издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Ревизия «недостроя»

Правительство предлагает пересмотреть программы строительства социальных объектов

Заседание правительства Иркутской области на минувшей неделе было непростым. Рассматривали несколько актуальных вопросов, в том числе состояние системы образования региона. Речь зашла о недостроенных соцобъектах, строительство которых теперь не обеспечено финансированием. Болезненная тема привела к спору председателя правительства Александра Битарова и мэра Черемхова Вадима Семёнова. Второй острой темой стали трудная зимовка рогатого поголовья Приангарья и подготовка к севу.

В Иркутской области в прошлом году начато строительство шести детских садов в Хомутово, Максимовщине, посёлке Берёзовом, Большом Луге, Нижнеудинске, Ангарске, сдать которые планировалось в 2016 году. Общий объём финансирования, необходимого на завершение работ и выкуп объектов, составляет более 634,4 млн рублей. Кроме того, в регионе начато строительство целого ряда объектов, которое теперь не обеспечено финансированием. «Обеспечить финансирование строительства в полном объёме в настоящее время не представляется возможным», – заявила министр образования региона Валентина Перегудова. 

Очевидно, система образования ещё не успела пересмотреть докризисные программы. Например, в октябре прошлого года правительством РФ утверждена программа по содействию созданию в субъектах новых мест в общеобразовательных организациях. За десять лет в школах страны предстоит ликвидировать вторую и третью смены, из старых школьных зданий перевести детей в новые. К 2021 году предполагается перевести в односменный режим начальную и среднюю школу, а на втором этапе, к 2025 году, перевести на односменный режим и старшую школу. Очевидно, что теперь выполнить эти планы вряд ли кто-то сможет. 

Хотя для Иркутской области этот проект очень важен, так как инфраструктура зданий не соответствует современным требованиям. 15 школьных зданий находятся в пред­аварийном состоянии, 305 зданий требуют капитального ремонта, 381 школа не имеет всех видов благо­устройства, сохраняются здания, спроектированные и построенные в середине прошлого века и даже существенно раньше. 

По статистике, с 1 сентября 2015 года в две смены ведут обучение 319 общеобразовательных организаций. Во вторую смену учится 21% детей от общего числа учеников. Две школы работают в три смены, в третью смену учится 115 детей. Только в четырёх муниципальных образованиях все школы работают в одну смену. До 2025 года численность учеников возрастёт более чем на 70 тысяч человек, на 54 тысячи в городских школах и на 15,8 тысячи в сельских. Во вторую и третью смены будет учиться уже гораздо больше детей. 

По расчётам прошлого года, системе образования необходимо построить 61 новое здание. 13 организаций располагается в приспособленных помещениях, 48 – в зданиях, где даже проведение капи­-тального ремонта признано нерентабельным. Часть зданий находится в ветхом состоянии с износом более 50% и не соответствует нормам. Пока в министерстве с уверенностью говорят о получении только одной федеральной субсидии на строительство новой школы в Иркутске. 

– В регионе уже запланировано введение 76 тысяч мест, в том числе 49,5 тысячи мест за счёт строительства новых школ, увеличения площадей путём ввода пристроев и после капитального ремонта, – сообщила Валентина Перегудова. – Ещё 26 тысяч мест планируется ввести за счёт более эффективного использования имеющихся помещений. Имеется в виду перепрофилирование кабинетов, лабораторий, рекреаций под новые классы.

Однако председатель правительства был настроен более прагматично и однозначно заявил, что регион не сможет за десять лет выполнить программу по переводу школы на односменный режим. 

– Какие ещё 49 тысяч мест мы введём в ближайшие десять лет? – задал Александр Битаров риторический вопрос. – Самих себя не нужно обманывать. Это же утопия, когда мы говорим, что за десять лет осуществим программу и все ученики у нас будут учиться в первую смену. Это нереально.

На самом деле за все прошедшие спокойные годы в школе так и не была решена кадровая проблема. За год общее количество учителей сократилось на 536 человек, растёт интенсивность труда. По-прежнему велика доля учителей пенсионного возраста, она составляет более 27%. Правда, количество молодых учителей, стаж работы которых не достиг пяти лет, тоже увеличилось и составляет целых 11%. «Растёт заработная плата, – отметила Валентина Перегудова. – Везде она достигла заданных показателей. В среднем по региону это 31,7 тысячи рублей». Однако, если брать нагрузку на одну ставку, она «потянет» не более чем на 15 тыс. рублей, а для молодых специалистов – ещё меньше.

На федеральном уровне не решена проблема с минимальным размером оплаты труда для учебно-вспомогательного персонала. Этот вопрос является одним из самых актуальных для школы, потому что провоцирует рост социального напряжения. Однако, когда уполномоченный по правам человека Валерий Лукин и депутат ЗС Ирина Синцова попытались раскрыть тему более подробно, Александр Битаров быстро пресёк дискуссию. 

– Вы отлично знаете состояние бюджета, – заметил Битаров. – Вопрос этот рассматривается антикризисной группой. Но я вам скажу, что в 2016 году мы однозначно его не решим. Хорошо, если найдём какие-то дополнительные доходы, и тогда, возможно в 2017 году, сможем что-то сделать. Я вам честно говорю об этом. 

Валерий Лукин поднял вопрос о строительстве школы в посёлке Нерха. Здание строится уже десяток лет, а в эксплуатацию до сих пор не введено. Школа – детский сад была вроде бы построена ещё несколько лет назад, но в эксплуатацию не введена из-за недоделок. 

– Объект был признан законченным строительством, – отметил зам­пред регионального правительства Руслан Болотов. – Потом произошёл ряд мероприятий, связанных с хищением, разукомплектованием. Финансировать его в рамках бюджета теперь невозможно. Рассматриваем варианты внебюджетного финансирования. Да, вопрос затянут. Но в рамках бюджета напрямую решить его сегодня нельзя.

Таким образом, Нерха останется без школы и в этом году, поскольку строительные материалы летом завезти туда практически невозможно. Качуг вроде бы не так труднодоступен, как таёжная Нерха, однако и там возникли проблемы с вводом в эксплуатацию школы, построенной семь месяцев назад. Руслан Болотов пояснил, что все процедуры, связанные со стройнадзором, пройдены. Претензии возникли у Роспотребнадзора. Причём устранить их уже невозможно, поскольку новые требования не были заложены в проект. Напомним, что школа в Качуге тоже является долгостроем с историей. 

– Давайте за две недели решим этот вопрос, – предложил Александр Битаров. – Это тоже своего рода преступление, когда из-за бюрократических проволочек не можем ввести готовый объект. Приглашайте прокуратуру, пусть она даёт оценку деятельности Роспотребнадзора. Понятно, что деньги истрачены, объект построен, и переделать его мы уже не сможем. 

Мэр Черемхова Вадим Семёнов поднял тему недостроенных социальных объектов. В частности, речь шла о садике в Черемхове, строительство которого планировалось завершить в 2016 году. Тема оказалась болезненной для всех. 

– Хотелось бы чётко понимать, какие объекты будут достроены, а какие не будут, – спросил Семёнов. – Недострои нужно ставить на охрану, иначе всё растащат. Мне, например, жалко уже вложенные в детский сад 50 миллионов рублей. 

– Только на означенные шесть объектов нужно 643 миллиона, а на ваш объект, если мне не изменяет память, требуется ещё 94, – заявил в ответ Александр Битаров. – Не только в городе Черемхове объекты в таком состоянии. Вы отлично знаете, что нам досталось в наследство. Много было обещано, а в бюджете денег нет. Над нами вообще висит угроза секвестирования бюджета. Поэтому не надо испрашивать здесь какие-то обещания, которые правительство не в состоянии дать. 

Александр Битаров, тем не менее, предложил министрам воспринять критику и пересмотреть существующие программы в сторону сокращения. По объектам здравоохранения и образования нужно провести тщательнейшую ревизию и здания, которые «чуть ли не в котлован съезжают», доделывать в первую очередь. Достройку других объектов придётся отложить. 

В сельском хозяйстве тоже не всё спокойно. Главным вопросом на сегодня остаётся обеспечение кормами бурёнок на личных подворьях и сохранение маточного стада. Именно последние недели, которые осталось пережить до появления свежей травы, могут стать самыми трудными для коров и их хозяев. Александр Битаров признал вопрос сложным и пообещал ускорить его рассмотрение на дополнительном заседании правительства, которое пройдёт с участием губернатора.

Из-за засухи в 13 районах области частники не смогли заготовить достаточное количество сена и соломы. Свои поля и сенокосы они, как правило, не страхуют, поэтому на выплаты компенсаций рассчитывать не приходится. Частники зачастую не попадают ни в какие гос­программы поддержки, а покупать сено по рыночной цене тоже не могут из-за высокой стоимости привозных кормов. 

Ситуация осложнилась тем, что в январе у единственной страховой компании «Поддержка», которая страховала сельхозпроизводителей Приангарья, была отозвана лицензия. Теперь страховые выплаты производятся только по решению арбитражного суда, несколько хозяйств его уже получили. 

– Мы встретились с шестью страховыми компаниями, но ни одна из них не дала согласие в 2016 году работать с сельским хозяйством, – отметил первый заместитель министра сельского хозяйства Иркутской области Александр Кириленко. – Слишком высокие риски. 

Между тем именно в 13 пострадавших районах сосредоточено 70% поголовья областного стада. На 1 января 2016 года в регионе насчитывалось 273 тыс. голов КРС, или 97% к уровню прошлого года. Только в 7 муниципалитетах сумели сохранить стадо. Основное снижение поголовья наблюдается как раз в личных подсобных хозяйствах. 

Снижение численности уже отразилось на производстве молока. Во всех хозяйствах произведено 466 тыс. тонн молока, что составляет 97% к уровню прошлого года. Правда, в КФХ и крупных хозяйствах, где реализуются инвестпроекты, производство молока даже выросло. 

В районах продают корма из соседних регионов – Красноярского и Алтайского краёв. С октября прошлого года в пострадавшие районы завезено 39 тыс. тонн грубых и соч­ных кормов и 29 тыс. тонн зернофуража, в том числе 125 тонн сена из Алтайского края. На сегодняшний день мэры организовали централизованные перевозки кормов по 3-4 фуры в район. 

– Кроме этого районы, пострадавшие от засухи, ведут межхозяйственный обмен. Например, из Баяндаевского района вывезено 250 голов скота в Черемховский, Братский и Нижнеудинский районы в обмен на корма. Сейчас в аграрном университете для глав сельских поселений проводятся учебные занятия по вопросам содержания скота в личных подсобных хозяйствах, наделения их пастбищами и сенокосами, – отметил Александр Кириленко. 

В качестве выхода из ситуации минсельхоз рекомендовал частникам привлекать кредитные ресурсы. Банки сегодня готовы давать займы до 300 тыс. рублей. Кроме того, Кириленко предложил частично компенсировать кредитную ставку и увеличить ставку субсидирования на закуп молока у населения с 3 до 5 рублей и на закуп мяса крупного рогатого скота с 15 до 20 рублей. 

В 2016 году хозяйства области планируют произвести 735 тыс. тонн зерна, что на 33% больше, чем в прошлом году. Для выполнения плана нужно будет посеять зерновых и зернобобовых культур 417,8 тыс. га. Также в регионе собираются произвести 620 тыс. тонн картофеля, более 160 тыс. тонн овощей.

– По данным на 1 марта текущего года, сельхозтоваропроизводителями области приобретено 13,5 тысячи тонн минеральных удобрений на сумму 305 миллионов рублей. Ведётся приобретение средств химической защиты растений, ГСМ. Техническая готовность тракторов составляет 80%, посевных комплексов – 100%. Вся сельскохозяйственная техника и оборудование будут готовы к началу проведения посевной кампании, – сообщил Александр Кириленко. 

В период весенних полевых работ будет задействовано 113 посевных многооперационных комплексов, которыми планируется засеять более 50% посевной площади яровых культур. Для оперативного устранения отказов техники в сельскохозяйственных организациях области будет применяться 200 передвижных мобильных ремонтных бригад и звеньев.

Цены на семена в регионе сохранились на уровне прошлого года, что очень важно для крестьян. 

На приобретение материально-технических ресурсов аграриям нужно 2,5 млрд рублей. Из них 68% составят краткосрочные кредиты. «Мы надеемся также на поддержку из областного и федерального бюджетов, которая, по предварительным подсчётам, составит 604 миллиона рублей», – добавил Александр Кириленко. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры