«Вылить стакан воды вовремя и в нужное место…»
Иркутская область готовится к лесопожарному сезону
Иркутская область пока не готова к началу лесопожарного сезона. Об этом было заявлено вчера на совместном заседании межведомственных комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению мер пожарной безопасности Сибирского и Дальневосточного федеральных округов. Губернатор Иркутской области Сергей Левченко пообещал, что объём средств, выделенных на тушение пожаров в 2016 году, сохранится на уровне прошлого года.
Открывая совместное заседание комиссий двух федеральных округов, которое проходило под руководством заместителя министра МЧС Александра Чуприяна, губернатор достаточно позитивно оценил прошлогодние результаты пожароопасного периода в регионе.
– Общее количество очагов и площади лесных пожаров в 2015 году в Иркутской области значительно сократились по сравнению с соответствующими показателями 2014 года, – заявил, в частности, Сергей Левченко. – Количество пожаров уменьшилось на 572 случая, общая площадь – на 377 тыс. га. Несмотря на всю сложность, ситуация находилась под контролем. Благодаря этому не было допущено переходов лесных пожаров на населённые пункты и объекты экономики.
Что касается пожароопасного периода нынешнего года, пока регион оказался к нему не готов. Об этом также было доложено на заседании межведомственной комиссии. Если раньше была категория «частично готовых» субъектов, то с этого года решено таких условных допусков не делать и добиваться стопроцентной готовности регионов к лесным пожарам. Так совпало, что в прошлом году худшие результаты по борьбе с огненной стихией были отмечены именно в таких «частично готовых» регионах, в число которых вошла и Иркутская область.
На сегодняшний день проверка межведомственной комиссии ещё идёт. Регион постарается завершить подготовку к началу пожароопасного сезона, который наступит буквально через пару недель.
– Мы постараемся сохранить выделение средств на пожаротушение на уровне прошлого года, – добавил Сергей Левченко. – Но у нас есть очень серьёзные вопросы по эффективности расходования этих денег. Сейчас принимаем меры, чтобы наши лесхозы имели возможность финансировать свои виды работ в первом полугодии этого года. Может быть, не стоит «размазывать» средства в течение всего года, в том числе после окончания пожароопасного периода. Мы добиваемся, чтобы концентрация сил и средств на первое полугодие была выше, чем в прошлом году. Это должно принести положительный эффект.
Начальник Сибирского регионального центра МЧС России, генерал-лейтенант внутренней службы Сергей Диденко подтвердил, что и в целом по СФО средств больше не стало. Поэтому упор придётся делать на эффективность расходования денег.
– Делаем упор на привлечение людей, которые добровольно смогут выполнять противопожарные мероприятия начиная с оповещения населения и заканчивая привлечением к тушению пожаров рядом с населёнными пунктами, – добавил генерал-лейтенант. – Я думаю, это позволит нам, как говорят пожарные, тушить пожар стаканом воды. Главное, вовремя вылить его в нужное место.
Сергей Диденко опроверг информацию о сокращении сил МЧС в Иркутской области, появившуюся в некоторых СМИ. Он отметил, что МЧС, наоборот, всячески усиливает боевые подразделения, в том числе за счёт сокращения управленческого аппарата и перевода освободившихся людей в боевые подразделения на должности спасателей и пожарных.
По словам губернатора Приангарья, вся основная работа по защите населённых пунктов была проведена до наступления холодов. Сейчас уточняется состав межведомственных мобильных групп, задействованных на территории во время пожарного сезона. В составе этих групп будут участвовать силы и средства лесопожарных формирований, подразделения различных видов пожарной охраны, предприятия, имеющие инженерную и водовозную технику.
Поставлена задача привлечения общественности региона, власти намерены широко использовать на местах институт старост, с помощью которых можно охватить отдалённые территории. «Только хорошо организованное межведомственное взаимодействие как на региональном, так и на муниципальном уровнях является инструментом минимизации рисков при ликвидации последствий в чрезвычайных ситуациях», – добавил Сергей Левченко.
Между тем итоги прошлого лета по всему Сибирскому федеральному округу выглядят весьма печально. Например, с начала пожароопасного периода на территории округа зарегистрировано более 6 583 очагов природных пожаров. Это меньше, чем в 2014 году, в 1,2 раза и находится на уровне средних пятилетних данных. Однако пожары «съели» так много лесных площадей, что можно идти на рекорд. Сожжено 2,3 млн га лесной площади, увеличение по сравнению с тем же 2014 годом составило 1,3 раза и выше средних пятилетних данных в 2 раза.
Особенно сложная обстановка была зарегистрирована на территории Забайкальского края, Иркутской области, в Республике Бурятия и Республике Тыва. В общей сложности именно здесь действовало около 71% всех лесных пожаров округа, здесь же находится 93% пройденной огнём площади. Около 23% от всех пожаров в округе превратились в крупные, и этот показатель в основном повлиял на то, что такую рекордно обширную площадь не удалось отвоевать у огня. Все они бушевали в вышеперечисленных регионах. Только в Забайкальском крае сгорело 807 тыс. га леса, в Республике Бурятия – 660 тыс. га, в Иркутской области – 283 тыс. га.
Оперативность тушения составила всего 39,6%, это на 10% ниже уровня средних пятилетних значений. Основной причиной возникновения пожаров в лесу по-прежнему остаётся население. По вине людей происходит 67,4% пожаров. Из-за гроз возникает только 18% очагов огня, из-за перехода огня с земель других категорий – 8%, палы сухой травы становятся причиной 5% пожаров в лесу.
Самые печальные последствия, конечно, зарегистрированы там, где лесные пожары перекинулись на населённые пункты. Такие случаи произошли в Республике Хакасия, в Красноярском и Забайкальском краях. При этом в Хакасии и Забайкальском крае пришлось объявлять чрезвычайные ситуации всероссийского масштаба. На территории этих субъектов пострадало 1437 частных жилых домов, в которых проживало более 5 тысяч человек. Огонь повредил 17 объектов социальной и 22 объекта инженерной инфраструктуры. Всего на территории СФО расположено 1047 населённых пунктов, 144 объекта экономики, 1015 социально-значимых объектов, находящихся в зоне риска из-за возможного перехода лесных пожаров на населённые пункты.
К административной ответственности в прошлом году привлечён 4321 человек за нарушение правил пожарной безопасности. В прошлом году наложено 4295 административных штрафов на общую сумму 58,5 миллионов рублей. К уголовной ответственности привлечено всего 18 человек, что очень мало.
– С 24 февраля и по настоящее время проводится оценка готовности субъектов округа к новому пожароопасному периоду, – заявил заместитель полномочного представителя президента РФ в СФО Андрей Филичев. – Срок завершения работы комиссии назначен на 26 марта.
Начальник департамента лесного хозяйства по СФО Александр Гура заявил, что с 2011 года значительно возросла горимость на территориях Западной и Восточной Сибири, Иркутской области, Республики Бурятия. Например, в Иркутской области сезон 2015 вообще не был закрыт из-за торфяных пожаров в Усольском районе, которые продолжали действовать и зимой 2016 года. Департаментом дважды проводились проверки принимаемых мер, которые были признаны не очень эффективными.
Между тем в Забайкальском крае пожароопасный период уже начался, там зарегистрировано 9 лесных и степных пожаров на площади 600 га. Пока они не представляют большой опасности, но насторожиться заставляют.
Продемонстрировать технику, слаженность действий различных сил, технические средства, эффективность их применения вчера постарались пожарные отряды во время командно-штабных учений органов управления области, муниципалитетов и федеральных сил, которые состоялись во второй половине дня в посёлке Оёк Иркутского района. Во время тренировки пожарные и их руководители отрабатывали взаимодействие и оперативность решений при угрозе перехода природного пожара на населённый пункт. В прошлом году на аналогичные учения в Иркутскую область прилетал лично министр природных ресурсов и экологии РФ Сергей Донской. К сожалению, особых результатов это не принесло.