издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Физкультурно-оздоровительный торговый центр

Стадион «Автомобилист» поменял назначение

На территории заброшенного стадиона «Автомобилист» между микрорайоном Радужный и посёлком Энергетиков в Иркутске вместо спортивных объектов может появиться торговый или деловой центр. По крайней мере, таково назначение этой земли по новому проекту изменений в генеральный план Иркутска, который в настоящее время обсуждают с общественностью. Внезапная весть всколыхнула многих, а кого-то заставила прийти на публичные слушания, состоявшиеся 19 мая.

Расклеенные на окрестных домах объявления о том, что на месте заброшенного стадиона «Автомобилист» на улице Костычева собираются построить торговый центр, возымели действие. Возле здания Театра народной драмы, где 19 мая на публичных слушаниях обсуждался проект внесения изменений  в генеральный план Иркутска, крайне сложно найти место для парковки, а в фойе собрались несколько десятков человек. Часть из них сгруппировалась вокруг бывшего главного архитектора Иркутской области Владимира Распутина, развернувшего большой лист бумаги. «Градостроительный кодекс предусматривает размещение документации на ФГИС ТП, федеральной государственной информационной системе, где муниципальные образования выносят разработанные проекты [территориального планирования] на согласование с федеральными и региональными органами власти, смежными муниципальными образованиями, – объяснил он. – Мы посмотрели копии того, что размещено на ФГИС ТП – там это Р5, зона для размещения объектов физической культуры и спорта. А в той документации, которую скоропалительно подготовили, – ОД, общественно-деловая зона». Его слова подтверждает ещё одна участница слушаний, уже успевшая побывать в актовом зале и посмотреть распечатанный вариант генплана, который вынесен на обсуждение: «Там вы нас просто так не найдёте, там вот такой масштабик. Попросила показать, где стадион – там зелёный квадратик, ОД». 

От физкультуры к торговле

Со стороны Костычева и Стасова стадион «Автомобилист» огородили лёгким бело-зелёным забором ещё весной 2013 года. Среди местных жителей практически сразу поползли слухи, что лакомый кусочек земли отдали неким загадочным «москвичам», которые хотят возвести здесь торговый центр. Согласно публичной кадастровой карте, территория спортивного объекта, два с лишним десятка лет простоявшего заброшенным после того, как его не успели достроить в советские времена, поделена на четыре участка. Все находятся в частной собственности (среди нескольких владельцев, по имеющейся информации, фигурирует структура Михаила Титова, совладельца ТРЦ «Карамель»). По документам, на которые ссылается Росреестр, участки отведены под эксплуатацию стадиона «Автомобилист». Однако на той схеме планируемых границ функциональных зон, которая размещена в разделе «Генеральный план города Иркутска» на официальном сайте местной администрации, вся эта территория отведена под будущие объекты торговли. Для справки: категория ОД8 подразумевает, что застройка занимает 50% участка, ещё 20% должны быть благоустроены, а площадь зелёных насаждений составляет минимум 15%. 

Но в том проекте, который обсуждался на публичных слушаниях, речь идёт о категории ОД1 – на землях, относящихся к ней, среди прочего могут располагаться отделения банков, магазины и торговые комплексы, офисные центры и предприятия общественного питания. Впрочем, по данным ФГИС ТП, практически вся территория «Автомобилиста» – 5,76 га – предназначена для озеленения и размещения спортивных сооружений. «Я разговаривал с главным архитектором [города], он не в курсе [противоречий]», – заметил Распутин. 

Это подтвердилось в ходе публичных слушаний. Когда бывший главный архитектор области начал задавать вопросы, представитель заказчика проекта изменений в генплан – МКУ «Управление капитального строительства города Иркутска» – Анна Мельникова ответила, что в материалах «есть разница». «Вы понимаете, чем это грозит или не грозит, – резюмировал Распутин. – Мы взяли скриншот 19 мая 2016 года в 13 часов, перед тем как ехать на публичные слушания. Последняя запись по вынесению документов – 29 марта 2016 года. Это та редакция изменений в генплан, которая ушла в регион, федерацию и смежные муниципальные образования. В связи с чем появились изменения на территории стадиона «Автомобилист»?» Выяснилось, что в рамках других публичных слушаний, проведённых ранее, собственники участков предложили внести изменения в проект. Вышестоящие инстанции об этом не уведомили. «Мы с этим соглашаемся и готовы сегодня вас выслушать», – сказала по этому поводу Мельникова. 

Конструирование компромисса

Здесь в дело вмешался начальник управления архитектуры и градостроительства администрации Иркутска – главный архитектор города Сергей Александров, выступавший в роли модератора. «Протокол публичных слушаний ведётся, и на каждое обращение будет соответствующий ответ, – напомнил он. – Если есть обращение конкретного застройщика или собственника – это одно, если есть обращение жителей – будем взвешивать все интересы. На то и публичные слушания, чтобы высказаться и дать свои предложения». Идея жителей микрорайона Радужный и прилегающей к стадиону территории заключается в том, чтобы вернуть прежнее функциональное зонирование, в перспективе облагородить «Автомобилист» и построить там спортивные сооружения вместо торговых центров, коих в том районе и без того достаточно. Логика проста: это единственный на всю южную часть Свердловского района участок, где достаточно пространства и для физкультурных объектов, и для размещения зон отдыха, которых в округе как раз и не хватает. 

«Лично моё мнение как профессионального архитектора звучит так: это очень сложная территория, – подчеркнул Распутин, взявший слово для выступления. – Да, есть собственники, которым, собственно говоря, по барабану, на чём зарабатывать. Но эту территорию нужно разрабатывать. Союз архитекторов выступал в качестве авторского коллектива по концепции пространственного развития, попытку сделать эту работу в части создания городского подцентра мы предприняли. Считаем, что эту тему нужно вновь поднять. Я за конструктивное решение проблемы». В кулуарах бывший главный архитектор области пояснил, что можно найти компромисс, учитывающий интересы собственников участков: пятиметровый перепад высот между улицами Костычева и Геологов позволяет разместить объекты торговли под землёй. В свою очередь, это повлечёт за собой необходимость развития транспортной инфраструктуры. Пока же «Автомобилист» окружён металлическим забором, в который со стороны улицы Стасова вклинились несколько павильонов. Рядом по-прежнему останавливаются маршрутки, создавая по утрам помехи тем, что едет по тракту из Мельничной пади на работу в центр Иркутска. Жители Радужного, в свою очередь, собирают подписи под требованием вернуть территории заброшенного стадиона прежнее назначение. На то, чтобы их обращение поступило в администрацию Иркутска, остаётся меньше недели – срок приёма письменных заявлений по итогам публичных слушаний истекает 27 мая. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры