В границах закона
Второй санитарный пояс Ершовского водозабора активно застраивается по генплану Марковского муниципального образования
Куча строительного мусора на берегу, металлический забор, уходящий в воду, многочисленные пирсы и стоянки маломерного флота, сотни спиленных деревьев в водоохранной зоне. Фотографии левой стороны Ершовского водозабора от председателя совета ТОС «Падь Мельничная» Юлии Карельченко взволновали участников расширенного заседания Общественной палаты Иркутской области. Тем не менее реальные способы исправления ситуации не смог предложить ни один из двух десятков общественников. Бессильны оказались даже региональные власти, которые после неудачной попытки оспорить в суде смирились с застройкой водоохранной зоны.
Объявления о продаже участков на берегу Иркутского водохранилища встречаются практически через каждые 100 метров вдоль Мельничного тракта. Построить домик с личным пирсом, выходящим в Ершовский водозабор – единственный безальтернативный федеральный питьевой водоём для жителей Иркутска и Шелехова, – сегодня не представляет никакой сложности. Более того, это не противоречит схеме территориального планирования и генеральному плану Марковского муниципального образования. По мнению Юлии Карельченко, все без исключения земельные участки, предоставленные после 2007 года в зонах санитарной охраны Ершовского водозабора, выданы с нарушением законодательства, а возведённые на них строения незаконны и подлежат сносу.
По словам общественницы, ещё в 2005–2007 годах при проведении проектных работ «Зоны санитарной охраны Ершовского водозабора» было установлено, что во втором и третьем поясе зон санитарной охраны (ЗСО) не соблюдаются установленные действующим федеральным законодательством требования по ограничению использования земель в пределах ЗСО. Однако это заключение не приостановило строительства здесь жилых микрорайонов, садоводств, домов отдыха, стоянки маломерного флота и даже функционирования канализационно-насосных станций, которые осуществляют аварийные выпуски непосредственно в водоём.
«Земли лесного фонда стали землями особо охраняемых территорий рекреационного назначения, где под видом турбаз возводятся коттеджные посёлки без необходимого благоустройства территории и инженерного обеспечения и продаются дома, при этом вырубаются леса. Примеров много: яхтенная деревня «Саввино», «Шишкин парк», релакс-посёлок «Лесная симфония», – перечисляет Юлия Васильевна, пока на слайдах одна за другой сменяются фотографии застройки берега Иркутского водохранилища.
Общественница не первый год обращает внимание правительства региона, прокуратуры области на жизнь элитных посёлков вдоль Ершовского водозабора. В 2014 году Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Иркутской области попыталось оспорить генеральный план Марковского городского поселения. Однако суд посчитал, что документ, которые приняла Дума Марковского муниципального образования, соответствует Градостроительному, Лесному и Земельному кодексам, а также федеральному закону о переводе земель из одной категории в другую.В Службе архитектуры Иркутской области Юлии Карельченко пояснили (копия письма имеется в распоряжении редакции): решение суда было обжаловано в кассационном порядке. Однако Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа решение оставил без изменения.
Как пояснила глава Марковского муниципального образования Галина Шумихина, генеральный план территории разрабатывался почти четыре года – с 2008 по 2012. За это время от 10 министерств области и министерства регионального развития было получено положительное заключение. Вопросы возникли только у Рослесхоза, но 4 апреля 2012 года состоялось согласительное совещание в министерстве регразвития, в итоге план был согласован. Уже в конце месяца состоялось решение Думы муниципального образования.
По сути, генплан разрешил активную застройку берега Иркутского водохранилища, признал законным выделение участков в защитной полосе. Массовое распределение их велось с 2007 года.
По словам помощника прокурора Западно-Байкальской природной прокуратуры Ольги Бутрик, при попытке поставить на кадастровый учёт земли лесного фонда в Ангарском и Иркутском лесничестве не удалось это сделать в отношении 30 тыс. га. В основном потому, что земельные участки уже стояли на кадастровом учёте, но с иным разрешённым использованием, в частности, для индивидуального или дачного жилищного строительства. При этом, когда они передавались в индивидуальное пользование, в договорах указывалось отсутствие на них насаждений. Поэтому покупатели, вырубая деревья, ни о какой компенсации не беспокоились, пояснила Ольга Бутрик. Любопытно, что выделение этих земель, по мнению ведомства, не было направлено в первую очередь на улучшение жилищных условий нуждающихся жителей муниципалитета. «Незначительное уменьшение (очереди на улучшение жилищных условий. – Авт.) было, но граждане самостоятельно приобретали жильё», – пояснила помощник прокурора.
«Прошу председателя Общественной палаты Иркутской области обратиться в генеральную прокуратуру, к председателю правительства РФ, главному государственному санитарному врачу о привлечении к ответственности федеральных органов власти за нарушение санитарных норм и правил, незаконную приватизацию земельных участков и строительство элитного жилья в зоне санитарной охраны безальтернативного федерального питьевого водоёма», – обратилась к участникам расширенного заседания Юлия Карельченко.
Такие кардинальные меры в Общественной палате пока отвергли, решив для начала создать рабочую группу по вопросу санитарного состояния Ершовского водозабора, направить обращение губернатору Сергею Левченко и в прокуратуру региона с просьбой принять меры, чтобы запретить застройку второго пояса зоны санитарной охраны. Тем временем наступает строительный сезон, и на берег вновь начнут завозить строительные материалы.