«Транснефть» займётся консервацией
НПС в Тулуне закроют из-за снижения подачи нефти на АНХК
ООО «Транснефть-Восток» (входит в структуру АК «Транснефть») выбрало подрядчика, который выполнит проект консервации нефтеперекачивающей станции «Тулун». В начале марта конкурсная комиссия рассмотрела заявки участников открытого конкурса и выбрала уфимское ООО ЭПЦ «Трубопроводсервис». НПС планируется законсервировать за ненадобностью – объём передачи нефти для переработки на АНХК («дочка» ОАО «НК «Роснефть») ниже проектной мощности завода, ранее объяснил пресс-секретарь «Транснефти».
В конкурсе на разработку проекта консервации НПС «Тулун» участвовали четыре претендента: Уфимский государственный нефтяной технический университет, ООО «Терра-Юг» (Краснодар), ООО ЭПЦ «Трубопроводсервис» (Уфа), ОАО «Институт «Нефтегазпроект» (Тюмень). Победителем стал ЭПЦ «Трубопроводсервис», снизивший стартовую стоимость услуги с 2,7 млн рублей до 2,14 млн рублей. Согласно конкурсной документации, проект консервации должен быть готов к октябрю. Заказчиком работ выступает ООО «Транснефть-Восток».
Собственно консервация НПС должна пройти до декабря 2016 года. Как ранее пояснял Агентству нефтяной информации советник президента «Транснефти» пресс-секретарь Игорь Демин, консервация станции намечена в связи с существующей избыточной мощностью на данном направлении. «Объём реальной подачи нефти на «Ангарский НХК» в настоящее время существенно меньше проектной мощности завода, из-за этого Тулунскую НПС решили законсервировать», – цитирует агентство представителя «Транснефти». По схемам развития отрасли до 2020 года эти мощности не будут востребованы, сообщил пресс-секретарь трубопроводной монополии агентству.
Объём переработки нефти на АНХК снижается последние два года. По итогам 2015 на мощности компании переработали 9,09 млн тонн нефти. Это самый низкий показатель за последние пять лет: в 2011 году компания переработала 9,81 млн тонн, в 2014-м – 9,97 млн тонн. Напомним, АНХК перерабатывает западносибирскую нефть, поставляемую по системе трубопроводов АК «Транснефть». Проектная мощность завода превышает 10 млн тонн нефти в год. По мнению ведущего аналитика компании «Алгоритм Топливный Интегратор» (биржевой брокер нефтепродуктов и природного газа) Виктора Костюкова, в нынешних обстоятельствах переработчики нефтяного сырья не гонятся за объёмами. «Лучше меньше, да глубже – вот лозунг дня, – отмечает эксперт. – «Глубже» означает произвести из тонны нефтяного сырья за счёт вторичных процессов (повысить глубину переработки) высокомаржинального бензина не 15%, а все 20, а то и 25%». В конце прошлого года «Роснефть» объявила о завершении очередного этапа модернизации на сибирских НПЗ (Ачинском в Красноярском крае и Ангарской НХК в Приангарье). С 18 декабря 2015 года АНХК полностью перешла на выпуск моторных топлив экологического стандарта «Евро-5».
Между тем добыча восточносибирской нефти, почти весь объём которой поставляется в трубопроводную систему «Восточная Сибирь – Тихий океан», в регионе за минувший год вновь выросла. Как сообщили «Конкуренту» в Центрсибнедрах, в прошлом году добыто 15,2 млн тонн нефти – на 2,3 млн тонн больше, чем годом раньше. Ничего экстраординарного за прошлый год в сфере добычи углеводородного сырья в Иркутской области не произошло, добыча увеличилась в плановом порядке, отмечают эксперты. Однако при нынешних ценах на нефть ожидать развития отрасли не следует, хорошо бы удержать текущие уровни добычи, добавляет Костюков.