплом гособразца, искать вузы, готовые принять дипломников, а также платить за перевод студентов должно руководство САПЭУ.
«Из-за медлительности Рособрнадзора мы в бешеном темпе должны пристраивать студентов. Эта задача требует большого документооборота. Нам нужно не только найти вуз, согласный принять дипломников, и сравнить образовательные программы, но и подготовить массу документов на перевод каждого студента. Мы отправили письмо в Генпрокуратуру, которая возбудила проверку действий Рособрнадзора», – прокомментировал Олег Апостолов.
Ректор САПЭУ обращался почти во все иркутские вузы с просьбой принять дипломников, но практически везде отказали. В ИГУ, к примеру, невозможно принять выпускников: в университет уже было переведено 578 студентов иняза. В ИрГУПСе согласились принять студентов специальностей «Информационная безопасность» и «Управление персоналом» – всего 41 человек. Но итоговую аттестацию они смогут пройти только в сентябре-октябре 2016 года, так как в июне-июле выпускающие кафедры университета перегружены. Руководство «Московского финансово-промышленного университета «Синергия» дало добро на перевод студентов сразу 13 направлений. В академии работает выездной деканат, и защита дипломов будет проходить на месте. Кемеровский институт культуры согласился принять дипломников института культуры и искусств на других условиях: будущие выпускники поедут в Кемерово сдавать госэкзамены и защищать дипломные работы.
«Студенты оплатят дорогу, а мы компенсируем остальные затраты. Все переводы дорогостоящие. Чтобы перевести студентов, мне из воздуха нужно достать кругленькую сумму в несколько десятков миллионов», – сетует Апостолов.
Выпускникам перевод тоже будет стоить денег, если они не смогут сдать академическую разницу. «Переводиться в другие вузы разумно тем студентам, у которых направления подготовки максимально подходят к принимающей стороне. Академическая разница очень большая из-за различий в программах обучения, и сдать её до защиты диплома практически невозможно, – уверена Катя Заичкина. – Но можно перевестись на один курс ниже и, обучившись ещё год, сдать все долги и защититься. Академия обещала возместить перевод, но об оплате дополнительного года обучения речи не было».
Выбора нет
Студенты почти всех направлений имеют возможность перевестись в другой вуз. Но 20% дипломников написали заявление о том, что хотят получать диплом в академии, объясняя это тем, что «пришли сюда не за бумажкой, а за знаниями». Дипломники специальностей «Землеустройство и кадастры» и «Экология и природопользование» – всего 50 человек – такого выбора не имели. Ни один вуз не согласился их принять.
Олег Лыков руководит выпускными квалификационными работами студентов этих направлений. Он обеспокоен судьбой своих дипломников. «Экологи закончили пять курсов заочного обучения и планировали профессиональную деятельность так, чтобы государственный диплом стал трамплином для будущей карьеры. Двое моих дипломников параллельно учатся в других вузах, где для присвоения соответствующего статуса необходим диплом гособразца, – рассказывает Лыков. – В целом на рынке труда дипломы САПЭУ ценятся. Выпускники очного отделения землеустройства и кадастров после производственных практик нашли рабочие места. Руководство не зациклилось на том, чтобы они предоставляли государственный диплом. Но когда дело коснётся профессионального роста, карьера упрётся в отсутствие государственного высшего образования».
Одна дипломница доцента Лыкова работает инженером-экологом в войсковой части. Поскольку у вуза нет аккредитации, её не отпускают в академию на сессию и подготовку к защите диплома. Другая будущая выпускница прилетает из Мамы, несмотря на дорогие билеты и жильё. Она работает учителем экологии в школе, но на затраты пошла ради диплома государственного образца, который теперь не получит.
«Это нарушение наших прав»
Но студенты сдаваться не собираются. «Заявления на внутривузовские дипломы мы ни в коем случае писать не будем, потому что это нарушение наших прав. По договору, который мы заключали, мы должны получить диплом государственного образца. 8 июня должна была состояться защита дипломов, но нас лишили такой возможности. Мы ходили в прокуратуру, в приёмную Путина, звонили в Минобрнауки РФ», – негодует заочница пятого курса направления «Экология и природопользование» Айна Аношкина. Без диплом гособразца оказалась и её дочь – студентка четвёртого курса очного отделения направления «Землеустройство и кадастры».
В конце минувшей недели ситуация сдвинулась с места. Руководство Иркутского аграрного университета пошло навстречу САПЭУ. Сейчас решается вопрос о возможном переводе дипломников направления «Землеустройство и кадастры» в ИрГАУ. Однако вопрос о судьбе экологов всё ещё остаётся открытым. Один из возможных путей, который предлагает академия, – перевестись на единственное аккредитованное направление – «Деревообработку». «Но одно дело вместо диплома по экологии и природопользованию получить диплом по промышленной экологии, а совсем другое – по деревообработке», – возмущён Олег Лыков.
Несмотря на ситуацию, в которой оказались студенты и преподаватели, руководство вуза собирается проводить приёмную кампанию. «Мы имеем право вести образовательную деятельность. Будем искать возможность работать под собственный диплом или сотрудничать с каким-либо московским вузом», – предположил ректор САПЭУ.
СПРАВКА
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сибирская академия права, экономики и управления» – крупнейший частный вуз в Иркутской области. Зарегистрирован в июне 2002 года. Учредителем академии стал Фонд международного университетского сотрудничества, а в 2004 году в число учредителей вошли три физических лица: экс-вице-мэр Иркутска и соучредитель ряда других образовательных учреждений Борис Виноградов, Дмитрий Забродин (возглавлявший и учредивший Фонд международного университетского сотрудничества, к 2004 году, по данным «Контур-фокус», уже ликвидированный) и Надежда Войтович.