издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Ставка на частников

Иркутское муниципальное «Спецавтохозяйство» может лишиться права транспортировки твёрдых коммунальных отходов

  • Автор: Елена ПОСТНОВА

Согласно новым требованиям, иркутское муниципальное предприятие (МУП) «Спецавтохозяйство» до 1 июля 2016 года должно оформить лицензию на транспортировку твёрдых коммунальных отходов (ТКО) к полигону по Александровскому тракту. В противном случае горожан ждёт резкое увеличение тарифа за вывоз ТКО, рассказали в мэрии Иркутска. В региональном управлении Росприроднадзора тревогу городских чиновников не разделяют: город не заметит потери крупнейшего игрока на коммунальном рынке.

Как пояснили в администрации Иркутска, муниципальное предприятие уже три месяца пытается оформить лицензию на транспортировку ТКО на полигон по Александровскому тракту. Этот полигон – собственность администрации Иркутска, но за его содержание по договору аренды отвечает МУП «Спецавтохозяйство». Препятствием к получению документа муниципальным предприятием стало отсутствие у полигона регистрации объекта недвижимости. 

«Как нам пояснили в Росприроднадзоре, он [полигон] должен быть зарегистрирован как объект недвижимости. Хотя в России нет практики такой регистрации полигонов», – пояснила исполняющая обязанности начальника управления администрации Иркутска Наталья Ступина. При этом полигон по Александровскому тракту числится в Государственном реестре объектов размещения отходов, уточнила она. 

Если МУП «Спецавтохозяйство» не получит до 1 июля лицензию, город получит так называемые «сверхлимиты» – платежи за размещение отходов возрастут в пятикратном размере. И платить разницу в цене в первую очередь будут сами горожане – повысится тариф для населения за кубометр бытовых отходов. «Поэтому мы заинтересованы в том, чтобы коллапса не произошло, объект  работал. Предпринимаем все меры для того, чтобы ускорить процесс  лицензирования», – подчеркнула Ступина. 

Пакет документов для получения лицензии «Спецавтохозяйством» был передан ещё в начале декабря прошлого года, отметили в мэрии. Но до настоящего времени вопрос не решён. По данным иркутской администрации, полигон по Александровскому тракту вполне сможет успешно функционировать до 2023 года. В запасе имеется большая территория, площадью 11 гектаров. 

«Конечно, уже требуется мусороперерабатывающий завод, но на фоне других полигонов объект по Александровскому тракту выглядит вполне неплохо. К тому же сегодня не удаётся выбрать просто новую площадку для завода. Потом предстоит сделать проект завода, пройти государственную экспертизу. Нужно работать слаженно – и городу, и области, чтобы не получилось: шаг вперёд, два шага назад. Поэтому нужно дать полигону возможность выработать свой ресурс», – добавила Ступина. 

В Управлении Росприроднадзора по Иркутской области тревогу иркутской мэрии не разделяют. В ведомстве пояснили, что на сегодняшний день «Спецавтохозяйство» имеет «объект размещения отходов – полигон, проектная документация на который прошла государственную экологическую экспертизу в 1999 году и вместимость которого (10 млн тонн) достаточна для захоронения отходов до конца 2018 года» и «лицензию на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I–IV классов опасности, которая действует до 1 января 2019 года».

К тому же если муниципальное предприятие уйдёт с рынка транспортирования ТКО, город не почувствует потери: в Иркутске достаточно альтернативных компаний-перевозчиков.

«Соответственно, до 2019 года у города не стоит проблема с местом захоронения коммунальных отходов, равно как и проблема с их транспортировкой, так как в настоящее время на территории Иркутска лицензию на транспортирование и сбор отходов (наличие которой обязательно с 1 июля 2016 года) имеют уже 17 предприятий и заявления на получение либо переоформление лицензий на данный вид деятельности продолжают поступать в управление», – пояснили в ведомстве.

Параллельно с этим на уровне региона решается ещё один вопрос – создание регионального оператора по обращению с отходами. Напомним,  согласно 404-ФЗ, за организацию сбора, транспортирования, утилизации и размещения отходов вместо муниципальных образований теперь отвечает субъект РФ. Именно региональное правительство обязано в сжатые сроки не только разработать и утвердить областные программы обращения с отходами, но и создать условия для работы региональных операторов. 

Требования к региональному оператору Минстрой уже определил, они довольно формальны. Компания должна иметь действующую лицензию на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и (или) размещению отходов I–IV классов опасности. В отношении неё не должна проводиться процедура ликвидации; деятельность участника конкурсного отбора не должна быть приостановлена  в порядке, установленном Кодексом об административных правонарушениях; у участника конкурсного отбора должна отсутствовать просроченная задолженность по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов за нарушение законодательства. Имеются требования и к руководству претендента на звание регионального оператора: непосредственно у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа и главного бухгалтера должна отсутствовать неснятая и непогашенная судимость за преступления в сфере экономики.

Никаких специальных условий по наличию спецтехники, опыта работы, современного оборудования для утилизации отходов Минстроем не предусмотрено. Надо отметить, что территорию для реализации полномочий регоператора определяют местные власти, так что в области может появиться несколько операторов мусора.

По закону региональным оператором не может стать муниципальное предприятие, так что шаткое положение «Спецавтохозяйства» не повлияет на создание регионального оператора ТКО в области. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры