Лингвистическое пике
Ситуация вокруг бывшего иняза продолжает оставаться напряжённой
Конфликтный потенциал в истории с Евразийским лингвистическим институтом МГЛУ, судя по всему, далеко не исчерпан. По какому сценарию будет развиваться эта история дальше, станет понятно буквально в ближайшее время. Во вторник, 19 апреля, состоится заседание совета ректоров, который постарается выработать некую консолидированную модель реформирования высшей школы региона. А в среду пройдёт встреча и.о. ректора МГЛУ Игоря Манохина с руководством и студентами иркутского филиала. Впрочем, вряд ли эти два события смогут поставить точку в конфликте.
«Выход из МГЛУ – единственный выход»?
В воскресенье на набережной у памятника Александру Третьему было многолюдно. Гуляющие горожане издалека замечали собравшихся здесь студентов и преподавателей бывшего ИГЛУ, собравшихся на пикет. Подходили, читали лозунги, сочувственно кивали головами: «Да, жалко вуз». « Выход из МГЛУ – единственный выход», «Хотим свет, не хотим МГЛУ», «Иняз хочет домой, в регион», «Дирекцию – долой», «Иняз нужен Иркутску» – сообщали, требовали, убеждали плакаты в руках у студентов.
О мероприятии было известно заранее. Разрешение на его проведение было получено в мэрии Иркутска. Пришло более 300 человек – преподаватели, студенты, родители и трудноопределимая категория неравнодушных иркутян. Митингующие требовали вывести филиал из состава МГЛУ с последующим включением в состав ИГУ.
– Основной целью сегодняшнего пикета является просто привлечение внимания общественности, – говорит одна из участниц мероприятия, доцент кафедры иностранных языков Ксения Неволина. – Мы хотим, чтобы нас прежде всего услышал министр образования господин Ливанов. Именно он может изменить ситуацию, снять напряжение, накопившееся в коллективе.
Волнения в вузе начались после того, как 13 из 20 направлений подготовки не прошли аттестацию. Соответствующий приказ Рособрнадзора был опубликован ещё 26 февраля, однако до основных участников этой драмы информация дошла с большим опозданием, что сразу породило большое количество слухов и домыслов. В итоге 620 студентов Евразийского лингвистического института написали заявление о переводе в другие вузы.
И без того болезненная процедура перевода в другие вузы в данном случае и вовсе закончилась обращением в прокуратуру со стороны группы студентов. Ребята сочли, что их права во всей этой истории были нарушены, администрация вуза не только не стала соблюдать регламент, но и позволила себе отдельные нелицеприятные высказывания в адрес студентов. По мнению самих студентов, на них оказывали административное давление, заставляя переводиться в БГУ и препятствуя переходу в ИГУ. Масла в огонь добавил тот факт, что новый директор филиала Татьяна Музычук до прихода в ЕАЛИ работала в БГУ.
– Если бы все процедуры были проведены без нарушений, то, скорее всего, такого возмущения не было бы, – говорит доцент кафедры экономики, менеджмента и туризма Евгения Унжакова. – Недовольство стало следствием излишнего давления на преподавателей и студентов со стороны нового директора, а также прямого лоббирования перевода студентов именно в БГУ. Думаю, это говорит о компетенции нынешнего управленческого аппарата.
Так или иначе, после того как студенты рассредоточились по другим вузам, в опустевшем инязе под угрозой сокращения оказались 140 преподавателей, а это более половины всего педагогического состава. По истечении трудового контракта с ними, скорее всего, не будут заключены новые договоры. Недавно появившийся на сайте ЕАЛИ МГЛУ пресс-релиз сообщает, что всем педагогам будет предложено трудоустройство внутри филиала или в других вузах.
Ксения Неволина тоже оказалась в числе сотрудников, попавших под сокращение. «Студенты, которых мы обучали, по большей части переведены в другие вузы, – говорит педагог. – Учить некого, поэтому перспективы у нас пока неясные. Я преподаю немецкий язык, а с ним всё намного сложнее, он не так востребован в школах и вузах».
Требование о выходе из состава МГЛУ и присоединении к ИГУ высказываются и студентами, и преподавателями уже не в первый раз. Это настойчивое желание было высказано в открытых письмах студентов и педагогов, которые были направлены в адрес Министерства образования, президента и председателя правительства. Обращение подписали около 170 преподавателей.
– С одной стороны, отмотать назад события очень трудно, с другой стороны – это возможно, – уверена Анжела Казанцева, доцент кафедры педагогики и лингводидактики. – Для этого должна быть создана межведомственная комиссия, в которую входили бы представители власти, студенческого совета, родительского корпуса, совета ректоров. Параллельно запускаются два процесса: выход из состава МГЛУ и одновременно процесс создания института на базе ИГУ. Параллельно должен выйти приказ о передаче имущественного комплекса Госуниверситету. Подобные прецеденты уже происходили с отраслевыми вузами, и они осуществлялись по схожей схеме. Потенциал развития лингвистического образования огромный. Но мы видим себя именно частью региональной высшей школы. Будучи филиалом московского вуза в течение двух лет, мы поняли, что лишились многих наработок. Дистанционное руководство оказалось неэффективным. Чтобы окончательно не потерять то, что наработано десятилетиями, нужно этот процесс остановить.
«Важно суметь объединиться»
Во время послания к Законодательному Собранию губернатор Иркутской области выразил озабоченность тем, что происходит с высшей школой региона. «Несмотря на то что регион не обладает полномочиями в сфере высшего образования и науки, мы не собираемся быть сторонними наблюдателями», – заявил Сергей Левченко.
Председатель совета ректоров, ректор ИрГУПС Андрей Хоменко отметил, что в вузовском сообществе идёт активное обсуждение проблемы реформирования высшей школы региона. Во вторник, 19 апреля, состоится очередное заседание совета ректоров, в котором примет участие первый заместитель губернатора Иркутской области Виктор Игнатенко, представители депутатского корпуса, правительства. По словам Андрея Хоменко, заинтересованные стороны попробуют выработать консолидированную позицию относительно судьбы бывшего ИГЛУ и реформирования высшей школы в целом. Возможно, уже в конце этой недели позиция региона будет направлена в Министерство образования.
– Одним из условий создания опорного университета Министерство образования называет наличие поддержки со стороны руководства региона, наличие консолидированной позиции территории, поэтому нам очень важно суметь объединиться в ответственный момент, – говорит Андрей Хоменко. – Прежде всего мы должны высказать свою консолидированную позицию федеральному Министерству образования. Тогда и оно поймёт, что мы действуем в интересах региона, а не пытаемся перетянуть одеяло на себя. Один ректор не может самостоятельно отстаивать свои позиции, поскольку в его действиях априори может быть усмотрена некая личная заинтересованность. Консолидация всех ресурсов даст положительный эффект.
Виктор Игнатенко уже говорил о том, что региональная власть рассматривает вариант вывода ЕАЛИ из состава МГЛУ и присоединения его к ИГУ. Однако Андрей Хоменко считает, что можно рассмотреть и другие модели реформирования.
– Возможны самые неожиданные варианты, – говорит председатель совета ректоров. – Может быть, мы слишком быстро слили педагогический и классический университеты? Почему бы не рассмотреть возможность объединения педагогического и лингвистического университета с тем, чтобы получить мощный, самостоятельный педагогический лингвистический вуз. Всё-таки перед классическими и педагогическими университетами стоят разные задачи. Надеюсь, мы выработаем правильное, лишённое субъективизма решение. В течение ближайшей недели наша консолидированная позиция будет направлена в Министерство образования, которое примет окончательное решение.
«Инсинуации считаем неконструктивными»
На этой позитивной ноте, в общем, и хотелось бы закончить разговор о судьбе Евразийского лингвистического института. Но сделать это не получится. В воскресенье на официальном сайте ЕАЛИ МГЛУ появился пресс-релиз, который однозначно доносит до всех желающих позицию и.о. ректора головного вуза Игоря Манохина и его администрации.
«Любые инсинуации со стороны некоторых депутатов Государственной Думы, государственных служащих и других активистов, пытающихся организовать пикет и иные акции, раздуть беспочвенный информационный скандал, считаем неконструктивными», – сообщает официальный портал учебного заведения. Переводя это послание с дипломатического языка, можно сказать, что руководство вуза намерено отстаивать свою собственную независимую позицию и не согласовывать её с правительством региона.
Перед этим пресс-служба ЕАЛИ МГЛУ сообщала, что Министерство образования и науки России приняло решение о дальнейшем самостоятельном развитии филиала МГЛУ в Иркутске по профильным направлениям в составе головного университета. На следующий учебный год университет увеличил контрольные цифры приёма в ЕАЛИ на 150 человек за счёт ресурсов головного вуза.
Как показали дальнейшие события, избежать раскола в коллективе это сообщение не помогло. Между тем параллельно с пикетами в поддержку отделения филиала от головного вуза в институте идёт санкционированный администрацией сбор подписей за сохранение бывшего ИГЛУ в составе Московского государственного лингвистического университета.
В среду, 20 апреля, в Иркутск прилетает и.о. ректора МГЛУ Игорь Манохин. Напомним, что правительство Иркутской области было вынуждено отправить Манохину телеграмму за подписью первого зам-
губернатора Иркутской области Виктора Игнатенко. Лишь после этого руководитель вуза назначил визит в Иркутский филиал. На сайте ЕАЛИ уже размещено сообщение о приёме вопросов в письменном виде. Игорь Манохин проведёт несколько встреч с администрацией и преподавателями вуза.
Кроме того, «по согласованию с Министерством образования и науки Российской Федерации состоится встреча ректоров МГЛУ, ИГУ и БГУ с преподавателями МГЛУ ЕАЛИ. В ходе данного мероприятия преподавателям, осуществлявшим работу на неаккредитованных направлениях МГЛУ ЕАЛИ, будут предложены варианты трудоустройства», – сообщает пресс-релиз. Очень скоро нам станет известно, какие именно варианты будут предложены сотрудникам и студентам лингвистического института.