Коттеджи на костях
Природу аномалий при распределении земли в Шелеховском районе изучали наши корреспонденты
Прямо на археологических памятниках решили строить коттеджи новые собственники земель в Пионерске. Живописный посёлок расположен в Шелеховском районе. Дома ставят прямо на участках, отмеченных в генеральном плане поселения как зоны охраны культурного наследия. В этих местах археологи обнаружили стоянки древнего человека и погребение. Часть территории одной зоны занял дачный посёлок «Зелёный», участок во второй зоне только готовят к застройке. Кусок леса площадью два гектара освободили от деревьев и поделили на несколько десятков наделов.
Собственно, сплошная вырубка векового леса и привлекла внимание местных жителей и лесничих. 10 апреля 2014 года сотрудники Шелеховского лесничества обнаружили крупную недостачу в своём хозяйстве. Лесничие недосчитались 153 сосен приличного диаметра и 17 берёз. Как «под косу» был вырублен лес на участке двух гектаров в выделе 16,20 квартале 4 ТУ № 1 ОАЗТ «Ангарский». Исходя из протоколов, нарушители незаконно срубили больше 200 кубометров деловой древесины. Ущерб оценили более чем в полтора миллиона рублей. Начальник территориального отдела Агентства лесного хозяйства Иркутской области по Шелеховскому лесничеству поспешил сообщить о нарушении в полицию. «Данный участок ни за кем не закреплён, в аренду не передавался, рубки лесных насаждений на данном участке не назначались», – такое пояснение дали в полиции сотрудники лесничества, которые обнаружили вырубку.
Лес под застройку
Когда полицейские провели проверку, выяснилось, что территория, за которой исправно следят лесничие, считая её землями лесного фонда и собственностью Российской Федерации, таковой уже не является. Участки вообще отведены под строительство дач. Не составило труда разыскать собственницу земли. Женщина пояснила, что в 1980–1990-е годы работала в совхозе; когда хозяйство распалось и земли поделили между пайщиками, ей достался участок площадью 7,8 гектара. При этом в документах не было указано, где именно находится её участок.
В 2012 году бывшая работница совхоза решила оформить участок в собственность. По её объяснению, сама она не была сильна в земельном законодательстве, поэтому поручила уладить дела своему племяннику, в свою очередь он должен был контролировать работу знакомого, который занимается оформлением земли. В качестве вознаграждения хозяйка великодушно поделилась землицей с исполнителями: каждому по одной трети пая. Довольно щедрая награда за стандартные действия с недвижимостью.
Со слов собственницы пая, в окрестностях Пионерска не нашлось свободного участка нужной площади (7,8 гектара), и земельный комитет Шелеховского района предложил четыре отдельных надела. Тот, который достался знакомому, площадью 2 гектара, и есть участок вырубленного леса, обнаруженный лесничими. В свою очередь, мужчина подтвердил, что, действительно, это он освободил участок от леса. Вырубил деревья, потому что это его земля. И вырубка леса велась с разрешения местной администрации. В материалах полиции есть номер разрешения на вырубку насаждений и дата его подписания.
Удовлетворившись ответами, полицейские подписали отказ в возбуждении уголовного дела. Один такой материал датирован 18 апреля 2014 года, ещё одно постановление об отказе в возбуждении дела, которое практически дословно повторяет первое, подписано 28 июля того же года. Прокуратура города Шелехова также не усмотрела оснований для реагирования. В официальном ответе жителям посёлка говорится о том, что уголовное дело возбудить невозможно «в связи с отсутствием преступления». И в этом надзорное ведомство вполне согласно с полицейскими.
Тайна улицы Нагорной
Никаких дополнительных вопросов у правоохранителей не возникло. А вот местные жители уже несколько лет пытаются выяснить, каким образом земли лесного фонда были оформлены в частную собственность и откуда в посёлке появилась улица Нагорная? Вообще-то эти места славятся хорошими урожаями рыжиков. Как раз из этого самого леса, который волшебным образом стал новой поселковой улицей, в хорошие годы местные и приезжие выносили грибы вёдрами. Старожилы посёлка говорят: здесь всегда был лес.
«Места у нас замечательные. Кругом сосны. Представляете, косули в огороды приходят… Речка рядом. В этом и беда нашего посёлка, – рассказывает староста Пионерска Леонид Рютин. – Пока моста не было, здесь была первозданная природа. Построили обход вокруг Иркутска, мост появился. До Пионерска стало удобно доехать из любого из трёх городов. Отсюда до Шелехова 9 километров, до Иркутска 20, до Ангарска 40. Идеальное место для загородного дома».
Рынок недвижимости, не медля, отреагировал заманчивыми предложениями живописных участков. Весь Пионерск завешан табличками о продаже. Причём большая часть рекламных деревяшек варварски приколочена к живым деревьям. Звоним по первому попавшемуся объявлению и попадаем на мужчину, который продаёт как раз те самые размежёванные участки.
«Земля находится метрах в 50 от Пионерска, недавно они включены в границы посёлка, – обыденным тоном объясняет мужчина, назвавшийся собственником земли. – В 2013 году был принят новый генплан, изменено назначение земель. Были земли сельхозназначения, теперь под строительство. Есть свидетельство о собственности. Участки примерно одинаковые, в длину 50 метров, в ширину 20. Лес расчищен практически наполовину. На части участка есть свободное место, на той половине, что ближе к Иркутску, стоят сосны».
Мы интересуемся, можно ли будет заключить договор купли-продажи участка, и получаем ответ, что предпочтительнее провести сделку через договор дарения. «Баклаши не могут документы привести в порядок. Можно, конечно, через куплю-продажу, тогда нужно обращаться в муниципалитет, это будет очень долго. Так что я вам советую оформлять собственность через договор дарения», – объяснил продавец. За сотку земли он попросил 35 тысяч рублей. На выбор предложил участки по 10 и по 20 соток.
Обращаемся за разъяснениями в администрацию Баклашинского муниципального образования (в его состав входит посёлок Пионерск). Вопрос о том, для чего договоры купли-продажи нужно согласовывать с муниципалитетом, удивил сотрудников администрации. «Я в первый раз слышу, что собственник должен обращаться в муниципалитет, – говорит консультант правового отдела Дмитрий Ефремов. – Если у человека есть документы о собственности, он может распоряжаться своим имуществом как ему угодно: продавать, дарить, сдавать в аренду. Ничьё разрешение ему не требуется».
Точно так же, рассказал Дмитрий Ефремов, не спрашивали разрешения у администрации, когда земли оформляли в собственность. «Если у человека был сельскохозяйственный пай, к нему прилагается схема расположения участка. В соответствии с Законом № 103 «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», администрация не располагает землями, отведёнными под паи. Владелец заказывает межевой план и через суд оформляет право собственности. Администрация в этом деле не участвует», – объясняет особенности процедуры сотрудник администрации.
Итак, оформление происходит на основании схемы расположения паёв. В числе других документов Леонид Рютин передал редакции постановление мэра Шелехова, датированное февралём 1995 года, «О передаче государственных земель в общую долевую собственность и предоставлении земель в бессрочное (постоянное) пользование акционерам общества закрытого типа «Ангарское». На копии виден оттиск архивного отдела администрации Шелеховского района, там сейчас хранятся материалы по землям бывшего совхоза.
В документе говорится о том, что передаче подлежат 12 533 га земли, занятой сельскохозяйственными угодьями. В пункте 4 постановления буквально сказано: «Утвердить план земель АОЗТ «Ангарское»… на площади 12 533 га с указанием на чертеже прилагается». Беда в том, что именно этого чертежа в приложениях к постановлению не оказалось. Отсылка к приложению есть. Другие приложения есть. А этого приложения нет. Совпадение? «Это всё, что есть в архиве из документов по передаче земли. Карта расположения паёв отсутствует. У нас есть официальный документ из архива, что документы о землях «Ангарское» на хранение не сдавались. А раз точное место не указано, пай можно оформлять в любом месте, где хочешь», – объясняет логику действий владельцев паёв староста.
Но и в этом случае пайщики не имеют права претендовать на земли лесного фонда. Под рукой у Леонида Рютина постановление правительства РФ № 229, в статье 2 которого сказано о том, что «передача участков лесного фонда в безвозмездное пользование не затрагивает права сельскохозяйственных организаций на землю». По бумагам не затрагивают, а в жизни очень даже затрагивают.
«Люди устали от безобразия»
Леонид Рютин показывает нам дорогу. На машине выезжаем из посёлка, который умещается в несколько улиц, и поднимаемся на небольшую гору. Дорога проходит между сосен. Как рассказывает наш провожатый, это и есть новая поселковая улица, которой здесь отродясь не было. Через сотню-другую метров выезжаем на открытый участок. Останавливаемся. По левую сторону дороги видим широкую просеку. Видимо, лес вырублен так, чтобы со стороны въезда на участки возвышались красивые сосны, а в глубине можно было поставить дом. Эта полоса рядом с дорогой в публичной кадастровой карте обозначена как 16 разных по величине участков, у каждого свой кадастровый номер.
«Я разговаривал с владельцем одного участка прошлой осенью. Видите, в глубине просеки стоит металлический контейнер. Мужчина уверен, что его участок оформлен по закону. Весной он собирается строить дом. Вот и электричество подвели», – показывает на деревянные столбы слева от дороги староста.
Почти два года жители Пионерска не могут достучаться до чиновников, добиться справедливости. О незаконных сделках с землёй в Пионерске они писали главе поселения, мэру района, прокурору Шелехова и Иркутской области, губернатору. Ответов либо нет, либо в официальных документах говорится, что для реагирования нет оснований.
«Мы, простые жители, не имеем даже права защищать лес и археологические объекты. Мы не можем обращаться с запросами в регистрационные ведомства, чтобы узнать, кому принадлежит тот или иной участок. Материалы приходится добывать обходными путями, через прокуратуру. Но и от надзорного ведомства нам помощи нет: говорят, раз земля находится в собственности, она неприкосновенна», – сетует староста.
У Леонида Рютина накопилось несколько массивных папок с копиями документов, каждый лист аккуратно вложен в отдельный раздел. На полке лежат оригиналы ответов в конвертах. Человек десять из числа жителей Пионерска – пенсионеры, сотрудники МЧС, домохозяйки – регулярно собираются вместе, обсуждают, куда ещё можно обратиться. Они готовы тратить своё время, нервы и деньги ради того, чтобы оставить детям хотя бы то, что ещё не успели «освоить». «Люди устали от безобразия», – вздыхает наш собеседник.
Мы попросили вмешаться в ситуацию заместителя руководителя Агентства лесного хозяйства Дениса Удалова. Он пообещал, что в ближайшие дни в Пионерске побывают сотрудники его ведомства. «Мы зафиксировали более 400 случаев, когда органы местного самоуправления выдали разрешения на использование участков, которые находятся на землях лесного фонда. Это самый распространённый способ вывода земель из государственной собственности. Оформление сельскохозяйственных паёв происходит через суд, и в этих случаях мы нередко сталкиваемся с тем, что в частные руки уходят участки леса, – сообщил Денис Удалов. – Мы провели мониторинг по всем лесничествам. Оказалось, в целом по области около пяти тысяч участков (речь идёт о землях в том виде, как они поставлены на кадастровый учёт, при этом один участок леса нередко делится на десятки и сотни маленьких наделов) нужно вернуть в собственность государства. Вместе с областным управлением Росимущества мы составили план исковой работы.
Чтобы вернуть эти участки, мы проводим кадастровую съёмку, ставим земли на кадастровый учёт и подаём иски в суд. Земли возвращаются в собственность государства. Если на участке есть строения, пользователь должен за собственный счёт их снести. Конечно, от изъятия земли страдают по большей части добросовестные граждане, купившие участки, а не те люди, кто заработал на сделках. Именно поэтому мы снова и снова обращаемся к жителям: прежде чем купить участок, обязательно нужно узнать в Агентстве лесного хозяйства или прокуратуре, всё ли с землёй в порядке».
По словам заместителя руководителя Агентства, к нынешнему времени через суд удалось добиться возврата около 180 участков. Хотя дело это трудоёмкое и длительное. Разбирательства могут затянуться на год или даже дольше. Денис Удалов предположил, что именно к такой процедуре предстоит приготовиться собственникам участков в Пионерске.
«Участки «заступают» на памятник»
Владельцам земли грозит двойное беспокойство. Мы также обратились в Службу по охране объектов культурного наследия Иркутской области. Там подтвердили, что в окрестностях Пионерска существуют несколько археологических объектов, которые содержат в себе следы существования человека в прошлых эпохах. Дома СНТ «Зелёное», вероятно, построены на месте древнего погребения. «На этой территории было найдено несколько костей и предметов, один из них – топор из нефрита. Когда погребение в 1990-х годах было обнаружено, его верхний слой был разрушен, фрагменты были разбросаны по земле. Поэтому границы объекта были выделены в пределах той территории, где найдены предметы», – рассказал начальник отдела археологии Службы по охране объектов культурного наследия Михаил Скляревский.
Второй участок, где собственники готовятся возводить дома, тоже, скорее всего, «заступает» на территорию объекта археологического наследия. Здесь была обнаружена стоянка древнего человека. «На поверхности были найдены отщепы и кости. На первый взгляд, ничего особенного, но достаточно часто с незначительных предметов начинаются раскопки, а в культурном слое обнаруживается великолепный памятник. Археологи определили границы объекта, более подробную информацию можно будет получить после раскопок, – рассказал начальник отдела. – Как только они были обнаружены, мы сообщили об этом администрации района, направили руководству муниципалитета материалы с координатами археологических объектов. Всего их в окрестностях Пионерска четыре. Эту информацию необходимо было учесть, когда готовилась схема территориального планирования района, но этого сделано не было.
Хотя формально закон при оформлении не был нарушен. При оформлении сельскохозяйственных паёв согласования со Службой по охране объектов культурного наследия не требовалось. Это не было обязательным требованием. Из-за этой ситуации государство потеряло много исторических памятников».
По словам специалиста, в трёх случаях специалистам службы удалось предотвратить разрушение археологических памятников. Нарушители были наказаны на крупные суммы. Военных строителей оштрафовали на пять миллионов рублей, по шесть миллионов рублей заплатили за ущерб культуре дорожные строители в Качугском и Ольхонском районах.
Чтобы оценить «размер бедствия» в Пионерске, на днях в посёлок прибудет комиссия экспертов. Если окажется, что археологическому памятнику грозит опасность, специалисты будут обращаться в правоохранительные органы. За разрушение архитектурных памятников предусмотрена уголовная ответственность.
Вообще, в Пионерске творятся аномальные вещи. Лес вырублен, на археологическом объекте построены коттеджи, и все проверяющие в один голос твердят, что всё сделано по закону. Поселение в выделении участка под строительство не участвовало – но есть разрешение на вырубку векового леса. Администрация Шелеховского района к сделкам с землёй не причастна – но есть решение Думы о переводе земель из сельскохозяйственного назначения в дачное строительство. При этом росчерком пера (а может, маркера) чьей-то неведомой руки посёлок расширился в границах и вобрал в себя участки, которые раньше были лесом. Не слишком ли много мистических событий для одного маленького посёлка?