издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Китайский эффект

  • Автор: Татьяна Постникова, Мария Панарина

Падение рубля меняет картину въездного туризма на Байкале. Отдых здесь теперь стал доступен не только европейцам, но и жителям стран Юго-Восточной Азии. Причём если раньше это были в основном китайцы, то теперь сюда параллельно с ними поехали жители Вьетнама, Таиланда, Южной Кореи и Сингапура. Но если последние – это скорее случайные туристы, то китайцы на Байкале сегодня – ключевой сегмент клиентов турбаз, кафе и маршруток с гидами. «Конкурент» решил выяснить, в чём секрет популярности Байкала среди жителей Поднебесной и что меняется из-за них в региональной туриндустрии.

С чемоданами и песнями

За ужином в кафе усадьбы Никиты Бенчарова на Ольхоне на одного русского приходится 10 китайцев. На острове разгар весеннего межсезонья. И если раньше в это время на Байкале было затишье, то в этом году туристов хватает. В апреле группы желающих увидеть мыс Бурхан не останавливала даже необходимость переправляться на остров на «хивусе». Причём именно на переправе многие понимали, что одеты не по погоде. «Я купил эту куртку в Иркутске, потому что мне сказали, что на Байкале ещё лежит лёд», – объясняет по-английски молодой китаец в пуховике, кепке и летних кедах. Менее предусмотрительные путешественники в это время греются в автобусе. «Пара человек из этой группы так за всю поездку и не вышли из машины, остальные выбегали только чтобы сфотографироваться на фоне какого-нибудь красивого вида», – объясняет девушка-гид Надежда. 

Вообще у новой волны туристов на Байкале есть масса отличительных черт. Самая любопытная из них – это чемоданы. Раньше иностранные туристы сюда приезжали с большими рюкзаками и в трекинговых ботинках. Сегодня едут барышни в шифоновых платьях, коротких куртках, без шапок и с ярким чемоданом на колёсиках. 

Однако выбор такого одеяния вполне оправдан, потому что и цель путешествия другая. Три китаянки по очереди позируют на камеру на фоне главной достопримечательности острова Ольхон – мыса Бурхан. Одной из них приходится для этого несколько минут сидеть на льду без верхней одежды. Простые отдыхающие в это время прогуливаются по пляжу в шапках, шарфах и тёплых куртках. Девушки-китаянки смеются, закончив фотосессию, собираются в кучку и с помощью селфи-палки делают общий кадр. «Просто мы очень любим фотографироваться», – со смехом объясняют они. 

На вопрос о том, чем их привлекает Байкал, китайцы дают разные ответы, но смысл их примерно одинаков и похож на рекламный слоган: «Байкал – жемчужина Сибири» или «Байкал – магическое место». Ещё интереснее причины, почему Байкал стал вдруг так популярен среди китайцев. 

За ужином китаянка, которая представляется как Рита (свои настоящие имена они называют редко, так как их почти невозможно запомнить и воспроизвести, поэтому используют русские аналоги. – «Конкурент»), рассказывает о популярном певце из КНР – Ли Цзяне. Пять лет назад Ли Цзянь побывал на Байкале, а вернувшись, написал одноимённую песню и снял красивый клип. В двух словах смысл песни сводится к тому, что местом встречи двух влюблённых через много лет станет озеро Байкал. По словам Риты, творчество Ли Цзяня, как и эта песня, очень популярны в КНР. «Здесь нет ни одного человека, который бы не слышал эту песню», – обводя взглядом зал с полусотней китайцев, говорит Рита.

Рубль упал – интерес вырос

Впрочем, главная причина, почему количество китайцев резко возросло на берегах Байкала, экономического характера. Если в 2011 году за один юань надо было отдать 4,5 рубля, то теперь 10 рублей. А на пике роста в январе этого года обменный курс и вовсе достигал 13 рублей.

На потоке туристов из Поднебес­ной это падение рубля отразилось прямо пропорционально: представители местной туриндустрии говорят, что по сравнению с прошлым годом количество китайцев увеличилось в два раза. И это при том, что уже прошлым летом на их долю приходилась половина всего иностранного турпотока в наш регион. По данным регионального агентства по туризму, в 2015 году Иркутскую область посетило более 17 тысяч китайских туристов. Рост по сравнению с предыдущим годом составил 63%. 

В этом году турпоток из КНР на Байкал снова увеличится, тем более что интерес жителей соседней страны к нашему региону продолжает расти. Об этом говорит тот факт, что крупнейшая авиакомпания Юго-Восточной Азии China Southern Airlines собирается начать полёты в Иркутск из города северо-восточного Китая (Чаньчунь). «Перевозчик намерен выполнять по маршруту три рейса в неделю – расчёт обусловлен интересом китайских туристов к путешествиям по Байкалу», – сообщала весной этого года со ссылкой на гендиректора российского представительства авиа­компании «Газета.ру». 

Основным положительным итогом такого прироста турпотока из КНР уже стала загрузка большей части объектов туристической инфраструктуры в «низкий сезон». Если раньше большинство турбаз на Ольхоне переставали работать зимой, то в этом году турпоток позволил принимать туристов почти все месяцы. «Если бы не китайцы, мы бы закрылись на зиму, – рассказывает владелец одной из местных туристических баз Иван, – а так у нас в марте была полная загрузка. Впервые за всё время существования базы». 

Правда, есть у этого явления и обратная сторона. Директор туристической компании «Грин Экспресс» Вадим Копылов утверждает, что на китайском турпотоке на Байкал всё активнее умудряются зарабатывать сами китайцы – в обход местного турбизнеса. К примеру, всё чаще организацией туров на Байкал, а также их сопровождением здесь занимаются сами жители КНР. Китайские турфирмы организуют туры с китайскими гидами. Соответственно, прибыль тоже «уплывает» в Китай. 

Гостиницы, в которых останавливаются туристы из КНР, пока принадлежат местному туристическому бизнесу. Но и в этом направлении бизнесмены соседней страны тоже работают. Есть информация, что параллельно китайцы начинают покупать, а также строить на Байкале свои туристические объекты. В первую очередь это коснулось Листвянки. Как рассказал «Конкуренту» эксперт местного туррынка Олег Данилин, примеры сделок по приобретению объектов недвижимости иностранцами на Байкале уже есть. Более того, как объяснил начальник юридического отдела администрации Листвянского муниципального образования Дмитрий Васильев, представители китайских фирм покупают земельные участки с перспективой строительства гостиничного бизнеса. 

– В этом году это происходит очень активно, – подчеркнул Васильев. – Участки они приобретают у частных владельцев, потому что в Листвянке уже много лет не выделяются муниципальные земельные участки под строительство.

Есть примеры такого строительства и на острове Ольхон. С осени прошлого года там идёт возведение большой трёхэтажной гостиницы. Уже этим летом она начнёт работать. Про владельца объекта местные жители ничего особенного не знают – только то, что он китаец.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры