издательская группа
Восточно-Сибирская правда

С обратной стороны музея

смогут побывать экскурсоводы-волонтёры

Лекции для будущих экскурсоводов в Иркутском художественном музее имени В.П. Сукачёва начались на прошлой неделе. Вместо планируемых 45 человек на курсы было записано более 120. Подать заявку на участие можно было с 11 февраля. Организаторы приняли 600 звонков от желающих стать участниками проекта. За неделю были набраны четыре группы. Слушатели – люди разных профессий, возрастов и увлечений. Правда, большинство из них представительницы прекрасного пола. На все группы волонтёров всего семь мужчин.

«Это работа, а не развлекаловка»

«Что получают слушатели?  Знакомство с музеем изнутри, знания от ведущих сотрудников Иркутского художественного музея – искусствоведов и историков, представление о методиках ведения экскурсии. Это возможность попробовать свои силы в профессии экскурсовода, принять участие в интересных мероприятиях. Студентам профильных направлений такая деятельность может быть зачтена в качестве практики. Ещё один бонус – карта музейного волонтёра для бесплатного посещения экспозиций в течение года, получение регулярной рассылки на электронную почту о предстоящих выставках и мероприятиях, приглашения на открытие новых выставок» – так на официальном сайте организаторы представили проект.

– Это нормальная практика для любого музея, который активно позиционирует себя. Многое мы прекрасно делаем своими силами, но при организации больших мероприятий, таких как «Ночь в музее», мы нуждаемся в помощи, – рассказала заместитель генерального директора Иркутского художественного музея им. В.П. Сукачёва Наталья Гончаренко, объясняя, почему руководство музея решило обратиться к волонтёрам. – Мы пытаемся найти её в лице добровольцев. Волонтёрство – это современный европейский тип работы. Мы посмотрели, как построена такая работа в Эрмитаже, в Третьяковской галерее, в европейских и американских музеях, сделали для себя выводы и адаптировали волонтёрскую программу под нашу иркутскую специфику. 

Помимо проведения экскурсий, у сотрудников музея много других забот, которые требуют постороннего участия. «Волонтёры могут встречать гостей, направлять потоки посетителей, – поясняет Наталья Гончаренко. – При организации мастер-классов для детей нам тоже нужна помощь. Мастер один, а детишек 20–30, каждому из них нужно всё объяснить и показать». В усадьбе Сукачёва находится парк, где требуется большая помощь по уходу за цветниками. Иногда нужно распространить афиши, рекламу, пригласительные билеты по учебным заведениям. «Это работа, а не развлекаловка, но быть внутри организационного процесса очень интересно», – говорит Гончаренко.

Волонтёры не прочь помогать музею в хозяйственных делах. Студент­ка 4 курса факультета филологии и журналистики ИГУ Анастасия Кондрашова не чувствует в себе ораторского дара: если вести экскурсии у неё не получится, будет помогать музею иначе, например, поливать цветы. «Я услышала о проекте от мамы. Она узнала об акции в социальных сетях и посоветовала мне записаться. Мама – ценитель искусства и с радостью пошла бы со мной на курсы, если бы не жила в другой стране – в Израиле, – рассказывает Настя. – Я располагаю свободным временем – почему бы не провести его с пользой? Научусь вести диалог об искусстве, наберусь опыта, смогу помогать людям. Очень интересно работать в таком месте, как Иркутский художественный музей, где хранятся картины, сопоставимые по ценности с выставленными в Третьяковской галерее и Русском музее».

На бескорыстных началах

Сотрудники разработали три модульных курса – отдельный для каждой постоянной экспозиции: русское, европейское, восточное 

изобразительное искусство от XV до XX века в главном здании музея; сибирская икона и сибирский портрет в галерее сибирского искусства, где к тому же выставляются работы со­временных иркутских художников; усадьба Сукачёва. Группы набрали моментально – в течение пяти рабочих дней. Наталья Гончаренко говорит, что, когда группы заполнились до предела, ей было больно отказывать желающим – звонки не переставали поступать. 

Пенсионерка Марина Нечай успела одной из первых записаться на курсы в главном здании. «Я всю жизнь мечтала служить в музее», – поделилась женщина. По профессии она библиограф. Когда Марина Викторовна работала в Белом доме, она  водила там экскурсии для гостей. В 2011 году Марина Нечай закончила специализированные курсы и стала подрабатывать гидом профессионально. «Вожу экскурсии по православным храмам, рассказываю о трёх мировых религиях, о декабристах, а также провожу обзорную экскурсию по городу, – говорит она. – Очень рада, что теперь по­явилась возможность попробовать свои силы в искусствоведении».

В итоге лекции в галерее сибирского искусства посещают 27 человек, в основной экспозиции – 34, в усадьбе Сукачёва – две группы по 35 и 40 слушателей. 

Участница проекта Ирина Буторина считает, что «волонтёрством, как правило, занимаются женщины, которые отошли от трудовой деятельности», и она одна из них. Планы у Ирины Валентиновны относительно проекта грандиозные – она хочет предложить свою идею использования добровольческой силы. «Я записалась на курс лекций в усадьбе Сукачёва. У педагогов просто не хватает времени, чтобы водить детей на экскурсии, у родителей не хватает денег. Я надеюсь, что с помощью волонтёров школьникам предложат проводить бесплатные занятия в усадьбе Сукачёва, – делится она своей идей. – Если волонтёры работают безвозмездно, то, возможно, детям хотя бы раз в неделю будут предложены бесплатные экскурсии. Я хотела бы рассказывать ребятам про школу для девочек, которую основала жена Владимира Платоновича Сукачёва».

В общей сложности курс для добровольцев займёт от 6 до 12 часов. В отделе сибирского искусства лекторы укладываются в 6 часов – три вечера по 2 часа. В усадьбе Сукачёва программа распределена на ­

4 двухчасовых занятия. В основном здании музея курс займёт 6 дней. Обучающиеся не сидят за столами, а ходят по залам музея вслед за преподавателями, останавливаясь у картин. 

Гульнара Строкань по первому образованию учитель географии, по второму – менеджер. Прежде с искусствоведческой литературой она знакомилась вскользь – читала только то, что было интересно. «Пять лет назад мой старший сын выиграл в газете детский конкурс на знание картин, находящихся в музее. Мы были приглашены сюда на бал. Теперь я прихожу  в музей как будущий экскурсовод и наслаждаюсь этой возможностью», – отметила Гульнара.

У всех, кто пройдёт обучение, будет время на самоподготовку, чтобы почитать рекомендованную литературу, походить по экспозициям. Участники получили временные пропуска, с помощью которых не нужно будет покупать билет. «Можно послушать, как музейный сотрудник ведёт экскурсию, или попробовать сделать это самостоятельно, проговорив текст экскурсии про себя или шёпотом. Затем комиссия из сотрудников музея будет экскурсии прослушивать – так пройдёт экзамен для волонтёров», – пояснила Гончаренко. По её словам, сотрудники музея поставили цель повторить подобные курсы в сентябре, если будут силы, время и возможность. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры