издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Путешествие из Петербурга

Первое из четырёх новых рабочих колёс прибудет на Усть-Илимскую ГЭС до 1 апреля

Месяц в пути, более 5700 км автодорог, груз диаметром 5,5 м и массой 86 тонн. Так выглядят условия арифметической задачи по доставке на Усть-Илимскую ГЭС нового рабочего колеса – первого из четырёх, изготовленных для станции на Ленинградском металлическом заводе. Его смонтируют на десятом гидроагрегате, а в ближайшие два года модернизируют машины со станционными номерами 12, 4 и 2. В промышленную эксплуатацию первая по счёту турбина с новым рабочим колесом будет введена к 26 июня 2016 года.

Четыре года от идеи до воплощения. В 2012 году инвестиционный комитет ОАО «Иркутскэнерго» одобрил предложение работников Усть-Илимской ГЭС о замене рабочего колеса гидроагрегата № 12, сданного в эксплуатацию 38 лет назад. В семидесятые годы прошлого века на нём внедрили рацпредложение: изготовить одну из ключевых деталей не из нержавеющей стали, а из «чёрного» металла, покрытого тонким слоем нержавейки. Оборотной стороной экономии на материале стал повышенный кавитационный износ при снижении коэффициента полезного действия. Поэтому нет ничего удивительного в том, что идею установить более совершенное рабочее колесо одобрили. Но к тому моменту, как она доросла до полноценного проекта, концепция изменилась: было решено заменить оборудование на четырёх гидроагрегатах Усть-Илимской ГЭС – предварительные финансовые расчёты показали, что так можно добиться гораздо большего экономического результата. Так что в задании на разработку проектной и рабочей документации, изготовление и поставку нового оборудования, обнародованном в августе 2013 года, фигурировали машины станции под номерами 2, 4, 10 и 12. Для них нужно было изготовить рабочие колёса, обеспечивающие КПД турбин не менее 96,6% (при том, что у действующей техники он фактически составлял 91-92% при номинале 95%) и отличающиеся повышенной устойчивостью к кавитации. 31 октября 2013 года стало известно, что за это возьмётся Ленинградский металлический завод – конкурс, объявленный «Иркутскэнерго», выиграло ОАО «Силовые машины», в состав которого входит предприятие. 

Производство первого рабочего колеса для Усть-Илимской ГЭС на ЛМЗ завершили в феврале 2016 года. «Его изготовили за год, – рассказывается в видеоролике, опубликованном пресс-службой «Силовых машин». – Несколько месяцев заняли сборка деталей, сварка, зачистка и термообработка».  В начале этого месяца колесо отправили заказчику из Санкт-Петербурга. По условиям контракта, прибыть в Усть-Илимск оно должно до 1 апреля. Для этого крупногабаритный груз – диаметр, если учитывать упаковку, составляет 5,7 м, а масса достигает 86 тонн – провезут на автомобильном трале по дорогам общей протяжённостью более 5700 км. К слову, таким же образом доставили четыре из пяти рабочих колёс для Братской ГЭС, которые изготовила австрийская компания Voith Hydro: автотрал оказался дешевле самолёта. 

«Логистикой занимался завод-изготовитель, – рассказывает начальник производственно-технического отдела Усть-Илимской ГЭС Александр Смолькин. – Мы готовили площади для приёмки – в машинном зале нужно будет расположить два рабочих колеса». Первое – это старая деталь гидроагрегата № 10, проработавшая более 40 лет и подлежащая утилизации. Второе – новое рабочее колесо. Для их размещения есть две монтажные площадки, одна из которых не была предусмотрена в  первоначальном проекте станции. «Там есть временное перекрытие, которое нам пришлось усилить», – объясняет Смолькин. Сейчас на Усть-Илимской ГЭС всё готово к приёму нового рабочего колеса, а старое, к слову, извлекли из кратера гидроагрегата ещё в октябре 2015 года. 

Его заменят новым в ходе планового капитального ремонта машины. В промышленную эксплуатацию модернизированный гидроагрегат должны сдать к 26 июня. А пока завод приступает к изготовлению рабочего колеса ещё для одной турбины. По существующему графику его установят на двенадцатом агрегате в конце 2016 – начале 2017 года. Реконструкция последующих машин намечена на 2017-2018 годы. Новое оборудование, которое на них установят, должно проработать минимум 40 лет – такую гарантию дают на Ленинградском металлическом заводе. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры