Алгоритмы гражданина Гнездилова
Кирпичная многоэтажка на Поленова, 6, в Иркутске внешне ничем не примечательна – обычная новостройка без архитектурных изысков. Однако по документам с домом происходят чудеса: меняется площадь, количество этажей и квартир, а подвал превращается то в цоколь, то в первый цокольный этаж. В рассказе жительницы странного дома Натальи Ефимовой о ситуации, в которую попали собственники жилья на Поленова, 6, фигурируют подлог, фальсификация подписей, суды, полиция и прокуратура. «Иркутский репортёр» попытался в ней разобраться.
Всё разрешено
Наталья Ефимова не похожа на типичную пенсионерку: в свои «за семьдесят» она занимается спортом, у неё ясный взгляд и живой ум. В квартире – идеальная чистота и порядок. В Иркутск Наталья Алексеевна переехала несколько лет назад из Бодайбинского района, где всю жизнь проработала геодезистом.
– Вообще я со Ставрополья, приехала по направлению в 1960-х годах в геологическую партию, – рассказывает она. – Хотела сбежать. От гнуса нам выдавали рибудин, по сто миллилитров – только на лицо хватало. Одежда была такая, что оводы и комары прокусывали. Думала, заработаю денег на обратную дорогу и уеду. Но услышала, как немец, бывший военнопленный, за моей спиной сказал: «Эта пигалица-геологиня, косички-бантики, метр с шапкой, долго не выдержит, сбежит». А у меня в голове сразу: «Ах ты, проклятый немец, может, это ты убил моих двух дедов и папу, когда они защищали Родину под Сталинградом? Ты выдерживаешь, а я не выдержу?!» Вот так я и осталась.
В Иркутске Наталья Алексеевна шестой год – перебралась поближе к дочери. Но спокойно пожить в столице Приангарья у неё как-то не получается. В редакцию она обратилась вместе с соседом по дому, чтобы рассказать о странностях, которые происходят с многоэтажкой, где она живёт.
Дом на Поленова, 6, построило ООО «Реалком», учредителем и директором которого является некто Владимир Гнездилов. Он и будет главным действующим лицом этой истории. В 2012 году строительная компания получила разрешение на ввод дома в эксплуатацию. Вернее, два.
В распоряжении собственников квартир и в прокуратуре Куйбышевского района имеются копии двух разрешений на ввод дома с одинаковыми номерами, от одной даты – 17 февраля 2012 года, оба за подписью начальника отдела выдачи разрешительной документации инженерно-строительного управления комитета по градостроительной политике администрации города Ирины Худяковой. Отличие только в том, что в одном из них дом имеет девять надземных, один подземный этаж и 40 квартир, а по другому надземных этажей уже десять, а квартир – 47. Откуда же взялся десятый этаж?
Из пояснений заместителя прокурора Куйбышевского района Евгения Михайлова, Натальи Ефимовой и документов, которыми они оперируют, следует, что дополнительный этаж получился при реконструкции чердачного помещения. На момент ввода Служба государственного строительного надзора и администрация города проверяли соответствие здания проекту, и в нём было девять этажей. Когда стройнадзор совместно с прокуратурой позже проводили проверку, оказалось, что чердачные помещения называются теперь мансардой, где устроены семь квартир, которые не предусмотрены разрешением на строительство и проектной документацией. Таким образом, жильё на чердаке, не запланированное проектом, – это незаконная реконструкция, приходят к выводу специалисты.
Семь квартир на чердаке у застройщика, ООО «Реалком», выкупил его учредитель и руководитель Владимир Гнездилов, чтобы затем продать гражданам.
– Чтобы покупатели могли зарегистрировать право собственности, Гнездилов подал в управление Росреестра разрешение на ввод дома в эксплуатацию с иными, отличающимися от проекта, параметрами, – говорит Евгений Михайлов. – Причём в регистрационном деле на дом находится только копия разрешения, предположительно подложного. Без этого документа нельзя было оформить никакие права собственности на квартиры в мансарде. Стройнадзор и администрация города утверждают, что не выдавали разрешение на ввод 10 этажей. Сам Гнездилов от дачи показаний отказался, ссылаясь на 51 статью Конституции, дающую право не свидетельствовать против себя.
Оригинала разрешения в Росреестре нет. Материалы по факту использования подложного документа Гнездиловым прокуратура направила в отдел полиции № 2 – по месту предъявления документа в Свердловском районе. Полицейские в возбуждении уголовного дела отказали. Необходимо выяснить, угрожает ли надстройка жизни и здоровью жителей остальных девяти этажей. Законность отказа проверяет прокуратура Свердловского округа. Исполняющий обязанности прокурора Свердловского округа Юрий Доценко и его заместитель были недоступны для комментария.
У зампрокурора Куйбышевского района есть сомнения, что регистратор, который принимал у Гнездилова документы при оформлении права собственности, убедился в их подлинности. Это тоже предмет проверки ОП-2, говорит Михайлов. В отдел полиции подано новое заявление, и вердикт о безопасности или опасности десятого этажа должны вынести специалисты строительной отрасли из ИрНИТУ, которым была заказана экспертиза в рамках доследственной проверки.
Как бы то ни было, по незаконной реконструкции срок привлечения к административной ответственности уже истёк.
Как присвоить общедомовое имущество: алгоритм
С подвалом у дома на Поленова, 6, тоже всё непросто.
– Сначала мне никто не верил, соседи смеялись, – говорит Наталья Ефимова, раскладывая по столу документы. Выписка из техпаспорта дома из БТИ, разрешения на ввод, ответы на обращения из служб государственного строительного и жилищного надзора… Стопка бумаг получается внушительная. У зампрокурора Михайлова материалов по дому тоже хватает на несколько толстых папок. Поверить в это действительно трудно, но в разных бумагах, выданных серьёзными ведомствами, у дома не только разное количество этажей (то 10, считая подземный, то 11), но и подвальное помещение называется то цоколем, то цокольным этажом, то первым цокольным этажом. По мнению Натальи Ефимовой, это не случайно – запутаться в этих документах и обозначениях действительно несложно.
Если бы не суд, возможно, на разночтения никто бы и не обратил внимания. Началось всё с выбора управляющей компании.
– Однажды мне знакомая рассказала, как их управляющая компания обслуживала-обслуживала, а ресурсоснабжающим компаниям не платила. Я решила узнать, перечисляет ли наша УК деньги ресурсоснабжающим организациям, – рассказывает Наталья Ефимова. – Сначала нас обслуживала строительная компания «Реалком», а потом появились печати ООО «Ангарский парк». На вопрос, откуда взялось это ООО, бухгалтер мне что-то объясняла насчёт ареста счетов.
Учредителем и гендиректором «Ангарского парка» был уже знакомый Гнездилов. В мае 2014-го Ефимова предложила провести собрание собственников и выбрать другую управляющую компанию. Но Гнездилов оспорил его итоги. Подвела собственников, по словам Натальи Ефимовой, неопытность:
– Откуда мы знали, что всех надо было письменно уведомить? Мы за 10 дней, как положено, повесили объявление, провели собрание.
Кроме этого Наталья Ефимова обратилась в суд с иском к ООО «Ангарский парк», ООО «Алгоритм» и трём физическим лицам о признании протокола общего собрания собственников помещений, которое якобы тоже было проведено, недействительным: несколько человек, записанные в счётную комиссию, с удивлением увидели в протоколе свои подписи. На этот счёт Ефимова написала заявление в Следственный комитет, а ООО «Алгоритм» подало на неё в суд. Откуда появилось это общество с ограниченной ответственностью и какое отношение оно имеет к дому? Его учредитель и руководитель – всё тот же Владимир Гнездилов, а отношение – самое непосредственное. Оказалось, что ООО «Алгоритм» приналежат площади в цоколе дома.
– ООО «Реалком» продало Владимиру Гнездилову помещения в подземном этаже, а он, в свою очередь, продал их ООО «Алгоритм», а у него часть площадей купила Файрузя Салимгареева, – поясняет зампрокурора Михайлов. – Интересно, что от «Реалкома» Гнездилов получил помещение площадью 169 квадратных метров, а зарегистрировал право собственности уже на 334 «квадрата».
Как у него это получилось – неизвестно. Связаться с Владимиром Гнездиловым «Иркутскому репортёру» не удалось. По данному факту Наталья Ефимова обратилась в прокуратуру Свердловского округа, уточнил Михайлов.
Неудивительно, что законность такого маневра тоже вызывает сомнения. Регистрировали право собственности опять же в управлении Росреестра на Академической. Как специалист государственного органа мог не заметить такой разницы?
Жильцы дома считают весь подвал общедомовым имуществом, где находится технологическое оборудование. По закону такие помещения не могут оформляться в частную собственность. Однако Куйбышевский районный суд нашёл компромисс.
В интересах собственников квартир жилищный надзор подал иск к ООО «Алгоритм» и гражданке Салимгареевой об истребовании помещений из чужого незаконного владения. Однако получил отказ. Тогда жильцы Кириллов и Мартынова обратились в суд с самостоятельным иском. Ответчиками по нему выступали Гнездилов, ООО «Алгоритм», ООО «Реалком» и Салимгареева. 18 декабря прошлого года судья Бутина удовлетворила иск частично, изъяв из незаконной собственности те помещения, где находится общедомовое оборудование, а в остальной части отказала, посчитав, что проданное имущество не является общедомовым. Всё бы ничего, но, по словам Натальи Ефимовой, в той части, где находится частная собственность, проходят транзитные коммуникации, к которым у жильцов теперь нет свободного доступа.
В феврале этого года жители подали апелляционную жалобу в областной суд. Следующее заседание назначено на 21 апреля.