издательская группа
Восточно-Сибирская правда

RoyalWood в производственной блокаде

Жителей Большого Луга лишили средств к существованию

В посёлке Большой Луг Шелеховского района в результате остановки деревообрабатывающего завода RoyalWood без работы остались около 70 местных жителей. Вместе с ними постоянного заработка лишились ещё сотни подрядчиков предприятия. В их числе экспедиторы, заготовители, лесопильщики и другие жители сибирской глубинки, задействованные в процессе глубокой переработки древесины, вполне уникальном для региона, где лес предпочитают сбывать кругляком с помощью нелегальных схем. Причиной уничтожения завода, которое, впрочем, ещё можно предотвратить, стал неожиданный отказ фактического владельца предприятия – московского Промсвязьбанка – продавать предприятие инвестору. Судя по всему, столичные банкиры решили прибрать к рукам экспортно-ориентированное производство, но это вылилось только в его простой, угрозу утраты технологического оборудования, массовые невыплаты зарплат и срывы контрактов с зарубежными партнёрами и подрядчиками.

– 30 декабря прошлого года без каких-либо предупреждений на завод зашла группа лиц, которые представились сотрудниками компании «РентФормГрупп», являющейся собственником завода. Они представили документы о праве собственности и заявили, что расторгают договор аренды с нашим предприятием, – рассказал директор по производству ЗАО «Система» Дмитрий Мехряков. – С помощью охранного агентства они запретили ввоз сырья и вывоз готовой продукции. С тех пор работа предприятия встала, на территории до сих пор дежурят охранники.

Швейцарско-российское производство

Запуск завода по глубокой переработке древесины RoyalWood состоялся весной 2005 года. Предприятие выпускало сушёную строганую продукцию, которая используется в каркасном домостроении и производстве отделочных материалов. По данным Дмитрия Мехрякова, до 90% продукции завода до последнего времени уходило на экспорт в Японию, оставшаяся часть продавалась на внутреннем рынке.

– Когда начинается строительный сезон, жители постоянно к нам приезжают. Кто-то строит баню, кто-то – дом, кому-то нужны полы, кому-то – обшивка. У нас материалы всегда значительно дешевле, чем в Иркутске, – отметил технолог предприятия Алексей Фарафонов.

В конце 2006 года деревообрабатывающая компания дополнительно взяла у Промсвязьбанка кредит общим объёмом 1,2 млрд японских иен на развитие – предэкспортное финансирование поставок строганого материала из сухой древесины по контрактам с японскими корпорациями MarubeniBuildingMaterials и ITOCHU Corporation. Именно этот заём в свете последовавших за ним событий стал роковым для завода, вскоре едва его не погубив.

– В 2007 году в США случился ипотечный кризис, из-за чего встали рынки во всех странах, которые покупали продукцию RoyalWood, в том числе в Японии, – пояснил директор завода Андрей Благин. – Помимо этого произошёл скачок иены, в этой валюте был получен кредит от Промсвязьбанка, заём просто стал в два раза дороже. После этого началась корпоративная война, которая вроде бы закончилась. Но банк, пользуясь ситуацией, судя по всему, решил осуществить рейдерский захват акций компании. Всё это в совокупности привело к тому, что на предприятии была введена процедура банкротства.

Завод в аренде у коллектива

Процедура банкротства компании RoyalWood длилась с 2011 по 2015 год, когда юридическое лицо было ликвидировано. Но в ходе судебного процесса руководству завода удалось договориться с банкирами и спасти производство. Была основана компания ООО «РентФорм­Групп», которая на торгах приобрела всё имущество завода, взяв для этого кредит у Промсвязьбанка. Это имущество взяло в аренду ЗАО «Система», в которое был трудоустроен коллектив предприятия.

– Было достигнуто соглашение о том, что имущество передаётся в аренду ЗАО «Система» до того момента, когда будет найден инвестор на приобретение этого актива. Договор был заключён на срок до 2018 года, чтобы производство могло спокойно продолжаться до момента нахождения инвестора, которому нужно работающее предприятие, а не мёртвое разграбленное железо, – подчеркнул Андрей Благин. На поддержание деятельности предприятия банк выделил ЗАО «Система» кредит.

Однако этих денег было недостаточно для полноценной работы завода, предприятие терпело убытки. Банк проводил аудиторские проверки, которые подтверждали, что для того, чтобы вывести завод на проектную мощность, требуются гораздо более серьёзные вложения.

– Наконец, в октябре 2015 года был найден инвестор. С банком было подписано соглашение о продаже ООО «РентФормГрупп» и всех обязательств ЗАО «Система». В итоге собственником завода должна была стать группа компаний инвестора. Но в декабре банк нарушил это соглашение, – отметил директор предприятия.

Банкиры пошли в отказ

Вместо того, чтобы, как и планировалось изначально, продать завод инвестору, банкиры решили разорвать отношения с ЗАО «Система» и остановить производство. Причиной такого решения официально была названа неуплата предприятием арендной платы. Однако эта причина надуманна, поскольку ранее предприятию была согласована отсрочка выплаты аренды.

– Во время неоднократных бесед с коллективом представители собственника, явившиеся на завод, заявляли, что у них есть своя сырьевая база и налажен сбыт. Они обе­щали выплачивать зарплату в период кратковременного простоя, вызванного их действиями. Но время показывает, что уже практически три месяца завод стоит, люди сидят без денег, перспективы запуска предприятия отсутствуют, – констатировал Дмитрий Мехряков. – Судя по всему, они не смогли самостоятельно найти сырьё.

В итоге без работы оказались около 70 штатных работников завода, в основном проживающие в Большом Луге. Вся же цепочка подрядчиков, задействованных в производстве, насчитывает сотни человек. Другой работы для мужского населения в посёлке нет, поскольку никакие предприятия, кроме Восточно-Сибирской железной дороги и мелких торговых павильонов, свою деятельность там не осуществляют.

– В основном люди сидят без денег. Некоторым удалось найти какую-то работу, они ездят за 30 км в Иркутск и Шелехов, – отмечает Алексей Фарафонов. – Ещё немного, и уже невозможно будет собрать коллектив. Придётся заново обучать людей и долго восстанавливать производственный процесс.

Такая корова нужна самому

Причина столь странного и неожиданного поведения банка, приведшая к тяжёлому социальному положению в Большом Луге, возможно, кроется в том, что состав акционеров финансовой организации, с которой были достигнуты договорённости, недавно изменился. К основателям Промсвязьбанка присоединился бывший член Совета Федерации Виктор Пичугов.

После того как было подписано соглашение с банком о продаже активов инвестору, началось финансирование деятельности завода. Предприятие заработало, стало выходить на проектные объёмы. И новый акционер, видимо, решил, что такая «корова», при сегодняшнем курсе доллара, нужна ему самому, ведь это «золотое дно». Именно тогда и было принято решение наплевать и на предыдущие договорённости, и на людей.

Восстановить свои права ЗАО «Система» попыталось в Арбитражном суде Иркутской области, подав на «РентФормГрупп» иск о понуждении исполнения долго­срочного договора аренды. 10 февраля суд встал на сторону коллектива и в качестве обеспечительной меры запретил каким-либо образом ограничивать доступ работников на предприятие и их деятельность. В ответ собственник тут же обратился в Кировский районный суд Иркутска с иском о взыскании с Андрея Благина кредита, который выдавался ЗАО «Система» для финансирования текущей деятельности, с процентами. И, невзирая на решение арбитражного суда, судья фактически снова прекратил деятельность предприятия. В необъективности такого решения сомневаться не приходится, поскольку оно вошло в полное противоречие с более ранним постановлением арбитражного суда.

Работники завода уже неоднократно обращались в правоохранительные органы, от которых получили отказные материалы на том основании, что здесь имеет место спор хозяйствующих субъектов, разрешаемый в суде. Поэтому работники завода обратились с просьбой вмешаться в ситуацию к губернатору Иркутской области Сергею Левченко.

– Глава региона может помочь решить этот конфликт, поскольку от этой войны страдают сотни людей, которые остались без зарплаты. Губя сегодня технологичные производства, мы лишаем регион перспектив будущего развития. На мой взгляд, для властей региона это должно быть важно, – уверен директор завода.

Действительно, от этого конфликта никому нет никакой пользы. Пока в судах идут бесконечные разбирательства, в Большом Луге работники завода, среди которых опытные специалисты по глубокой переработке древесины, оказались на гране выживания, они перебиваются временными подработками и надеются лишь на то, что руководство образумится и им снова будет на что кормить свои семьи. Предприятие сорвало контракты с западными партнёрами, такими как Япония, попало под штрафные санкции и уничтожает создававшуюся годами репутацию надёжного поставщика. В настоящее время завод не приносит своим собственникам и людям, работающим на нём, ничего, кроме убытков, поскольку предприятие необходимо поддерживать в рабочем состоянии, для чего горстка оставшихся на нём работников топит котельную и оберегает территорию от разграбления. И жители Большого Луга не понимают, зачем собственники своими руками душат уникальное производство по глубокой переработке древесины.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры