«Мы сами не можем вытянуть»
Сельская школа в Урике в минувшем учебном году решилась на эксперимент. Здесь был открыт класс для детей с ограниченными возможностями. Семь ребят с разными проблемами – ДЦП, синдром Дауна, аутизм – ежедневно приезжали в школу, чтобы учиться простым вещам. Некоторым из них приходилось добираться из соседних деревень – Хомутово, Турской. Самостоятельно. Потому что никакого специального автобуса для таких учеников нет. А он нужен. И даже необходим.
– Для меня 1 сентября всегда было самым нелюбимым днём в году. Когда я видела, как нарядные дети идут в школу, мне по сердцу словно ножом полосовали. Я понимала, что моя Алёна в школу никогда не сможет пойти. – Ольга Кашпирова, мама 14-летней Алёны, чуть не плачет. – Но желание увидеть её в белом фартуке, с бантами на голове не уходило.
Ольга Кашпирова, председатель Общества инвалидов Иркутского района, из тех замечательных личностей, которых называют людьми прямого действия. Мама ребёнка с тяжёлой инвалидностью, она не сдалась обстоятельствам и семь лет назад организовала в селе Хомутово общество для детей-инвалидов «Надежда». И постепенно собрала вокруг себя круг единомышленников. Вместе они стали силой. Такой, что смогли «выбить» класс для особых детей в средней школе села Урик.
– Мы много с родителями разговаривали, раздумывали, с чего начать, – вспоминает Ольга. – В школе есть педагоги, которые могли бы заниматься с нашими детьми. Ведь мы сами не можем это вытянуть. Наши дети не воспринимают нас как педагогов, только как родителей. Я сама могу заниматься с Мишей, Машой, Марият. Со всеми другими детьми, кроме своей дочери. Но наш президент сказал, что необучаемых детей не бывает. А мы-то почему дома сидим?
– В какие двери вы стучались?
– А во все! И в управление образования Иркутского района обращались, и в министерство образования Иркутской области. Наша «Надежда» давно зарекомендовала себя, мы участвуем во всех мероприятиях по нашему профилю. Понимаем, что в Иркутске своих проблем достаточно. И что не вся городская среда доступна, и далеко не все школы – инклюзивные. Но на селе проблем больше. Всегда так было. И большинство детей с инвалидностью в деревнях – вне школы. А нам нужен садик, необходима школа, обязательно нужно двигаться дальше.
Ольга Кашпирова пришла к директору уриковской школы Елене Юрьевне Голяковской и сказала: «А давайте попробуем!» И услышала в ответ: «Давайте!» Пилотный проект был запущен в сентябре. Первыми учениками стали воспитанники «Надежды» – семь ребят с разными диагнозами и разного возраста. Все пошли в первый класс. Все они жители не только Урика, но и близлежащих деревень – Хомутово, Грановщины, Турской. Конечно, были опасения – а как воспримут родители здоровых детей такое соседство? Обошлось.
– Мы увидели толерантность в действии, хотя очень боялись, – вспоминает Ольга. – Мы ведь живём так, что готовы к негативу постоянно. К косым взглядам, перешёптываниям. Всё время готовы держать оборону. Но я считаю, что школа нас хорошо приняла. И учёба дала лучик надежды, как ни банально это звучит. На нас обратили внимание.
С каждым ребёнком педагоги занимаются индивидуально и к каждому находят подход. Например, Максим поначалу не хотел учиться, долго адаптировался к школе. Он часто отталкивал от себя учителей. А потом мальчику понравилось, процесс пошёл. А для Алёны важна система: зайти в кабинет, включить свет, сесть за парту. Она с каждым преподавателем работает по своему принципу. И каждый учитель уважает это право и желание Алёны.
Учитель Светлана Константинова рассказывает:
– Чем мы занимались этот год? Например, у нас были занятия по самообслуживанию человека, мы изучали социальный окружающий мир. Миша пришёл к нам с багажом знаний. Я ему говорю: «Вот корова. А назови ребёнка коровы». И Миша отвечал: «Телёнок!» Но классифицировать свои знания он научился только на моих занятиях. В анализе, синтезе, классических связях ребята показали неплохие успехи.
Кстати, Миша – инвалид-колясочник. Мама привозит его в школу на такси (180 рублей); обратно, в Хомутово, они едут так же. Маша живёт в Турской, маленькой деревеньке неподалёку. И в школу Маша с мамой добираются своим ходом – когда на автобусах, когда на попутках. И зимой, и в дождь, в любую другую непогоду. Маше очень нравится в школе, она активная, хорошо читает стихи. Занятия девочка пропускать не хочет, как и другие дети и их родители. Потому что для них это возможность вырваться из привычного замкнутого круга собственного дома. Когда один день похож на другой.
Конечно, и в следующем учебном году Миша, Маша, Алёна, Максим будут приезжать в школу, как могут. На такси, на маршрутных автобусах. Но это ведь не дело? По-хорошему этим ребятам нужен свой специальный школьный автобус. Обязательно с подъёмником.
– Вопрос не в том, кто этот автобус купит, а в том, кто его возьмёт на баланс, – вздыхает Ольга Кашперова. – Ведь нужно будет оплачивать труд водителя, расходы на ГСМ. Выделит ли управление образования такую ставку? Мы не знаем.
Наша газета обращается в министерство образования Иркутской области с просьбой рассмотреть возможность покупки и содержания автобуса для детей с инвалидностью, проживающих в Иркутском районе. Чтобы они могли учиться каким-то простым, но нужным и важным вещам. Хотя в идеале этим людям нужен свой большой центр, где они могли бы собираться, общаться, заниматься трудотерапией. Может быть, организовали бы какое-то компактное производство, чтобы зарабатывать небольшие деньги. «Надежде» необходимо своё здание. Но на этот проект нужны миллионы. Выделит ли их государство, найдутся ли спонсоры – неизвестно. В любом случае, это процесс длительный. Решить проблему с автобусом можно гораздо быстрее и проще. Чтобы те, кто хочет учиться, не чувствовали себя выкинутыми из жизни. И жили по европейским стандартам. Хотя, наверное, уместнее всё же говорить о стандартах общечеловеческих.
А ещё в новом учебном году ученикам особого спецкласса понадобится манекен. Обычный манекен для того, чтобы они могли научиться надевать одежду, застёгивать пуговицы, завязывать шнурки. Такой своеобразный бытовой тренажёр. Если в вашем ведомстве есть ненужный тренажёр, дайте знать в «Восточно-Сибирскую правду». Воспитанники уриковской школы с удовольствием примут его в дар.