Битва за шлагбаум
Прокуратура Шелехова требует отменить право собственности на участки в ДНТ, которые по сути являются дорогой общего пользования
Деньги практически из воздуха приспособились добывать руководители ДНТ «Зелёное». Это чудное товарищество находится в посёлке Пионерск Шелеховского района. Чтобы попасть к себе домой, более чем сотне собственников участков нужно либо платить, либо прорываться с боем через шлагбаум. Хотя, когда люди покупали участки и строили дома, не было даже намёка на искусственные преграды. Люди подъезжали к своей земле по обычной дороге. Внезапно оказалось, что это вовсе не дорога, по которой можно передвигаться беспрепятственно, а частная территория. Владелец сам устанавливает правила игры: хочет – ставит шлагбаум, хочет – бетонный забор.
«Мы купили участок в 2011 году. В 2012 начали строить дом. Никакого подвоха в это время мы не видели. Естественно, прежде чем купить землю, я проверил кадастровую карту, навёл справки. Был нормальный подъезд к моему участку, была дорога. В частную собственность землю под дорогой оформили только тогда, когда люди купили участки, построили дома. Если бы раньше мы увидели, что на месте дороги находятся частные земли, кто бы покупал у них эти участки? Здесь всё спланировано точно. Людям сначала дали обжиться, завести имущество, потом поставили шлагбаум», – возмущается один из собственников Юрий Игнатенко. Он категорически отказывается платить за право проехать. К слову, взнос хозяева ДНТ берут ощутимый – 700 рублей в месяц. По левую сторону от въезда находятся 83 участка и по правую – 43. Даже если учесть, что кто-то платить не соглашается, навар получается неплохой.
Не хочешь платить – ходи пешком. К слову, собственниками участков под дорогой являются учредители ДНТ «Зелёное» Ольга Варкулевич и Владимир Тищенко: полоска Варкулевич лежит сразу за шлагбаумом, кусочек Тищенко продолжает «золотую дорожку».
Конфликты начались сразу, как только появился шлагбаум. «В апреле 2014 года, как только подсохло, и поставили этот шлагбаум, – поясняет староста Пионерска Леонид Рютин. – Сначала они особо не зверствовали. Приучали людей постепенно. Днём открывали, на ночь закрывали. Жители неплохо относились к шлагбауму – видели, что его поставили для порядка. Чтобы ночью лишние машины не ездили. Потом стали и днём закрывать, перестали пропускать всех, кроме собственников участков. Затем вообще закрыли проезд и заставили платить всех, кто хочет ездить по этой дороге.
Официальных бумаг о том, что они требуют деньги с жителей Пионерска, не владельцев участков, у нас, конечно, нет. Но и проезжать сторож не разрешает, предлагает заключить соглашение, получить пропуск. Хотя у нескольких селян за ДНТ, в пади Кожемякиной, находятся сенокосы. Я знаю, что из трёх человек два бросили сенокосы, потому что другой дороги к угодьям нет. Кроме того, по этой дороге люди вывозили дрова, которые выписывают деревенским в лесхозе».
Сельский староста передал в редакцию десятки документов: жалоб жителей в федеральные, областные и муниципальные органы власти. Ответы не отличаются разнообразием: упомянутые участки – частная территория, собственник волен распоряжаться ею по своему усмотрению, такова главная мысль ответных посланий.
Собственники, которые не могли подъехать к своим участкам, дважды попытались оспорить законность возводимых преград. Второго сентября 2015 года судья Васильева при рассмотрении иска Надежды Берёзовой в Шелеховском городском суде отказала в удовлетворении требований собственницы. Та в 2012 году приобрела землю у Ольги Варкулевич. Через год построила дом и оформила его в собственность. В суд Надежда Берёзова предъявила доказательство – акт об оплате проезда. Чтобы подъехать к собственному дому, в 2015 году она вынуждена была заплатить 500 рублей (в нынешнем году, видимо, плата повысилась).
В качестве обоснования отказа судья заявляет: «…судом на месте установлено, что для проезда истцу к своему земельному участку имеются иные проезды, помимо проезда через шлагбаум, установленным ДТН «Зелёный» (орфография оригинала сохранена. – Ред.) Жаль, судья не указывает, какие именно проезды были установлены на месте. Иначе люди бы и не мучились, не страдали, а ездили бы по альтернативным дорогам.
Для судьи Балакиревой того же Шелеховского суда наличие проездов к участкам собственников не было столь очевидным. Заявление подал Михаил Родко. В 2012 году он купил участок, в мае 2015 закончил строить дом. В октябре 2015 сторож перестал пропускать его к участку. Платить за проезд Родко отказывался, и по этому поводу дважды были составлены акты. Через суд собственник потребовал, чтобы товарищество обеспечило доступ к его территории. На этот раз суд согласился с доводами истца. Решение от 14 декабря 2015 года не вступило в законную силу, поскольку ответчик сначала не явился в суд и было принято заочное решение. После этого представитель ДНТ смог легко оспорить вердикт суда. Рассмотрение этого дела продолжается.
В апреле нынешнего года иск в городской суд подала прокуратура Шелехова. Надзорное ведомство по-иному, чем собственники участков, сформулировало исковые требования. Прокурор просит отменить право собственности на спорные земельные участки и внести в государственный кадастр недвижимости сведения о прекращении существования наделов. Представитель истца заместитель прокурора Шелехова Эльвира Трофимова на суде заявила, что изначально по этим участкам проходила дорога общего пользования. Она значима не только для жителей Пионерска, но и для сотрудников лесничества. Дорога служит единственным проездом, по которому можно добраться до лесов Министерства обороны. Она нужна для патрулирования лесных насаждений и тушения пожаров.
Кроме того, дорога обозначена в генеральном плане муниципального образования. По документу, в перспективе эта дорога должна связывать посёлок и водокачку – объект стратегического значения. На первом заседании 18 апреля стороны представили свою позицию. Основные доказательства будут обнародованы на следующем заседании, которое состоится в начале мая.
Чем бы ни закончился этот процесс, по крайней мере, один положительный результат жители Пионерска уже ощутили. Пока идёт активная фаза рассмотрения – приезжают эксперты, проходят государственные проверки, – шлагбаум стоит открытым.