А в Байкальске снова газ
Глава Иркутской области заявил о возможности строительства в городе котельной на СПГ
Топливом для новой котельной в Байкальске, которая должна сменить действующую ТЭЦ БЦБК, может стать сжиженный природный газ. Такую вероятность не исключил губернатор Иркутской области Сергей Левченко во время рабочей встречи с президентом России. Предшественник Левченко от подобной идеи отказался. Себестоимость тепла, произведённого с использованием СПГ, слишком высока в силу высокой стоимости сырья, его транспортировки и сопутствующих расходов, говорили до недавнего времени в региональном правительстве. Тем не менее с точки зрения экологических ограничений наиболее предпочтительными видами топлива остаются электроэнергия и газ.
Работу системы теплоснабжения Байкальска, где в настоящее время проживает около 13 тысяч человек, обеспечивает «наследство» целлюлозно-бумажного комбината, остановившегося 13 сентября 2013 года. ТЭЦ предприятия, чья установленная тепловая мощность составляет 583 Гкал/ч, была рассчитана в первую очередь на технологические нужды, тогда как поставки населению являются для неё вторичной задачей. Между тем жители и предприятия города, как сказано в схеме теплоснабжения, потребляют лишь около 60 Гкал/ч. Для удовлетворения спроса с их стороны в настоящее время на станции работают три котла из девяти. Оборудование выработало парковый ресурс, к тому же работает на пониженных нагрузках, что приводит к перерасходу топлива: три года назад министерство жилищной политики, энергетики и транспорта приводило данные о том, что до остановки БЦБК в день уходило 243 тонны угля, а после неё потребность увеличилась до 680 тонн.
«Мы должны ремонтировать всю ТЭЦ, чтобы провести отопительные сезон без перебоев, – добавляет исполняющий обязанности заместителя главы Байкальского городского поселения по жилищно-коммунальному хозяйству Иван Гончаров. – Каждый год мы несём большие затраты на подготовку к зиме». Расходы составляют около 200 млн рублей. Кроме того, предприятие передало в распоряжение города только саму ТЭЦ, но не те объекты, которые обеспечивают её работу – водозабор, цех очистки и подготовки воды, золоотвал, – что несёт определённые риски.
«Все разумные варианты»
Эксперты отрасли пытались ответить на вопрос о том, как будет работать система теплоснабжения Байкальска после БЦБК минимум за полгода до того, как на предприятии была произведена последняя варка целлюлозы. В середине марта 2013 года состоялась конференция, на которой рассматривали различные варианты решения данной проблемы: достройка электрической котельной, новые теплоисточники на угле, установки на генераторном газе, солнечные коллекторы в сочетании с тепловыми насосами. В конце месяца эти предложения были представлены на заседании правительства Иркутской области. Их учли и в схеме теплоснабжения Байкальского городского поселения, которая была разработана под эгидой учёных из Иркутского национального исследовательского технического университета и утверждена после общественных слушаний в январе 2014 года.
«Мы рассматривали все разумные варианты, – рассказывает заместитель директора научно-образовательного инновационного центра «Энергоэффективность» ИРНИТУ Вениамин Хан. – Понятно, что с точки зрения экологических ограничений наиболее предпочтительными видами топлива являются электроэнергия и газ». В тот момент, когда разрабатывалась схема теплоснабжения, в центральной экологической зоне Байкальской природной территории действовал запрет на строительство зданий и сооружений топливно-энергетических предприятий. Но 2 марта 2015 года правительство РФ внесло изменения в перечень видов деятельности, запрещённых в центральной экологической зоны Байкальской природной территории (ЦЗ БПТ), уточнив, что это касается «работающих на угле котельных и тепловых электростанций» за исключением тех источников энергии, которые проходят капитальный ремонт, реконструкцию или модернизацию.
Как бы то ни было, завершение строительства электрической котельной, которое было начато в 2009 году, эксперты отбросили: после перехода на рыночные цены с 1 января 2011 года потенциальная себестоимость гигакалории существенно возросла и превысила 3000 рублей. Использование газа в нынешней ситуации выглядит малореалистичным по нескольким причинам. «Если рассматривать сырьё из Ангарска, то АНХК попросту не вырабатывает такое количество газа, которого было бы достаточно для теплоснабжения столь крупного населённого пункта, – отмечает Хан. – С точки зрения применения природного газа строительство трубопровода до Байкальска не предвидится в обозримом будущем. Хотя желательно было бы построить его если не до Байкальска, то как минимум до Саянска – это, на мой взгляд, достаточно очевидный вопрос, который много лет не решается».
Несмотря на всю привлекательность технологий возобновляемой энергетики, в силу их дороговизны и некоторых других причин разработчики схемы теплоснабжения Байкальска пришли к выводу о том, что наиболее оптимальным вариантом является строительство новой котельной, работающей на угле. Чтобы обойти действующий в ЦЭЗ БПТ запрет, для неё было решено использовать площадку существующей теплоэлектроцентрали Байкальского целлюлозно-бумажного комбината, фактически модернизировав её. Действующие агрегаты при этом планировали заменить на четыре водогрейных и два паровых котла суммарной мощностью 100,68 Гкал/ч, к которым позднее должны были присоединиться ещё три водогрейных котла (один в резерве) на 40 Гкал/ч. Предполагалось, что этот проект будет реализован в 2014–2016 годах, а затраты на то, чтобы воплотить его, составят 1,38 млрд рублей.
«Газпром» прорабатывает»
«Сжиженный природный газ на момент формирования схемы теплоснабжения просто не рассматривался, потому что возможность строительства завода по его производству в тот момент только обсуждалась, но никаких реальных проектов не было, – продолжает собеседник «Сибирского энергетика». – Этот вариант возник только через год-полтора после того, как схема была принята». Учитывалось не только отсутствие поставщика топлива, но и экономические соображения: в тот момент среднемировая стоимость сжиженного природного газа составляла 30 тыс. рублей за тонну, так что одна лишь топливная составляющая в себестоимости гигакалории, выработанной на котельной в Байкальске, составила бы 1500 рублей. Если добавить затраты на транспортировку по железной дороге и операционные затраты, цена тепла возросла бы минимум до 3000 рублей за Гкал. «Возникает вопрос: либо горожане будут платить по такому тарифу, либо область должна выделять дотации, чтобы удержать цену хотя бы в пределах средней по региону тысячи рублей с копейками, – отмечает Хан. – Во втором случае речь идёт о сумме 600–800 млн рублей». Для справки: действующая цена гигакалории для населения Байкальска составляет 1070,71 рубля, с 1 июля 2016 года она будет увеличена до 1113,54 рубля.
Несмотря на это, в августе 2014 года советник губернатора Иркутской области Евгений Селедцов сообщил, что в Байкальске планируют построить котельную на сжиженном природном газе. Поставщиком топлива для неё должен был стать завод СПГ в Усть-Куте, который ООО «Иркутская нефтяная компания» намерено запустить к четвёртому кварталу 2017 года. Ожидалось, что с ИНК будет заключён контракт на поставки газа по фиксированной цене. Однако от проекта отказались, о чём в январе 2015 года сообщил министр жилищной политики и энергетики региона Иван Носков. «Иркутская нефтяная компания гарантировала в 2016 году газ в Усть-Куте стоимостью 6,5 тысячи рублей за тонну, – пояснил он. – Цена разумная. Но возникает вопрос перевозки его в Байкальск: нужна спецтехника, если рассматривать вариант железнодорожной доставки, то спецвагоны. Когда всё подсчитали, вышло, что тонна газа нам будет стоить 19 тысяч. Соответственно, гигакалория обойдётся району в 3,5 тысячи рублей. Мы долго пытались снизить сумму, но даже с учётом использования новых технологий максимум удавалось сократить стоимость до 2,8 тысячи». В итоге областные власти сделали выбор в пользу электроугольной котельной с агрегатами мощностью 40 Гкал/ч и 80 Гкал/ч соответственно. С учётом реконструкции сетей затраты на неё оценили в 1,6 млрд рублей. Строительство должно было начаться в конце 2015 – начале 2016 годов, однако этого не произошло: привлечь необходимые средства из федерального бюджета не удалось.
Избранный в сентябре 2015 года губернатором Иркутской области Сергей Левченко вновь заявил о возможности использования СПГ в Байкальске. «У нас есть газ, во-первых, искусственный в Ангарске, – сообщил он президенту России Владимиру Путину во время рабочей встречи, которая состоялась 6 апреля. – Я сегодня встречался с [президентом, председателем правления ОАО «НК «Роснефть»] Игорем Ивановичем Сечиным, и мы этот вопрос подробно проговорили, они готовы взаимодействовать. Но у нас, я в прошлый раз вам докладывал, одно из крупнейших месторождений – Ковыктинское месторождение». По словам главы региона, сейчас ПАО «Газпром» прорабатывает вариант, чтобы в ближайшее время там начать [эксплуатировать] установку по сжижению газа, чья мощность в перспективе может составить 5 млн тонн в год.
В случае если проект будет реализован, транспортное плечо до Байкальска сократится почти в три раза по сравнению с дорогой от Усть-Кута. Вдобавок цены на сжиженный природный газ в мире в 2015 году снизились примерно в полтора раза от уровня 2013 года, но в России это падение нивелировала девальвация рубля. На этом фоне незначительное удешевление транспортировки не даст существенного снижения себестоимости гигакалории. К тому же помимо расходов непосредственно на строительство котельной и установку оборудования придётся понести затраты на создание инфраструктуры для приёма и хранения СПГ в городе. Появление газа в Байкальске может быть перспективным, если проект рассматривать в комплексе с планами правительства форсировать строительство газопровода от Ковыкты на юг Иркутской области. Этот вопрос также осуждался губернатором на встрече в Кремле. «Может быть, президент хлопнет по столу рукой и скажет, что нужен газ, – резюмирует Вениамин Хан. – Вероятность такого исхода, я думаю, достаточно высока».