издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Истории из будущего

Архитекторы из Иркутска, Санкт-Петербурга и Москвы рассказали, каким видят наш город через четверть века

Три концепции пространственного развития Иркутска на ближайшую четверть века представили три коллектива архитекторов и проектировщиков. Со своими вариантами развития горожан ознакомили авторы из институтов Генплана Москвы и территориального планирования «Урбаника» (Санкт-Петербург), а также Иркутского отделения Союза архитекторов России. Наиболее глобальные перемены для родного города планируют иркутские разработчики. На месте действующего аэропорта они хотят видеть деловой и «посольский» кварталы, международный научный центр водных ресурсов и отделение ЮНЕСКО. Сам аэропорт предлагают вынести за пределы города. Их коллеги из Санкт-Петербурга воздержались от крупных проектов. По замыслу проектировщиков, благоустраивать следует то, чем город располагает сейчас. Нужно сделать Иркутск удобным для горожан, за счёт этого повысится его привлекательность и для туристов. Авторы из Москвы выяснили, что сейчас областной центр представляет собой шесть различных «городов», каждый со своей спецификой. Проектировщики из столицы придумали «шарниры», особые способы связать в одно целое разрозненные микрогорода.

Работа над проектами началась по инициативе иркутской мэрии в конце прошлого года. На установочной сессии в декабре 2015 года каждая из трёх групп получила техническое задание на разработку концепции. Требовалось проанализировать нынешнюю ситуацию в городе, выявить болевые точки и наметить пути выхода из создавшегося положения. На первой проектной сессии по разработке концепции комплексного развития Иркутска (обсуждение прошло в феврале нынешнего года) разработчики представили оценку приоритетов социально-экономического развития города, подготовили предложения по его пространственной организации и прилегающих территорий, а также по развитию транспортной сети, коммунальной инфраструктуры, природно-рекреационного каркаса и общественных пространств. Итоговые варианты презентаций включили в себя предложения, прозвучавшие во время обсуждения материалов. 

Признаки «столичности»

Команда архитекторов и проектировщиков из Иркутска попыталась проиллюстрировать идею, что рост и развитие мегаполиса возможны без существенного ущерба для природы. Сам город земляки решили не замыкать в границах областного центра, а расширили до тех пределов, в которых действует так называемая «суточная миграция». То есть люди утром приезжают из пригородов на работу, вечером возвращаются обратно. Таким образом, сейчас в «малую» агломерацию входит территория с населением порядка 740 тысяч человек. К 2040 году, по расчётам иркутян, количество жителей нашего города вместе с окрестностями увеличится до 1,1 миллиона человек. 

Иркутяне предложили разместить несколько новых производственных площадок. Например, в районе села Введенщина Баклашинского района запланировали завод по сборке строительных конструкций. В районе бывшего военного городка в Чистых Ключах, по мнению специалистов, уместно организовать технопарк с жилыми домами. Там предложено создать поселение, в котором будут жить специалисты – как технари, так и гуманитарии. Поблизости от областного центра, в селе Мамоны, может находиться мусороперерабатывающий завод. А крупному логистическому центру, по замыслу авторов проекта, место в посёлке Вересовка Иркутского района. 

В районе действующего аэропорта архитекторы видят сити-центр с деловыми зданиями. Здесь же разместится «посольский» квартал, а также международный центр водных ресурсов. Учреждение может стать площадкой для научных исследований учёных со всего мира. Логичным считают проектировщики, что в нашем городе, рядом с Байкалом, расположится структурное подразделение ЮНЕСКО. Сам же аэропорт иркутские проектировщики рекомендуют вынести за границы города, в район села Оёк.

Принципиально важным авторы проекта считают сохранить существенную долю городских лесов и сельскохозяйственных земель, запланированных для освоения. Лес­ные участки они предложили использовать для спорта и отдыха. 

Не отказываются наши земляки и от столичных амбиций Иркутска. В нынешних условиях они предлагают рассматривать наш город как туристическую столицу Сибири. Кроме того, у Иркутска есть хорошие возможности для того, чтобы стать крупным транспортно-логистическим узлом. Но конкурировать, например, с соседним Красноярском мы сможем только в том случае, если удастся связать воедино авиационные, железнодорожные и автомобильные потоки. Ещё одним аргументом в пользу «столичности» мог бы стать международный центр водных ресурсов, о котором уже говорилось.

«Прагматичные амбиции»

Питерские разработчики решили действовать под девизом «Праг­матичные амбиции». Они воздержались от планирования мегапроектов и посчитали важным предложения, как сделать город комфортным для жизни, основываясь на том, что уже есть. По оценке проектировщиков, в нашем городе не хватает благоустроенных общественных пространств, которые могли бы служить для отдыха как горожанам, так и туристам. Хороший пример такой зоны – 130 квартал. Но одного квартала мало. 

«Мы хотели достичь баланса стратегических и при этом реалистичных предложений. Главное для нас – сформировать такие цели и принципы, которые будут понимать, а главное, разделять горожане», – рассказал о приоритетах своей команды генеральный директор Института территориального планирования «Урбаника» Антон Финогенов. Для Иркутска сотрудники института подготовили четыре пространственных сценария. На финальном этапе разработки решено было выбрать комбинацию из двух вариантов. Во-первых, в основе развития Иркутска они видят научный и образовательный потенциал. 

Второй тезис заключается в том, что именно наш город должен взять на себя функции центра управления, инжиниринга, образования для восточных регионов страны как максимум и для зоны Ковыктинского месторождения как минимум. Для реализации этого проекта потребуется новый транспортный коридор и новый мост – совмещённый автомобильный  и железнодорожный – южнее Мегета. Антон Финогенов подчеркнул, что создавать крупный микрорайон, примыкающий к северной границе города, имеет смысл, если только Ковыкта будет распечатана. При этом основной риск, который существует для Иркутска, в крупном проекте – взять на себя роль исключительно транзитного города. 

Принципиально важной специалистам из Санкт-Петербурга также видится идея включения Иркутска в новый Шёлковый путь. За счёт этого город может повысить свой экономический статус. Соседние страны, например, Казахстан, активно лоббируют свои проекты, связанные с глобальной магистралью, в то время как Россия ещё не приступала к созданию собственных проектов.

Питерцы характеризуют Иркутск как истинный город в Восточной Сибири. Истинный в том смысле, что сложился естественно, в нём комфортно жить, здесь вполне приемлемые климатические условия. 

Основой конкурентоспособности Иркутска специалисты считают качество городской среды. Причём важно понимать, какие требования к городской среде предъявят жители следующего поколения. Ведь, по большому счёту, в 2040 году запросы к городскому пространству будут формировать люди, которое ещё не родились. Нынешние планы необходимо основывать также на трендах, которые будут господствовать в технологиях. 

Время показало: идея о том, что постиндустриальная экономика вытеснит производства за пределы города, не оправдалась. Наоборот, происходит релокация, возвращение промышленности в города. В том числе в их исторические границы. Приходит промышленность нового формата. Производственные помещения легко могут соседствовать с деловыми кварталами, их не нужно отделять санитарными зонами. 

Численность населения Иркут­ска, по мнению проектировщиков из Питера, не будет расти интенсивно. Это связано как с нисходящим демографическим трендом и старением населения, так и с необходимостью формировать «золотую миграцию». В этом случае власти целенаправленно способствуют притоку квалифицированных трудоспособных людей. У Иркутска есть естественно сложившаяся территория влияния – Республика Саха (Якутия), Республика Бурятия и Забайкальский край. Качественная миграция возможна не только из территорий области, но и из соседних регионов. Важен не количественный прирост населения, а повышение его качества. По прогнозам специалистов из северной столицы, в ближайшие четверть века количество жителей Иркутска и близлежащих пригородов увеличится до 710 тысяч человек.

Антон Финогенов достаточно подробно остановился на решениях, которые разработчики предложили для расшивки «узких мест» Иркутска. К сожалению, наш город не смог вписаться в процесс формирования федеральных университетов. Поэтому нам крайне важно успеть проявить себя при создании образовательных центров. Запущена новая федеральная программа, в которой профильные вузы формируются в крупные образовательные центры. Будет хорошо, если в городе появится такой. Развитие образовательных учреждений плодо­творно влияет и на городскую среду. Университет – градообразующий элемент, создающий вокруг себя среду высокого экономического качества, социально активную. В Иркутске Антон Финогенов выделил несколько образовательных кластеров: Студгородок, Академгородок и центр города, где расположены корпуса университетов. Ещё один потенциальный исследовательский центр может появиться в планируемом промышленном районе на Синюшиной горе. 

Важная тема – привлекательность Иркутска для туристов. Сейчас мы не можем похвастать тем, что гости надолго задерживаются в нашем городе по пути на Байкал. Вместе с тем в Иркутске есть много мест, которые могли бы заинтересовать гостей. Нужно концентрироваться не только на очевидных достопримечательностях исторического центра, но и развивать городские подцентры. Так, Иркутск-2 привлекателен для туристов как пример сталинского, советского города-сада. В этой концепции туризм генерирует спрос на качественную городскую среду, комфортный транс­порт, общественную безопасность, разнообразие первых этажей.

Первостепенной задачей для приложения ресурсов в городе питерцы видят в усилении средовой значимости. Основная точка – исторический центр, приоритет отдаётся также «байкальскому лучу» – пути на озеро. Кроме того, питерцы выделили пять потенциальных центров города – район железнодорожного вокзала, Академгородок, крупный транспортно-пересадочный узел в Первомайском, такой же узел и общественно-деловая зона на улице Трактовой, территория рядом с аэропортом (если исходить из того, что он останется на прежнем месте). 

В историческом центре города, как рекомендуют проектировщики, должны остаться только действительно ценные здания. Полная музеефикация центра невозможна по экономическим причинам. Чтобы привести в порядок обветшавшие здания, реконструировать хрущёвки, разработчики считают необходимым строить дома для манёвренного фонда, в которых на время реконструкции будут жить иркутяне. Оптимальным местом для такого размещения может стать село Мамоны. 

Не менее важной темой питерцам видится переформатирование частной застройки в пределах города. Усадьбы не должны выглядеть как разнокалиберные деревенские дома, плохо обеспеченные инфраструктурой. Первый шаг администрация города может сделать, выкупив отдельные участки в глубине уже имеющейся плотной застройки. Эти зоны можно использовать для благоустройства – построить на них социальные объекты, которые необходимы в частном секторе. 

Принципиальные решения требуются и для транспортных проблем Иркутска. Для комфортного перемещения доля индивидуального транспорта на дорогах не должна превышать 30%. Уже сейчас этот показатель достигает 40%. Единственный выход – тормозить хаотичное развитие автомобилизации. Важнейший элемент контроля – парковочная политика. Хотят или не хотят автолюбители, в центре города должна быть введена зона полного запрета или достаточно жёсткой платной парковки. 

Крупный город, в том числе Иркутск, не может позволить себе систему транспорта в логике «из любого района города в любой без пересадки». Исходя из этого весь общественный транспорт следует разделить на магистральный и подвозящий. Для улучшения его работы рекомендовано создать систему скоростных выделенных линий для больших автобусов, активно развивать электрический скоростной транспорт. Стоит задуматься о прокладке новой трамвайной линии до существующего аэропорта. 

В числе рекомендаций проектировщиков – строительство второго водозабора на Байкале, а также организация централизованной си­стемы канализации на промежутке от Иркутска до Листвянки. Локальными решениями, по оценке проектировщиков, вопрос чистоты в зоне иркутского водозабора не решить. 

Питерские разработчики сделали акцент на том, что власти должны чётко контролировать контуры муниципального образования, не давать городу экстенсивно развиваться. Сейчас в пригородах активно используются под застройку сельскохозяйственные земли, в спекулятивный оборот вводятся лесные участки. Естественно, на хозяев участков, которые уже поставлены на кадастровый учёт и готовы к застройке, повлиять невозможно. Под контроль надо взять земли, которые планируются к межеванию. Иркутск должен стремиться к логике компактного и комфортного проживания, об этом говорят проектировщики из Санкт-Петербурга.

Архипелаг «Иркутск» 

Электротранспорту нужно отдать ключевую роль на дорогах, считают проектировщики

Их коллеги из Москвы исследование начали с того, что попытались выяснить: что собой представляет Иркутск? В первую очередь на ум приходят ассоциации с воротами Байкала. Ещё город считался форпостом освоения Востока. Что есть Иркутск сейчас, проектировщики попытались узнать у жителей. О том, что в итоге получилось, рассказал представитель института Генплана Максим Перов. В интернет-опросе приняли участие преимущественно молодые иркутяне (аудитория до 35 лет). Большинство из респондентов заявили, что нечасто выезжают из своего района, хотели бы иметь работу поближе к дому. Одним словом, горожане проявили себя патриотами своих районов, объявили о приверженности к тому месту, где они сейчас проживают. 

Опираясь на проведённое исследование, проектировщики из Москвы заключили, что сейчас населённый пункт представляет собой архипелаг из шести микрогородов. Через­ «шарниры», этакие связки между микрогородами, предлагается наладить «поперечное» вза­имодействие – чтобы отдельные районы были теснее связаны между собой, а не только с центром. Например, проектировщики советуют улучшить сообщение между Ново-Ленино и Иркутском-2, в том числе организовать пешеходные маршруты. В итоге из двух разрозненных микрогородов должен появиться гармоничный район. «Шарниром» для Кайского холма и остальной части левого берега Ангары предложено сделать деловой центр, который может быть размещён у Академического моста. 

«Клеем», элементом, собирающим разрозненные районы в единое целое, является река. Эту функцию следует усилить с помощью строительства новых мостов, а также организации общественных набережных, считают разработчики из столицы. При этом, планируя досуг горожан, ориентироваться нужно не на летнее время. Следует понимать, что зима в Иркутске длится семь месяцев в году.

Завершая цикл презентаций, мэр Иркутска Дмитрий Бердников поблагодарил авторов всех проектов. «В представленных разработках учтены пожелания представителей профессионального сообщества, депутатов, общественной палаты города. Три независимые группы проектировщиков представили разное видение, но в целом они не противоречат друг другу. Мы получили документы, которые дают целостное понимание направления движения для гармоничного развития Иркутска. Теперь наша общая задача – определить наиболее удачные варианты по каждой проблематике и подготовить техническое задание на новый генеральный план, который отвечал бы требованиям времени и позволял планироватьбудущее города»,  – подчеркнул мэр.

На нынешней неделе начнётся обсуждение предложенных концепций с горожанами. До 10 июня проекты будут размещены на официальном сайте администрации города. После этого иркутяне в любой доступной форме смогут обозначить наиболее удачные варианты решения городских проблем и высказать свои пожелания. Предложения следует направить в комитет по градостроительной политике. Полученный в итоге коллективной работы документ станет основой для технического задания на новый генплан города. 

Советник мэра Иркутска Алексей Козьмин отметил, что подготовка качественного генерального плана – кропотливое и долговременное дело. Но результат того стоит. Новый документ позволит навести порядок в градостроительной политике. Алексей Козьмин обратил внимание на два важных момента, один из которых нужно будет выбрать для работы. Первый – расширение границ Иркутска. Второй – разработка совместных с Иркутским районом документов территориального планирования, которые позволят развивать застроенную территорию города и его пригорода, обеспечить качественное транспортное сообщение, инженерные коммуникации. 

Напомним, наши соседи активно работают над документами территориального планирования. Красноярск принял генеральный план год назад, Новосибирск подходит к этому событию. Иркутянам тоже не стоит медлить. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Фоторепортажи
Мнение
Проекты и партнеры