Энерговоров берут на короткий поводок
Хищения электроэнергии в масштабах страны, как и всех отдельно взятых российских регионов, – явление масштабное и стихийное. А всё потому, что довольно долгое время оно было как практически безнаказанным, так и плохо доказуемым. Впрочем, в последние годы ситуация меняется: энергетики получили в своё распоряжение достаточно инструментов для того, чтобы эффективно выявлять, доказывать факты хищения электроэнергии, а заодно и преподносить жёсткие уроки нерадивым потребителям. Последние, кстати, всё чаще убеждаются на собственном опыте, что правовое и материальное наказание за хищения электроэнергии неминуемо.
ООО «Иркутская энергосбытовая компания» имеет богатый опыт выявления недобросовестных потребителей с последующим привлечением их к ответственности. С прошлого года этот опыт был успешно применён в совместной работе с региональными электросетевыми организациями, в частности с ОГУЭП «Облкоммунэнерго».
– На протяжении последних четырёх лет у нас с этой компанией постоянно возникали разногласия по объёму сформированных потерь электроэнергии. При этом ни мы, ни «Облкоммунэнерго» в одиночку не могли заниматься решением этого вопроса, – рассказывает заместитель главного инженера «Иркутскэнергосбыта» Иван Отморский. – Так, в прошлом году был подписан новый регламент взаимодействия между нашими компаниями, принято решение о проведении совместных рейдов для выявления случаев хищений электроэнергии. Только за последние пять месяцев 2015 года мы совместно сократили на 10% объём сформированных потерь по сравнению с предыдущими аналогичными периодами, а в декабре 2015 года потери были сокращены на 20% по отношению к декабрю 2014-го.
С августа по декабрь 2015 года совместные рейды специалистов «Иркутскэнергосбыта» и «Облкоммунэнерго» позволили выявить факты хищения более 20 млн кВт-ч электроэнергии. Для сравнения: цифра превышает всё энергопотребление Слюдянского района за месяц. Кстати, сам Слюдянский район, по словам специалистов «Иркутскэнергосбыта», находится в печальных лидерах среди районов, жители и организации которых воруют электроэнергию. В чёрном списке также Тулунский и Тайшетский районы, ряд северных территорий. Стоит добавить жителей многочисленных дачных посёлков и садоводческих кооперативов, которые едва ли не нормой считают бесплатное пользование электроэнергией.
По словам Ивана Отморского, процесс выявления недобросовестных потребителей отточен до мелочей. Ежемесячно составляются планы по территориям, разрабатываются маршруты, формируются совместные с «Облкоммунэнерго» бригады, которые начинают проверки в районах с наибольшими показателями сверхормативных потерь.
В первоочередном списке, к кому наведываются энергетики, – потребители, отключённые ранее за неплатежи по счетам за потреблённые энергоресурсы. Как правило, именно эти люди часто грешат незаконными подключениями. «Эти потребители регулярно контролируются. Если мы видим, что по факту человек продолжает пользоваться электроэнергией, но при этом долг не погасил, составляется акт хищения», – рассказывает Иван Отморский. Помимо недобросовестных потребителей, использующих новые и более изощрённые методы хищения, энергетики идут в ногу с техническим прогрессом и находят способы определения и пресечения хищений электроэнергии.
Стоит отметить, что всех, кто тем или иным способом решил обмануть поставщика электроэнергии, ждёт весьма ощутимая материальная расплата. А любителей различных технических приспособлений, с помощью которых они пытаются вывести из строя прибор учёта, может ждать счёт на 20–30 тыс. рублей.
«У нас наработана солидная работы с такими потребителями, в том числе и судебная. Так что отвертеться от уплаты выставленных счетов и штрафов у них не получается, – подчёркивает Иван Отморский. – Кроме того, в наших совместных рейдах принимают участие и сотрудники полиции, которые составляют протокол административного правонарушения. А это означает, что потребителю придётся заплатить ещё порядка 3,5–5 тысяч рублей сверху».
Конечно, такая работа по выявлению хищений кому-то приходится не по душе. В Иркутской энергосбытовой компании рассказывают, что проверяющих могут и не пустить в дом, могут спустить собаку или взять в руки ружьё. «С препятствиями мы сталкиваемся регулярно. Хотя это основной признак того, что человек что-то скрывает. Если потребитель честен перед нами, то реакция на проверяющих у него спокойная», – отмечают энергетики.
«Первые результаты совместной работы с «Облкоммунэнерго» позволили нам также сделать определённые выводы, чтобы повысить её эффективность. Ведь недобросовестные потребители раз от разу становятся умнее, применяют всё более изощрённые методы хищения электричества. Поэтому мы, в свою очередь, улучшаем материально-техническую базу, обмениваемся опытом со специалистами из других регионов, – рассказывает Иван Отморский. – Подобные рейды очень важны. Ведь наша работа направлена не только на то, чтобы снизить объём сформированных потерь электроэнергии. Всё это в конечном счёте будет влиять на более низкие темпы роста тарифов для потребителей».
Большое внимание уделяется и профилактической работе – как с муниципалитетами, так и с обычными жителями. Сотрудники ООО «Иркутская энергосбытовая компания» совместно с ОГУЭП «Облкоммунэнерго» регулярно разъясняют, что все жалобы на низкое напряжение в первую очередь свидетельствуют о том, что кто-то из соседей занимается воровством электроэнергии либо превышает разрешённую к использованию мощность.
«Быть бдительными необходимо ещё и потому, что действия по незаконному присоединению к электросети или перебор разрешённых объёмов электроэнергии может вызвать пожар, послужить угрозой здоровью и жизни, так как зачастую данные действия выполняются без соблюдения элементарных мер по технике безопасности», – объясняют специалисты.
Работа по выявлению хищений электроэнергии будет продолжаться и дальше. «Недобросовестным потребителям необходимо понять: рано или поздно их обязательно обнаружат и накажут», – подчёркивают в «Иркутскэнергосбыте».