Потянули за язык
Евразийский лингвистический институт лишился аккредитации 13 из 20 направлений подготовки. Однако до студентов бывшего иркутского иняза информация об этом дошла спустя лишь три недели после случившегося. В результате почти 760 обучающихся потенциально могут остаться без дипломов гособразца, а сам филиал эта ситуация делает нерентабельным. Единственным выходом сегодня является перевод студентов неаккредитованных направлений в другие вузы города. Но именно в этом пункте начали происходить странные вещи. Руководство филиала настойчиво пытается заставить студентов написать заявления о переводе в Байкальский государственный университет. Хотя по закону такие решения может принимать только Минобрнауки РФ. На ситуацию уже отреагировали ректоры ИГУ и БГУ. После того как студенты иняза заявили, что вокруг темы с переводом умышленно создаётся информационный вакуум, «Конкурент» решил разобраться в происходящем.
Это приказ
Всю прошлую неделю вокруг Евразийского лингвистического института (ЕЛИ), бывшего ИГЛУ, а ныне филиала Московского государственного лингвистического университета (МГЛУ), кипели страсти. Если восстановить хронологию событий, то картина получается следующая. Ещё 23 декабря 2015 года Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) опубликовала распоряжение о проведении государственной аккредитации МГЛУ, а также его филиала в Иркутске – Евразийского лингвистического института. Пройти аккредитация должна была с 11 по 15 января. 26 февраля на сайте Рособрнадзора появился приказ № 285 с результатами январской проверки. Из документа следовало, что МГЛУ прошёл аккредитацию по 31 укрупнённому направлению подготовки, а ЕЛИ – по семи направлениям. Напротив, отказано в аккредитации МГЛУ было по восьми направлениям подготовки, тогда как иркутский филиал вуза лишился аккредитации по 13 таким направлениям. Какие именно требования по аккредитации не выполнил филиал вуза, в документе не сказано. Хотя учебные планы головного вуза и его филиала сегодня идентичны, одни и те же направления подготовки в МГЛУ оказались аккредитованы, а в ЕЛИ – нет.
Почти следом за этим событием в иркутском филиале МГЛУ сменилось руководство. Как сообщили в пресс-службе института, назначенный директором филиала в июле 2014 года профессор Александр Каплуненко оставил эту должность по собственному желанию, но при этом остался преподавать в институте. Уже 27 февраля коллективу был представлен новый директор, им стала Татьяна Музычук, профессор Байкальского государственного университета, подпись которой с начала марта уже стояла на документах.
Между тем информация о том, что филиал МГЛУ лишился аккредитации по большому числу направлений подготовки, дошла до студентов только 17 марта. «Официально объявили об этом в пятницу, 18 марта, когда собрали всех студентов неаккредитованных специальностей», – рассказывает студентка последнего курса специальности «Реклама и связи с общественностью».
Сейчас на сайте Евразийского лингвистического института висит текст уведомления об отказе в государственной аккредитации и вовсе от 22 марта. В нём за подписью директора филиала Татьяны Музычук перечислены все 13 направлений подготовки, не прошедшие аккредитацию, а также указаны вузы, которые могут принять студентов неаккредитованных специальностей, – Иркутский государственный университет (ИГУ) и Байкальский государственный университет (БГУ). Кроме того, в документе акцентировано, что определиться с выбором вуза студенты последних курсов должны до 31 марта этого года, у остальных есть время до 21 мая.
Паника в информационном вакууме
Судя по эмоциональным отзывам студентов, всю прошлую неделю в стенах иняза была паника.
– Ситуация с каждым днём набирает обороты, слухи мешают адекватно оценивать происходящее, – рассказала студентка 4 курса специальности «Информационная безопасность» Виктория.
– Куда переводиться, по-прежнему не ясно, – продолжает вслед за ней другая студентка последнего курса иняза, Мария. – Я сама учусь на специальности, не прошедшей аккредитацию, и поначалу нам говорили, что выдадут дипломы головного вуза, так как у них наши специальности прошли аккредитацию. Но теперь и это не так.
В самой гуще событий оказался студент 4 курса Роман, обучающийся по направлению «Сервис и туризм», которое также не было аккредитовано. По его мнению, руководство ЕЛИ «умышленно создаёт информационный вакуум» вокруг темы с переводом в другой вуз.
«Наверное, с целью внести сумятицу и заставить студентов написать заявления о переводе в БГУ», – рассказал Роман в прошлую пятницу. С его слов, когда студенты заявили, что не хотят учиться в БГУ, никакой реакции со стороны руководства не последовало. «Тогда я проявил инициативу и позвонил проректору по учебной работе ИГУ и попросил его прокомментировать данную ситуацию. Я связался с ним по громкой связи и попросил его согласия на трансляцию разговора в аудиторию перед студентами», – рассказал он.
Воля учредителя
Что именно сказал студентам иняза исполняющий обязанности проректора по учебной работе ИГУ Алексей Вокин, к концу дня в пятницу можно было услышать на экстренно организованной по инициативе ректора ИГУ пресс-конференции. Как оказалось, в этот день в госуниверситете проходил плановый учёный совет, на котором рассматривались текущие вопросы. Но члены совета сочли нужным обсудить проблемы и бывшего ИГЛУ.
Открывая пресс-конференцию, ректор ИГУ Александр Аргучинцев сказал, что сложившаяся ситуация хоть и неприятная, но далеко не единственная в стране. «Идёт процесс реорганизации вузов и их филиалов, – подчеркнул ректор. – И все действия, которые должны выполнять вузы, чётко прописаны в соответствующем нормативном документе – это Приказ Минобрнауки РФ от 14 августа 2013 года № 957. В нём указаны порядок и условия перевода лиц, обучающихся по образовательным программам, столкнувшихся с такой ситуацией». Из слов ректора ИГУ следовало, что единственная организация, которая может осуществлять перевод студентов, – это учредитель вуза, то есть Министерство образования и науки РФ.
– Ни вуз, ни заявление студента, ни намерения другого вуза не могут явиться снованием для перевода студентов, – подчеркнул Александр Аргучинцев. При этом, как следом пояснил начальник юридического управления ИГУ Анатолий Копылов, до сих пор никаких запросов из Минобрнауки к ним не поступало. Пока, по словам Алексея Вокина, в ИГУ пришло только официальное обращение от исполняющего обязанности ректора МГЛУ с просьбой принять около 300 студентов, обучающихся на неаккредитованных направлениях в иркутском филиале вуза. При этом, как говорят в филиале МГЛУ, реальное количество студентов, обучающихся на неаккредитованных специальностях, почти в два раза больше. По данным пресс-службы ЕЛИ, речь идёт о 535 студентах, которые обучаются на 13 направлениях подготовки. Представители иняза утверждают, что реальная цифра – около 760 студентов.
А вот ректор Байкальского госуниверситета профессор Александр Суходолов отреагировал на ситуацию вокруг ЕЛИ несколько иначе. В опубликованном на сайте вуза интервью ректора говорится, что БГУ готов принять студентов филиала МГЛУ «по мере получения письменных заявлений от студентов филиала об их переводе в Байкальский госуниверситет». Представители вузовской общественности назвали это заявление лукавством. И предложили дождаться решения учредителя.
«Вы – банкрот»
Даже если всех студентов удастся перевести в другие вузы, будущее самого иняза всё равно вызывает тревогу. По неофициальным заявлениям преподавателей ЕЛИ, отсутствие аккредитации по 13 из 20 направлений подготовки в текущих условиях лишает филиал вуза финансирования, что грозит сокращением значительной части преподавательского состава.
– Если останутся только эти направления подготовки, мы станем нерентабельны, – говорят представители вуза. – Мы лишаемся студентов, субсидирования, мы не сможем оплачивать коммунальные платежи. Наш ректор в Москве говорит: «Мне невыгодно вас содержать, вы – банкрот».
Единственным разумным выходом из ситуации может стать присоединение филиала к одному из иркутских вузов. Именно с таким предложением на прошлой неделе выступил первый заместитель губернатора региона Виктор Игнатенко, который предложил присоединить филиал МГЛУ к ИГУ. Но, по словам Александра Аргучинцева, на деле это очень сложный и длительный процесс. И ректор ИГУ ещё раз напомнил, что принимать какие-либо решения по этому вопросу может только Министерство образования и науки РФ.
– Я не знаю в стране прецедентов, когда филиал одного вуза присоединялся к другому вузу, – заметил Аргучинцев. – Сейчас больше отработана процедура присоединения одного вуза к другому.
Кроме того, он пояснил, что есть базовый вуз, который тоже должен принять решение по этому вопросу. «Без решения учредителя и базового вуза о присоединении филиала говорить о каких-то действиях здесь самонадеянно», – подчеркнул ректор ИГУ. И предложил сначала как можно более безболезненно провести перевод студентов.