Садово-огородное партнёрство
Садоводы получат поддержку региональной власти
Садоводческие кооперативы с согласия государства и с его поддержкой возникли в 1960–1970-е годы. 400 тысяч дачных участков были объединены в 1300 садоводческих кооперативов с общей площадью 40 тыс. га.
Они организовывались промышленными предприятиями, бюджетными организациями и учреждениями, выделявшими средства (и нужно отметить – немалые средства) для создания их инфраструктуры – электро- и водопроводных сетей, дорог – и помогавшими им 20–30 лет до начала реформ в 90-е годы, когда предприятия сами оказались в плачевном финансовом положении, а многие исчезли вообще.
Обнищание предприятий и учреждений оказалось для садоводов невосполнимой потерей. Прекращение развития садоводческой инфраструктуры и коммуникаций, разрушение существующих инженерных сетей привели к тому, что новые садоводческие участки, полученные накануне реформ, не осваивались, а старые начали забрасываться.
В результате садоводы оказались без государственной поддержки, один на один со своими проблемами.
Не изменилась ситуация и после появления закона, подписанного Борисом Ельциным в апреле 1998 года, по которому предприятия, бюджеты всех уровней могли возмещать 100% целевых и 50% членских взносов, потраченных садоводами на ремонт электро- и водопроводных сетей, дорог.
Прошло 25 лет после начала реформ. Кто же в настоящее время отвечает за состояние, сохранение и развитие садоводческих кооперативов? Никто. Возможно, это не совсем так, ибо общественный совет садоводов области находился при Главном управлении, а затем министерстве сельского хозяйства. Но они не могли помочь садоводам, ибо сами постоянно испытывали острый недостаток выделяемых на сельское хозяйство бюджетных средств.
Областной совет садоводов, избранный на учредительной конференции в 2002 году, с 2003 года безуспешно настаивал на выделении бюджетного финансирования садоводов в пределах 40–50 миллионов рублей. По проведённым подсчётам, затраты владельца садового участка для получения овощной продукции составляют 10–15 тысяч рублей в год, то есть для владельцев 400 тысяч садовых участков получается 4–6 миллиардов рублей, что вдвое больше бюджетной поддержки, выделяемой на сельское хозяйство области.
Самой большой и, пожалуй, главной ошибкой областного общественного совета союзов садоводов была попытка подменить отсутствующие государственные административные органы, то есть так называемый административный ресурс, и решать накопившиеся проблемы садоводов при отсутствии финансовой поддержки.
Впервые структура управления садоводческими объединениями была создана при губернаторе Санкт-Петербурга в 1998 году со штатом сотрудников в 20 человек и выделением финансовой поддержки в размере 100 млн рублей в год. В Новосибирской области проблемы садоводов решает административная комиссия под председательством первого заместителя главы области. В Ангарске руководство садоводческими кооперативами осуществляется административной комиссией, созданной по инициативе председателя Ангарского союза садоводов Людмилы Безвидной. Опыт Ангарска показал, что проблемы садоводов можно решить.
Напомню, десять лет назад были начаты разговоры, что областная администрация наведёт порядок с дорогами, более пяти лет ведутся разговоры о передаче электросетей. И фактически почти ничего не изменилось. Но всё стареет, ветшает. Нагрузки растут, и возрастает возможность появления штрафных санкций за нарушения садоводами использования электроэнергии, не говоря уже о штрафах пожарной, санитарных служб.
В публикациях нами неоднократно утверждалось, что эффективное использование инженерных сооружений, передача их на баланс специализированных муниципальных, областных предприятий и организаций – это, конечно, жизненно важные вопросы, но не задачи членов общественной организации областного совета садоводов. Что в администрации области, городов должны быть государственные подразделения, отвечающие за создание инфраструктуры и её нормальную работу в садоводческих объединениях.
Сегодня следует говорить о видении структуры управления садоводческими объединениями области новым главой региона Сергеем Левченко, высказанном им в обращении к садоводам области в ходе предвыборной кампании.
В обращении отмечалось, что развитие садоводческих кооперативов будет зависеть от разработки и принятия целевых программ, создания постоянно действующей системы финансирования. Что в соответствии с федеральными законами необходимо ввести в штат администрации губернатора советника, напрямую отвечающего за развитие садоводства и огородничества, а администрациям области, городов и муниципальных образований сформировать структуры управления садоводческими объединениями. Создание такой структуры будет способствовать мобилизации к участию других министерств на решение накопившихся у садоводов проблем.
Социально-экономическая значимость этих предложений заключается в том, что именно на садовых приусадебных участках выращивается 48 кг овощей на человека, а в овощеводческих хозяйствах и фермерами – лишь 12 кг, то есть всего 60 кг в год вместо 120 кг по научно обоснованной норме. Для сравнения можно отметить, что в других областях и краях Сибирского федерального округа производство овощей составляет более 110 кг на человека. Что значит пониженное вдвое производство овощей в области? Это значит, что в области не уделяется должного внимания овощеводству. Всем известно, что именно овощи – основной источник витаминов, определяющих здоровье, высокую работоспособность и долголетие населения. Поэтому острый недостаток овощей – это недостаток витаминов, а недостаток витаминов – это болезни. И в первую очередь от их недостатка страдают наши дети, школьники, студенты. Не случайно овощи в мире получили название «Здоровье нации».
Можно напомнить, что при критическом состоянии с производством овощей затраты около миллиарда рублей в области составляют только на льготные лекарства, а общие расходы на лекарственные препараты, не говоря о их качестве – это миллиарды рублей. Борьба, таким образом, ведётся не с причинами появления болезней от острого недостатка овощей в регионе, а с их следствием – необходимостью лечения болезней, которые появились из-за острого недостатка витаминов, то есть овощей.
Жизненно важное повышение производства овощей в области будет зависеть от выполнения целевых программ по развитию садоводческих кооперативов, с обеспечением финансовой помощи из областного и городских бюджетов предприятий, их организовавших, для обеспечения эффективной работы трёх блоков, а именно:
1. Поддержка в рабочем состоянии и охрана инфраструктуры – электро- и водоснабжения, дорог.
2. Производство овощей, плодов, ягод с созданием прокатных пунктов малой техники и обеспечение удобрениями с целью повышения производительности труда и культуры земледелия.
3. Организация тёплых и межсезонных рынков для реализации продукции, закупки овощей через потребкооперацию с сезонной их переработкой, хранения, доступность льготных кредитов.
Исполнение первого блока будет зависеть от бюджетных средств областного, городских бюджетов и средств предприятий-организаторов. Исполнение третьего блока будет зависеть от средств областного и городских бюджетов. Эффективность второго блока – собственно выращивание овощей – полностью будет зависеть от самих садоводов, их личных денежных затрат и от членов областного союза садоводов – квалифицированных специалистов в области овощеводства и плодоводства, от распространения и использования их знаний и опыта в садоводствах области.
Показателем их квалификации является реализация следующих разделов:
1. Испытание сортов и гибридов овощных и плодово-ягодных культур.
2. Освоение и внедрение разработанных в СИФИБРе СО РАН новых технологий выращивания овощей.
3. Проведение городских и областных выставок-ярмарок.
4. Издание местной научно-популярной литературы по овощеводству, плодоводству.
5. Чтение лекций в клубах садоводов.
Выполнение перечисленных разделов в значительной степени зависит от работы клубов садоводов (в 2002 году их было 4, в 2013 году это число увеличилось до 10). При отсутствии в области научных учреждений клубы стали настоящими университетами по получению знаний, необходимых для выращивания высоких урожаев овощных и плодово-ягодных культур.
Сегодня можно говорить о реальном изменении отношения власти региона к садоводам. Создание государственной структуры по управлению садоводческими объединениями уже началось. По согласованию с губернатором решение вопросов, связанных с деятельностью садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан, на уровне правительства Иркутской области возложено на советника губернатора Анатолия Прокопьева.
В соответствии с существующим законом принята подпрограмма «Создание условий для развития садоводческих объединений граждан Иркутской области», в которой предусмотрено:
1. Предоставление субсидий на капитальный ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения к садоводствам.
2. Возмещение затрат в связи с оказанием услуг по пассажирским перевозкам автомобильным транспортом общего пользования по сезонным садоводческим маршрутам и железнодорожным транспортом пригородного сообщения.
3. Предоставление садоводческим объединениям грантов в форме субсидий за счёт средств областного бюджета на развитие инженерной инфраструктуры общего пользования.
В заключение следует ещё раз отметить, что государственная поддержка садоводческих кооперативов как малой формы предпринимательства – это обеспечение продовольственной безопасности населения области за счёт реального увеличения производства овощей садоводами, улучшение демографической ситуации с воспитанием здоровых поколений сибиряков в промышленном регионе, сохранение устоявшейся десятилетиями подлинно народной формы обеспечения населения овощами, плодами, ягодами, определяющих здоровье и долголетие населения, сохранение формы самоорганизации отдыха, воспитание у подрастающего поколения любви к труду и земле.
[dme:igall/]