Новая парковочная философия
В Иркутске изменился подход к организации парковочных мест в центре города. Администрация отказалась от введения платных парковок на Карла Маркса. На депутатских слушаниях чиновники предложили сделать упор на строительстве больших автомобильных паркингов с помощью частных инвесторов. Но депутаты поставили под сомнение идею о том, что бизнес заинтересуется проектами, окупаемость которых в среднем 9-10 лет.
Центральная часть Иркутска задыхается от обилия автомобилей. От брошенных на обочинах машин не спасают ни запрещающие знаки, ни работа эвакуаторов. Чиновники городской мэрии признают: исторически сложилось, что основные офисные, банковские и коммерческие здания находятся на правом берегу, этого одномоментно не исправить, поэтому необходимо создать условия для парковки автомобилей, которыми пользуются горожане, чтобы добираться до рабочих мест.
Согласно нормативам, утверждённым мэрией 21 марта, рядом с объектами административно-управленческого назначения на каждую тысячу квадратных метров должно быть предусмотрено от восьми (если здание в центральной части города) и 12 (если на периферии) машино-мест. Для офисных зданий 12–24 парковочных места соответственно. Самую большую парковку, по нормативам, должны иметь банки – 36–42 машино-места на тысячу квадратных метров площади здания.
Было проанализировано фактическое обеспечение парковочными местами центральной части города. Выяснилось, что в районе сквера имени Кирова из необходимых 2500 парковочных мест в наличии около половины – 1220 машино-мест. Самый большой дефицит у вузов (67% от общей недостачи): инязу не хватает 456 мест, госуниверситету –160, СГАУ – 124, биофаку – 51. До нормативных показателей 50 машино-мест не хватает гостинице «Ангара», административно-торговому комплексу «Меркурий-Делюкс» – 132. В районе Центрального рынка и соседних торговых комплексов дефицит составляет 553 машино-места (из необходимых 790 парковок фактически существует лишь 337).
Городская администрация уже разработала схему по строительству больших автомобильных паркингов. Например, рядом со зданием областного правительства планируется размещение подземной парковки на 400 машино-мест. Ещё одну большую подземную парковку на 300 мест планируется разместить на территории бывшей ТЭЦ-2, подведомственной ПАО «Иркутскэнерго» (здесь предполагается построить современный концертный зал), а в районе Глазковского моста на правом берегу – паркинг на 150 автомобилей. Подземно-наземный объект для размещения такого же количества машин возможно построить и на улице Ленина – между домами 14 и 14б.
«Ранее планировалось создание парковки вдоль улицы Чехова. Но администрацией города совместно с Союзом архитекторов был организован конкурс по разработке концепции развития Центрального рынка. Жюри поддержало предложение организации парковок между «Манежем» и ТК с функцией остановки общественного транспорта и между Центральным рынком и аптекой», – рассказал заместитель мэра – председатель комитета по градостроительной политике администрации Иван Готовский.
Строительство парковок – удовольствие дорогое, к тому же реализация проекта должна проходить в комплексе с другим – «Безопасный город». По словам заместителя мэра – председателя комитета экономики администрации города Руслана Кима, для реализации проекта на одном перекрёстке со строительством автомобильной парковки на 300–400 мест понадобится около 1,2 млрд рублей. Таких средств в бюджете города на эти цели нет, поэтому чиновники рассчитывают на частных инвесторов.
«Я с долей скептицизма отношусь к идее, что инвестор заинтересуется строительством платных парковок в центре Иркутска, – отметил депутат Алексей Савельев. – Я тут с калькулятором быстро попытался прикинуть: окупаемость такого проекта 5–7 лет, а чтобы получить рентабельность, понадобится 9-10 лет».
Ким, в свою очередь, заверил, что готов предоставить народным избранникам целый список желающих построить паркинги. Чиновник подчеркнул, что подход к организации парковок для автомобилей в городе пора менять.
– Раньше мы говорили, что, как только водитель оставляет машину на Карла Маркса, он должен заплатить за одно парковочное место. Теперь проекты, которые разрабатывал в том числе и ваш комитет, убраны? Вы их больше не рассматриваете? – уточнил депутат Сергей Юдин.
– Платных парковок на Карла Маркса не будет. Те люди, которые думали, что они могут не развивать общественный транспорт и «залепить» всю Карла Маркса платными парковками, к счастью, больше не работают в комитете, – ответил Ким.