По двойному тарифу
Праймериз «Единой России» по затратам может обойтись кандидатам как основная кампания
Бывший сенатор от Иркутской области Олег Каньков стал первым, кто заявился на праймериз «Единой России» на выборах в Госдуму. Вчера, 15 февраля, стартовал процесс подачи документов на голосование, которое «единороссы» просят называть не внутрипартийным, а открытым, поскольку формально в нём может принять участие и не партиец. Между тем уже называют следующих соискателей, чьи документы могут появиться в оргкомитете – депутат Госдумы РФ Сергей Тен, нынешние депутаты Заксобрания Иркутской области Николай Труфанов, Алексей Красноштанов и Андрей Чернышев. Думает, идти от партии или нет, Антон Романов. Для отдельных кандидатов выбор и вправду труден – нынешняя модель праймериз по финансовым затратам может стать «второй предвыборкой».
15 февраля – первый день подачи документов на праймериз «Единой России». С этого дня вплоть до 10 апреля включительно можно принести в оргкомитет документы и поучаствовать в партийном голосовании по отбору кандидатов на выборах в Госдуму. К 15 апреля ИРО «ЕР» намерено завершить процесс регистрации кандидатов, сами же праймериз состоятся в единый по всей стране день, 22 мая, и будут контролироваться из центра как в самом процессе, так и при подсчёте. Как заявлял ранее секретарь ИРО «ЕР» Сергей Брилка, счётные комиссии в регионах будут созданы до 1 марта. Каждый кандидат должен будет пройти серию дебатов, отказываться от них он не имеет права, иначе оргкомитет праймериз вправе будет снять его с предварительного голосования. Дебаты мы увидим со 2 апреля по 22 мая. Голосование будет рейтинговым, то есть в бюллетенях жители области найдут несколько фамилий и смогут проголосовать не за одну из них, а за несколько.
Первым, кто подал документы на праймериз, стал экс-сенатор от Иркутской области Олег Каньков. Он пришёл в оргкомитет 15 февраля. Ранее Канькова уже называли в числе претендентов на кресло в Госдуме от «Единой России». Последний год сенатор довольно редко появлялся в медиапространстве, однако с января 2016 года начал давать интервью, рассказывающие о его деятельности на благо региона. Тогда окончательно стало ясно, что он не просто готов побороться за кресло в Госдуме, но и предпринимает определённые публичные шаги для этого.
Как сообщает пресс-служба ИРО «ЕР», пакет документов у Канькова приняли члены регионального организационного комитета по проведению предварительного голосования по кандидатурам для последующего выдвижения от партии Сергей Брилка и Олег Торский. Решение о том, будет ли зарегистрирован Каньков, комитет примет 19 февраля.
Напомним, что на партийном проекте «Кандидат» уже зарегистрировано 300 иркутян. Сам Сергей Брилка на пресс-конференции неделю назад заявил, что знает о намерении принять участие в выборах Сергея Тена, Антона Романова, Алексея Красноштанова. Вероятно, в скором времени в оргкомитете появятся документы кого-то из них, возможно, не всех. В беседе с «Конкурентом» он заявил, что пойдёт по Шелеховскому одномандатному округу. «Я всегда работал в этом округе, – сказал Антон Романов, – и не вижу смысла уходить на другой. Здесь мои избиратели, я хорошо знаю их проблемы». Однако пока решение не принято – выдвинется ли Антон Романов от партии или пойдёт одномандатником. «Я ещё подробно не знакомился с условиями праймериз, – сказал он. – Надо обсудить с руководством реготделения, если не будет в этих праймериз каких-то сверхсложностей, почему не принять участие».
Сергей Тен, вошедший в политсовет ИРО «ЕР» в конце 2015 года, назначен вместе с сенатором Виталием Шубой ответственным за проведение праймериз. Таким образом, потеряв место в генсовете партии, он с головой ушёл в работу в регионе. Не забывая про собственный пиар – он много ездит по региону, последнее его интервью датировано 12 февраля, а 14 февраля он был замечен на «Лыжне России». В пресс-службе Сергея Тена сообщили, что депутатом Госдумы пока не принято решение о том, в какие сроки будут поданы документы. Сергей Юрьевич полагает, что есть ещё достаточный срок, чтобы определиться.
Кроме того, неофициально называют фамилии депутатов ЗС Николая Труфанова, Андрея Чернышева. Комментарий Труфанова получить не удалось. Андрей Чернышев подтвердил своё участие. «Да, я намерен идти на праймериз, – сообщил он «Конкуренту». – Это не первые мои праймериз, в том числе и на выборах в Госдуму, однако впервые они пройдут по такой модели, которая является новой для всех участников. С документами я спешить не буду, до 10 апреля у меня есть время». Антон Романов тоже акцентировал внимание на том, что модели праймериз 2011 и 2016 года сильно отличаются. «По сути надо провести не одну, а две избирательные кампании – с выездом к избирателям, с дебатами сначала на праймериз, а потом – собственно на выборах, – сказал депутат Госдумы. – Не у всех хватит на это финансовых средств». Ранее косвенно на эту проблему указывал и Сергей Брилка, заявивший, что у молодых кандидатов могут возникнуть проблемы с финансированием во время участия в праймериз.
«Данная модель праймериз уже была обкатана в нескольких регионах, – говорит новосибирский политолог Алексей Мазур. – Выглядят такие «праймериз» как настоящие выборы – комиссии по праймериз располагаются в помещениях, где во время выборов находятся УИК, реклама зовёт всех на «народное голосование». Смысл состоит в том, что кандидаты от «ЕР» демонстрируют свою способность мобилизовать и привлечь электорат». В 90% случаев победителями оказываются действующие депутаты, но бывает, что они проигрывают праймериз, отмечает наш собеседник. В результате «ЕР» может оценить, с одной стороны, уровень мобилизуемого электората, а с другой – кто из кандидатов способен мобилизовывать, а кто – нет. «На такие «праймериз» приходит три категории «избирателей» – те, кого привели административно (плюс реальные сторонники), те, кого купили (так как на праймериз не распространяется избирательное законодательство, подкуп практиковался довольно широко), и те, кто пришёл «самоходом», не поняв, что это «народное голосование», а не выборы, – говорит Мазур. – Все, кто поучаствовал в праймериз в качестве избирателя, оставляют свои контакты, что позволяет их «мобилизовывать» вторично. То есть такие «праймериз» – это на две трети политтехнология, а на одну треть – действительно праймериз».