издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Интонация Николая Мясковского

Концерт для виолончели с оркестром выдающегося композитора прозвучал в Иркутске

  • Автор: Иван Колокольников

В Иркутской областной филармонии состоялся концерт, в первом отделении которого с Губернаторским симфоническим оркестром выступил один из лучших виолончелистов страны, лауреат ряда международных конкурсов Александр Рамм. Афиша концерта привлекла внимание меломанов отнюдь не только участием прославленного музыканта. Дело в том, что он должен был исполнить «Концерт для виолончели с оркестром» Николая Мясковского. 20 апреля – 135 лет со дня рождения Николая Яковлевича. К сожалению, музыка этого композитора, когда-то известная широкому кругу слушателей, сегодня звучит крайне редко.

Между тем творческое наследие Николая Мясковского огромно. Этот выдающийся отечественный композитор, ученик Николая Римского-Корсакова, Анатолия Лядова и Рейнгольда Глиэра, является создателем 27 симфоний, скрипичного и виолончельного концертов, поэмы-ноктюрна «Кремль ночью», поэмы-кантаты «Киров с нами», а также большого количества хоровых и камерных произведений, маршей и песен. Важно отметить и многолетнюю педагогическую деятельность Мясковского в стенах Московской консерватории, где у него учились такие маститые композиторы, как Арам Хачатурян, Дмитрий Кабалевский, Виссарион Шебалин, Николай Будашкин, Николай Пейко (кстати, 25 марта – 100 лет со дня его рождения), Вано Мурадели, Виктор Белый, небезызвестный песенник Борис Мокроусов и другие видные деятели музыкального искусства. Желающие подробнее ознакомиться с биографией Мясковского могут сделать это с помощью официального сайта композитора, созданного его поклонниками.

Примечательно то, что в прошлом произведения Николая Мясковского занимали видное место в репертуаре всех более или менее крупных симфонических коллективов страны. Часто исполнялись его сочинения и в Иркутске. В 1929 году в городе был сформирован симфонический оркестр, который в дебютном концерте исполнил 2-ю симфонию Мясковского. К сожалению, срок существования этого коллектива был недолгим. Но в скором времени Иркутск, наконец, обзавёлся постоянным симфоническим оркестром, существовавшим в 1930–1953 гг. при радиокомитете и игравшим огромную роль в музыкальной жизни Восточной Сибири. Как показывают архивные документы, среди советских авторов, сочинения которых игрались симфоническим оркестром Иркутского радиокомитета, наиболее часто исполняемыми композиторами были Николай Мясковский и Рейнгольд Глиэр. За время существования данного коллектива им были исполнены 8-я, 12-я, 

18-я, 21-я, 23-я и 27-я симфонии 

Мясковского.

Почему же творения композитора при их общепризнанной художественной ценности исполняются ныне очень редко?! Ответ на этот вопрос найти достаточно сложно. По мнению художественного руководителя Иркутской филармонии музыковеда Марины Токарской, прежде всего это связано с тем, что любители классики считают Мясковского чересчур современным для них автором, а для любителей авангарда его музыка в высшей степени традиционна. Можно предположить, что именно по этой причине и замечательные творения Рейнгольда Глиэра сегодня также исполняются незаслуженно редко. Вероятно, общество ещё недостаточно оценило этих выдающихся композиторов. Показательный эпизод привёл в одной из своих статей композитор и музыковед Дмитрий Горбатов. Он рассказал о том, как преподнёс своей младшей коллеге, оканчивавшей аспирантуру Московской консерватории, кассету, где был записан финал 17-й симфонии Мясковского. Девушка была потрясена услышанной музыкой, но никак не могла угадать имя автора. Когда же Горбатов раскрыл ей секрет, она попросту не могла поверить, что это написано Николаем Мясковским, которого аспирантка почему-то считала скучным и неинтересным автором. Таким образом, всё идёт от незнания. И если даже у выпускницы столичной консерватории было столь превратное понятие об этом композиторе, то стоит ли удивляться, что музыка замечательного автора практически не известна широким массам.

И вот сейчас иркутяне смогли услышать двухчастный виолончельный концерт Николая Мясковского, созданный им осенью военного 1944 года. Это произведение проникнуто размышлениями автора о сути и ценностях человеческой жизни. Считается, что виолончель здесь является символом человеческого голоса (с которым, прежде всего, отождествляется тема первой части концерта). Думаю, мало кого из присутствующих концерт Мясковского мог не затронуть. Прежде всего причина в поэтичности этого произведения. Кажется, в особенной мере эту характеристику можно отнести ко второй части концерта («Allegro vivace»).

Имя виолончелиста Александра Рамма, выступавшего с оркестром в качестве солиста, ценителям классической музыки хорошо известно. Он является лауреатом ряда престижных международных конкурсов, в том числе прошлогоднего конкурса имени Чайковского и престижного турнира виолончелистов «Paulo Cello Competition» (Финляндия, 2013 год). Сейчас музыкант совершил масштабную поездку по городам страны и, конечно же, не мог обойти стороной такой город, как Иркутск. На местную публику встреча с исполнителем подобного уровня произвела огромное впечатление. В антракте Лидия Пухнаревич, старейший музыковед Иркутска, не могла скрыть нахлынувших на неё эмоций: «Потрясающе! Рамм тонко передал романтизм произведения. Прекрасный звук, красивый, светлый тон. Исполнение было удивительно задушевным, следует отметить напевность звучания виолончели в руках молодого мастера. Всё это, безусловно, отличает Рамма от многих музыкантов, которых приходится слушать. И вообще хочется выразиться словами Юрия Темирканова – Рамм точно «поймал интонацию композитора».

Марина Токарская также говорит о выступлении виолончелиста с немалым воодушевлением: «Александр Рамм, ещё молодой человек, исполнял концерт с таким профессионализмом, продемонстрировал такой опыт, будто прожил три жизни. Мы все в восторге. И он смог раскрыть весь потенциал произведения Мясковского. Ко мне подходило немало строгих профессионалов, которые говорили, что Рамм по-настоящему открыл им этого композитора. Что касается дирижёра, то надо, в первую очередь, отметить его темперамент».

Выступление Александра Рамма произвело на иркутскую публику
неизгладимое впечатление

В качестве дирижёра с Губернаторским симфоническим оркестром Иркутской областной филармонии, руководимым Илмаром Лапиньшем, в концерте выступил заслуженный артист РФ Эхтибар Ахмедов из Новосибирска. Он является выпускником Бакинской консерватории, после её окончания стажировался у новосибирского дирижёра Арнольда Каца, имя которого сегодня носит знаменитый концертный зал города на Оби. И всё же иркутская публика, известная своей требовательностью, выжидающе (автор статьи ясно уловил реакцию зала) отреагировала на выход дирижёра, поскольку во вступительном слове было объявлено, что он длительное время работал в оперетте, а это совершенно иной жанр. Однако Ахмедов, по мнению всех присутствующих, среди которых было немало подлинных профессионалов, успешно показал себя и как симфонический дирижёр. Вот что отметила Лидия Пухнаревич: «При исполнении виолончельного концерта оркестр звучал хорошо. Видна большая работа, которую провёл с коллективом этот приезжий дирижёр. Зато 2-я симфония Рахманинова, прозвучавшая в следующем отделении концерта, уже была исполнена много бледнее. Для меня является эталоном слышанное когда-то в Москве исполнение этой симфонии, подготовленное французским дирижёром. Он её удивительно тонко прочувствовал. Если вернуться к концерту Мясковского, то его исполнение, конечно, очень важно, потому что такая музыка не может не произвести впечатление на публику».

Конечно же, приезд Эхтибара Ахмедова является значимым моментом в работе коллектива в данном сезоне. Если частая смена штатных дирижёров приносит в деятельность любого оркестра хаос и неопределённость, то периодические выступления с различными приезжими маэстро, безусловно, вносят в работу новые краски, расширяют творческий опыт оркестрантов.

Исполнение виолончельного концерта Николая Мясковского, конечно же, стало неординарным событием в музыкальной жизни Иркутска. Очень хочется верить, что в будущем областная филармония порадует слушателей программами, в которые будут включены другие сочинения композитора, а также других выдающихся отечественных авторов, чьи произведения звучат незаслуженно редко. Например, не раз упоминавшегося в данной публикации Рейнгольда Глиэра, тем более что он на протяжении долгих лет поддерживал тесные творческие связи с нашим городом. Творчество композиторов такого масштаба забвению не подлежит.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры