Самуил на Земле обетованной
Есть ветеран в Израиле. 95 ему. Советский ветеран. Самуил Шепселевич Флейдервиш. Фамилия для русского уха натянутая, отчество заковыристое, зато имя настоящее, вызывающе правильное. Это вам не Мойша из анекдотов, не Швондер. Так и видится подтянутый фронтовой военфельдшер Самуил среди Ивановых, Сидоровых, неприлично молодой, с узнаваемой интонацией, кучерявый, разумеется, и чересчур умный по принадлежности. На таких и ныне косятся чины (а ну как извернётся в ненужную сторону), а бойцы уважают, подтрунивают беззлобно. Не за койку ближе к окошку или за доброе слово: за отношение к делу, за место в шеренге любят. И сквозит в этом что-то славянское-снисходительное, национально-покровительственное: любить узбека за плов, грузина за тосты, чукчу за меткость, а еврея, коли без предрассудков, за смекалистость и волю к жизни. Одно из другого вытекает: и исторически, и библейски. Причём жизнь для еврея – понятие коллективное, а не личное.
Выписка из наградного листа:
«9 августа под бомбёжкой противника оказывал медпомощь тяжело раненным красноармейцам. 14 августа во время огневого налёта на командный пункт дивизиона тов. Флейдервиш, будучи тяжело ранен, оказывал медицинскую помощь раненым красноармейцам и командирам, и лишь только после этого сам начал оказывать себе медицинскую помощь». 43-й, суровый. Северо-западный фронт. Приказ
№ 0128 от 3 декабря по 166 стрелковой дивизии. Орден Красной Звезды, перебитая рука и осколок под сердцем. Это для затравки, для представления героя. Потом, в 45-м, орден Отечественной Войны второй степени. Похожая история: эвакуировал 250 раненых бойцов и офицеров, «не имея ни одного случая смертности на батальонном медпункте». Подчёркнуто особо. На подступах к Кёнигсбергу вытаскивал с поля боя товарищей, снова – тяжёлое ранение: осколок под глазом, нога в решето. До последнего не сдавался. Тоже отмечено… В итоге: два десятка медалей, ещё один орден Отечественной войны (первой степени), погоны фельдшера, старшего лейтенанта, капитана медицинской службы. Своя и чужая кровь. И боль.
Коротко, да? В официальных источниках нет места эмоциям, как в школьных ЕГЭ. И сам Самуил Шепселевич не расположен к военным хроникам. Доживает свой век в Израиле (век – в прямом смысле, дай-то Бог), и знаете, что больше всего беспокоит фронтовика? «Ведь всё это не зря, правда? Ведь я заслужил?» Задаётся вопросами бесконечно. И, честное слово, мурашки по коже от этих терзаний. Мало памяти, мало кровавой истории, мало приказов на сайте «Подвиг народа» – он впервые их увидел воочию, осколка под сердцем мало. Он хочет услышать от нас, непонятых им поколений. Даже не признание ценно, а то, что помним, знаем и обнимаем героя, давайте уж прямо, обиженного страной: властью, нацболами, историками, забулдыгой с соседней улицы, ритуальными плясками у монументов – без разницы. Мы все заставили усомниться, важно ли то, что он делал. Сам же Самуил просто констатирует:
– В 46-м служил во Ржеве. Хотел попасть в военно-медицинскую академию. Была комиссия, сдал экзамены, проверку. Всё сделали. Зачислили кандидатом для поступления, сказали, отправим документы в Ленинград. Ждите. Получаю отказ. А в 50-м году служил в Сызрани. Был уже капитаном. И мне начальник штаба, майор, говорит: «Поедешь в Кубинку? Получили разнарядку». Послушал. Поехал. Представился, заполнил анкету. Всё. Придёте завтра, мы вам ответ дадим. Пришёл на следующий день, и мне говорит начальник отдела кадров: «Вы сюда попасть не можете, ваши родители были в оккупации. А тут секретный аэродром…» Но тут дело не в этом. Дело в том, что я еврей. Значит, на Кубинку нельзя, а на Чукотке можно? Хотя там 32 километра до Аляски.
Пресловутая пятая графа, как понимаете. В результате три года отслужил на Чукотке, откуда уволился, «когда Хрущёв сократил армию».
– Настроение было учиться. Поехал в Житомир. Была зубоврачебная школа. А я капитаном получал 700 рублей. Деньги не нужны. Попросил, чтобы дали возможность быть вольным слушателем. Не требую ни стипендии, ничего. Только чтобы сидел и слушал. Может, кто-то заболеет, уволится. Мало ли.
Освободится место. Нет, нельзя. Ну, нельзя и нельзя. Поехал через Киев домой. Дай, думаю, зайду в ЦК партии. Думал, чего-то стою. С орденами, в погонах. Член партии. Думал, помогут. Но меня принял какой-то инструктор ЦК Украины. Я ему сказал: хочу быть слушателем, буду записывать, а там видно будет. Ни на что не претендую. Нет, нельзя. А почему? И он мне сказал прямо: «Нужны национальные кадры». Всё ясно сказал. Я еврей, не подхожу. Хотя был ранен, воевал за Советский Союз. До лампочки… Но, опять-таки, не остановился. На следующий год – мне было уже 34 – решил ехать в мединститут. Подготовился. Приехал в Кишинёв. В Винницу не поехал, и там – национальные кадры.
В общем, не стал Самуил Шепселевич дипломированным врачом. Не сгодилась военная квалификация для мирной жизни. Зато помотало после войны по-фронтовому. На Чукотке жили в палатках: «Товарищ вышел по нужде – замёрз», «Супруга-учительница (русского языка и литературы. – Прим. авт.) в школу на собачьих упряжках ездила», «Как-то перевозила зарплату, так всю дорогу тряслась, чтоб не ограбили, в тундре не бросили». Уже «на гражданке» – Украина, Могилёв-Подольский, откуда сам был родом: скорая помощь, городская больница – как придётся. Здесь и дети пошли. В 80-м переехали в Таллинн, где Самуил до очередных роковых работал в тубдиспансере. А потом началось. В 90-х сын настоял, увёз от греха подальше в Израиль, почувствовать разницу, что называется. Семидесятилетний фельдшер, вдовец к тому времени, никогда ни у кого ничего не просивший, испытал, мягко говоря, шок от внимания и понимания: очевидная социализация, почтение по заслугам, а не по приписке, вплоть до закреплённого соцработника, жильё, медицина. Флейдервиш, сам медик с огромным стажем, умеет оценить профессионализм.
– Ранило второй раз, перебило ногу. Лежу в предоперационной. А у нас ведущий хирург. Целый день поработал, закончил. Шёл и меня увидел. И говорит: «Что ты лежишь?» А я что? Ходить не могу. И он мне: «Ай-ай-ай. Ну, ладно. Я тебя посмотрю». Посмотрел глаз, в порядке. Осколочек. «А ногу сделаю». Дали наркоз. Сделал. Зашёл на следующий день. «Живой?» Я говорю – живой. «Но я тебе сделал тип-топ». Так и сказал. «Всю жизнь помнить будешь». И я помню всю жизнь. Никаких остеомиелитов. На руке вот три раза оперировали, а тут… Судьба. Это и есть Бог на белом свете.
Кстати, какое отношение Самуил Шепселевич имеет к Иркутску? А никакого. Хотя и был в наших краях проездом (как раз на Чукотку ехал). И Байкал видел и помнит. Просто позвонил Боря, его сын, сказал, что папа устал, что у него в марте юбилей, что хочет увидеть всех и, наконец, помереть спокойно. Бывает такое в 95. Наверное. Кажется, это нормально, родиться в 21-м, когда ещё и Советская власть не всюду установилась (в Кутаиси, например, аккурат 10 марта 1921-го), и почти за век устать от бурной жизни. Я не уточнял, хочет ли отец Бориса видеть только родственников или нас тоже – друзей сына (мы, к слову, не были с ним знакомы). «Сели и поехали», как у Кортнева. И не потому, что молодцы. Хотя и молодцы. И не потому, что Израиль – это море, Иерусалим и короткая весна в пустыне. За три дня не очистишься. А потому что – долг. Потому что память не избирательна в вопросах патриотизма, не виртуальна. Мы помним, как он помнит свой последний 171-й гвардейский. Девяностопятилетний Самуил, глядя на китель, то ли в шутку, то всерьёз заявляет: «Я и половины не вспомню, за что награждали. Там день прожить – подвиг». Хрестоматийно вроде. А чувство, будто совесть его поколения недоступна нынешним. И мысль колотится о виски: беречь не только ветеранов, беречь всех, кто выжил после сорок пятого – наших дедушек, бабушек, мам и пап. Мы все – дети бесконечной войны. А фронтовики знают реальную цену жизни. Что во времена Моисея, что в эпоху тотального терроризма.
– Сделали операцию, я лежу. Врач говорит (слушайте, это очень важно): «Я когда получу санитарную машину, отправлю». В санитарной – четыре человека, носилки. А в грузовую на солому нагружали сколько влезет. Ну, хорошо, спешить некуда. А утром немцы стали бомбить село. Медсанбат был за селом, в палатках в яблочном саду. А я получил ни много ни мало 14 ран. Вот в кисти осколок есть, под сердцем остался. Немцы бомбили. Заходит врач. «Ну как ты, живой?» Когда бомбили, я не мог встать. «Я-то живой, но, сдаётся мне, отправляй на грузовой». И я уехал. После в Москве встретил одного знакомого из нашей части, он рассказал, что в тот день немцы пошли в наступление, немецкая дивизия «Мёртвая голова». Всех расстреляли. Ждал бы санитарную машину, меня бы в живых уже не было. Выжил и от смерти бежал. Вот так.
Получается, это было сразу после первого ранения, после ратной «галочки», отмеченной «Красной звездой». Человек, вытащивший десятки бойцов из пекла, до последнего исполнявший долг ради жизней других, вдруг переживает о собственной судьбе. Вспоминает не поле боя, где последней могла стать любая пуля, а счастливое стечение обстоятельств. В этом ценность жизни для Самуила – в осознании себя перед смертью. Кажется, поэтому он не задумываясь спасал других. И дело не только в долге, и уж точно не в лозунгах. Он видел людей у черты и сам был у черты. Жертвенностью это называем только мы. А Самуила просто радует, что выжили многие, кого удалось спасти, и что выжил сам. И почему-то на Земле обетованной это становится притчей.
– А ещё тебе расскажу. После ранения попал в пехоту, военным фельдшером батальона. Ко мне пришёл друг Колька Коробков. Было уже в Восточной Пруссии. Пришёл в гости. А у меня был старшина, в Литве свинью зарезал. Нажарил сало с мясом с картошечкой, поставил прямо на сковородке. Всё кипит. Пол-литра спирта поставил. Мы были в особняке немецком, взяли бокалы хрустальные. Налили. А я говорю: «Колька, давай не будем пить». Ну, говорит, не будем, так не будем. Понимаешь? А то был не спирт! Антифриз. Немцы специально в бутылках оставляли. Многие травились, умирали, слепли. Рвота с кровью, понос с кровью. А мы не выпили. Это ж надо было? А такая закуска! Поели, да не выпили. Живы остались. А потом Колька попал к немцам в плен, а меня опять ранило. Судьба.
Вот и в этом веке обошла смерть Самуила. Угодил в больницу Бер-Шева аккурат накануне дня рождения: переволновался, забыл пить воду. Подлечили, но готовность уходить осталась… Сын, невестки, внуки, друзья и друзья друзей забирали его домой уже девяностопятилетним, попрощавшимся с миром. Хорошая больница, но слишком «советская» – отличные врачи и унылые палаты, пусть и напичканные оборудованием. Но всё же больница. И по-еврейски дотошная – распишитесь тут и тут, что ответственность за будущее ветерана (будущее!) теперь на вас. Понять можно: в Израиле будущее – не звук, а выстрел. Здесь есть возможности, но это – не райская земля для тех, кто ищет спокойной жизни. Мы видели, например, глаза Давида – сына друзей, вернувшегося со службы в спецназе, глаза, которые засасывали тишиной. И только через год они стали замечать звуки. Простите за отступление.
В общем, привезли деда в крошечную двухкомнатную квартирку (и двадцати квадратов не будет) – социальное жильё от государства, накрыли стол, налили, вручили знамя родного полка – точную копию на заказ, дары из Сибири – орехи, чай, сига, разумеется, выпили. И Самуил – глоток… Ожил! Ожил наш ветеран! Господи! (Или Яхве, или Элохим – всё истинно на святой земле). Как же удивительны глаза человека, только что решившего продолжать жить. И нет тут эпитетов. Сказать, что сверкают? Так они и от водки блестят. Что свет изнутри? А чем ещё светится старость? Самуил Шепселевич смотрел на портрет на стене, на Самуила в форме накануне войны, и возвращался к нам без осколков – молодым и полным решимости воевать до конца. До 100 минимум. Так и обещал: «До ста минимум…»
А мы обещали слать письма на передовую. От всех нас, дорогой Самуил Шепселевич, и в вашем лице – ко всем ветеранам Великой Отечественной, с поклоном и благодарностью за жизнь,