Гидроэнергетика вдохновляет на победы
В Дивногорске успешно дебютировал фестиваль юных знатоков «Сибирь зажигает огни»
Старшеклассники общеобразовательных школ Дивногорска и красноярской школы № 10 семью командами вступили в интеллектуальные, творческие и спортивные состязания между собой в стремлении продемонстрировать неподдельный интерес к истории города гидростроителей, сибирской гидроэнергетики. Такую возможность ребятам подарил молодёжный фестиваль «Сибирь зажигает огни», впервые организованный в дивногорской гимназии № 10 имени Андрея Бочкина. Фестиваль посвятили 45-летию пуска 11-го и 12-го гидроагрегатов Красноярской ГЭС.
Инициатива педагогических коллективов, направленная на расширение детской эрудиции и приобщение подрастающего поколения к инженерному творчеству, нашла широкую организационную поддержку. Свою лепту внесли работники дивногорского городского музея, авторитетное кураторство взял на себя совет ветеранов-гидростроителей. Партнёром фестиваля выступило ПАО «Красноярская ГЭС» группы компаний «ЕвроСибЭнерго». Проводился фестиваль в рамках программы «Культурная столица Красноярского края», собрав в качестве гостей и участников около 120 человек.
Сценарий построили по игровому принципу. Каждой из команд предстояло пройти увлекательным маршрутом от стартовой черты до финиша через несколько «островков» образовательного квеста. Здание гимназии на несколько часов превратилось в большое игровое поле, аудитории – в места баталий, где оружием для ребят стали их собственные знания, спортивные и творческие способности.
Все задачи для команд, насчитывающих по десять человек в каждой, организаторы фестиваля увязали с темой энергетики. Даже названия этапов квеста подсказывали участникам, что необходимо было делать в той или иной аудитории.
Один из «островков» на маршруте назывался «Грамотный энергетик». Здесь тестировались знания русского языка. При этом в вопросах был и смысловой подтекст. К примеру, в числе прочего требовалось ответить, как расшифровывается аббревиатура «ЛЭП». Другой этап – «Энергетика в математике» – тоже давал понять, что одной арифметикой там не обойтись, понадобятся и общие касающиеся энергетической отрасли знания.
Этап «Конструкторское бюро» соединил творческий подход с инженерным мышлением. Школьникам ставилась задача в течение 15 минут правильно «пристроить» иллюстрации либо нумерацию объектов и механизмов на чертеже Красноярской ГЭС в разрезе. По словам «хозяйки» этапа преподавателя физики в гимназии № 10 Людмилы Гусевой, участники по-разному подходили к решению – кто-то скорее интуитивно, кто-то аналитически.
Один из членов команды «Плотина» из дивногорской общеобразовательной школы № 2 имени Юрия Гагарина, Вадим Заварзин, рассказал, что отбор в школьную сборную был основательным. В неё вошли ребята из 8, 9 и 10 классов, показавшие лучшие результаты в состоявшемся накануне школьном брейн-ринге.
– Такие проекты по-настоящему увлекают, рождают тягу к образованию, позволяют больше узнать о родном городе, о ключевой роли Красноярской ГЭС в истории Дивногорска, об особенностях самой гидроэлектростанции и профессии гидроэнергетика, – поделился впечатлениями Вадим. – На мой взгляд, «конструкторский» этап – в числе самых интересных на маршруте, хотя простым его точно не назовёшь. Мне вопросы, связанные с устройством ГЭС, любопытны ещё и потому, что мой брат в своё время работал на станции.
А вот другой член команды «Плотина», 10-классник Максим Фридрих, намерен сам пойти учиться после школы на энергетика. Парень определился давно. Ему эта профессия нравится. К тому же в современном обществе она предельно необходима, обеспечивает достойный заработок, социальную стабильность.
Пока у одних напрягались извилины, другие в это время демонстрировали свои физические возможности в школьном спортзале, перевоплотившемся в станцию квеста под звучным названием «Энергия силы и духа». Ребята метали в мишень дротики, прицельно бросали мяч в баскетбольную корзину, двигались под ритмичную музыку. А ещё отвечали на вопросы о спорте.
Из соседней аудитории раздавались мелодии бардовских песен, звучавших когда-то на комсомольских стройках страны и, разумеется, на стройплощадках Красноярской ГЭС, первых поселковых улицах молодого Дивногорска. В такт мелодиям подпевали юные голоса. Это шёл музыкальный конкурс фестиваля, где члены команд должны были указать названия песен, а ещё лучше – спеть по куплету из каждой.
– У нас позади уже несколько «станций», но музыкальная меня впечатлила особенно, – рассказывает ученица 10-го класса дивногорской общеобразовательной школы № 4 из команды «Молодо-зелено» Мария Матвеева. – Жаль, что сейчас мы не часто поём такие замечательные песни.
Музыка – не единственное творческое направление, в котором могли проявить себя участники фестиваля. Интерьеры гимназии украсили художественные работы школьников-дивногорцев, посвящённые гидроэнергетике. Сюжетом большинства стала Красноярская гидроэлектростанция.
– Конечно, на выставке представлены лучшие работы, а вообще на призыв изобразить станцию, Дивногорск художественными средствами откликнулись многие, в том числе учащиеся младших и средних классов, – отметила преподаватель изобразительного искусства дивногорской гимназии № 10 Оксана Рогалёва. – Видно, с каким неподдельным интересом трудились ребята. Причём в разных техниках: кто-то использовал гуашь, кто-то – акварельные краски. Есть и графические работы. Одна из таких, к примеру, изображает гидроэлектростанцию в ночное время – украшенную огнями, отражающимися в водной глади Енисея. Скажу больше, некоторые ребятишки делились со мной яркими впечатлениями от поездок с родителями на ГЭС, некоторые даже довольно твёрдо высказывались о решении стать в будущем гидроэнергетиками.
Главным лейтмотивом программы фестиваля стало погружение участников квеста в исторический период советской эпохи, связанный с вехами сложной, героической и драматической судьбы инженера-гидростроителя Андрея Бочкина. Страницы его биографии оказались основным содержанием викторин на станциях «Экологическая», «Человек-легенда», а также познавательных видеопрезентаций «Кабинет Бочкина», «Десять морей Бочкина».
На презентациях ребята узнавали что-то новое от своих же сверстников, выступавших в роли экскурсоводов, а в конкурсах викторин уже сами отвечали на вопросы о жизни и работе Андрея Ефимовича.
– Судя по откликам детей, по их впечатлениям и той увлечённости, с какой они боролись за победу в конкурсных этапах, проект удался. Фестиваль показал, насколько эффективно игровая, а лучше сказать, состязательная форма доносит знания до ребят, заражает их стремлением познавать мир, расширять свой кругозор, – единодушно оценили итоги образовательного квеста преподаватели гимназии № 10 имени Андрея Бочкина.
Учителей поддержали и ветераны Красноярской ГЭС. По словам Леонида Марцинкевича, приехавшего на строительство станции в далёком 1959 году, возводившего объекты Дивногорска, сохраняющийся у молодых поколений интерес к истории и развитию красноярской гидроэнергетики – лучшая награда для тех, кто закладывал её основы на сибирских просторах.
– Радостно, что в стенах школы, построенной при моём участии с первого и до последнего кирпича, в которой отучились обе мои внучки, сделал свой первый шаг такой замечательный фестиваль знаний – о трудовом подвиге послевоенных поколений и перспективах красноярской гидроэнергетики в новом тысячелетии. Хочется верить, первый успешный шаг положит начало большой доброй традиции, – поделился впечатлением ветеран.